Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников
статья на тему

Зимина Елена Федоровна

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Тазовском районе ЯНАО проживают представители более 33 национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

Педагог-психолог Зимина Е.Ф.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Тазовском районе ЯНАО проживают представители более 33 национальностей.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к другим и другим позициям, ценностям;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Нравственное воспитание через событийный подход направлено на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • обеспечение непрерывности духовно-нравственного воспитания в системе: ДОУ;
  • организации системы взаимодействия детского сада и семьи по формированию духовной - культуры старших дошкольников;
  • оздание поэтапной системы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами.

Ребенок, родители и педагоги, являются основными  участниками воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Отношения субъектов необходимо строить на основе сотрудничества и уважения.

Для успешной адаптации ребенка в многонациональном обществе необходимо овладеть определенными знаниями о духовно-нравственных ценностях людей разных национальностей.

Диагностику духовно – нравственного воспитания дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование знаний о духовной культуре разных народов (в нашем случае за основу взяты три религиозных направления: ПРАВОСЛАВИЕ, ИСЛАМ, ЯЗЫЧЕСТВО);
  • воспитание правильного отношения к социокультурным ценностям и принятым, в обществе правилам и нормам поведения в интересах человека, семьи, общества.

Критерии духовно-нравственного отношения к окружающим является:

  • сформированность эмоционально-положительного отношения и восприятия людей всех национальностей (каждый имеет право на уважительное отношение к себе не зависимо от цвета кожи, языка и т. д.);
  • выраженность положительного эмоционального и практического взаимодействия между воспитанниками, родителями и педагогами.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

  • Тест Теммл-Дорки Аммен;
  • Социометрия;
  • Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к людям;
  • Специальные ситуации для выявления у воспитанников практических навыков культурного поведения в обществе;
  • Наблюдение за детьми в естественных условиях детского сада, в групповой комнате, общении со сверстниками, родителями, педагогами;
  • Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания.
  • Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 5-7 лет. Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитанников просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

  • Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития:

  • Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей 1-2 классов)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

  • Методика «Что мы ценим в людях»(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

  • Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

  • Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
  • Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
  • Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
  • Анкета-опросник «Настоящий друг»

По результатам мониторинга выявляется уровень сформированности духовно – нравственного воспитания у старших дошкольников.

На основе результатов мониторинга разрабатывается календарно – тематический план работы.

В данной работе мы ожидаем положительный результат, которым является:

Дети

Родители

Проявление интереса к культуре представителей других национальностей

Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Осознание влияния терпимости и уважения к другой культуре, языку, традициям при решении спорных вопросов

Понимание необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников

Достаточный уровень знаний воспитанников старшего возраста о традициях, культуре, быте многонациональной России

Проявление терпимости к культуре других народов и детей с особенностями развития

Наличие желания бережного отношения к другому мнению, умения договариваться и помогать дуг- другу

Вовлечение родителей в процесс формирования духовно-нравственной культуры воспитанников

Опыт элементарного умениями анализировать и делать выводы по ситуации

Участие в совместных мероприятиях духовно-нравственной направленности

Необходимо учитывать возможные риски при проведении работы по духовно – нравственному воспитанию через событийный подход:

  • низкий уровень посещения родителями совместных мероприятий;
  • отказ родителей от посещения детьми Храма, Мечети по идейным мотивам;
  • климатические условия Крайнего Севера.

В ходе реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия (Развлечения, занятия, создание газет, чаепитие) с привлечением родителей, педагогов. Тематика мероприятий может варьироваться в зависимости от дат духовных праздников (ПАСХА, УРАЗА БАЙРАМ, МАСЛЕННИЦА и др.), способов и направления поддержки детских инициатив, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.

Системная организация духовно-нравственного воспитания позволит выработать у воспитанников, их родителей терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохранить свою идентичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей личности у детей 2 младшей группы Тема: «Добрая забота».

Конспект непосредственно образовательной  деятельности по формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей личности у детей 2 младшей группына тему: «Добрая забота»....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии признаков одаренности у дошкольников

Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту».

Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.З...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...