Программа по краеведению 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес. В своей группе я реализую проект по краеведению «Родная тропинка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по краеведению
Возраст 6-7 лет
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес. В своей группе я реализую проект по краеведению «Родная тропинка».
Природно-климатическое направление проекта включает в себя знакомство с особенностями животного и растительного мира Тамбовской области, и реализуется в течение года в качестве ООД «Краеведение». Это направление является базовым для раскрытия перед ребенком особенностей культуры и быта нашего региона.
Культурно-историческое направление включает в себя знакомство с историей рождения и развития нашего города и области. Особенности культуры и быта народов, населяющих современную территорию тамбовской области. Так же мы поговорим о роли Тамбовчан в Великой Отечественной войне. Отыщем и исследуем исторический «след» в названиях улиц Тамбова. Познакомимся с памятниками и историческими местами города, с музеями и экспозициями, связанными, так же с культурой и историей нашего города.
Знакомству с тамбовскими художниками поможет создание картинной галереи «Художники Тамбовского края», где планируется проведение ООД «Краеведение»
Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, объем знаний распределен по темам. Последовательность знакомства детей с определенными темами отражена в перспективном плане.
Краеведческий проект рассчитан на изучение детьми с 4 до 7 лет в рамках организации организованной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников
месяц | неделя | Дата | Тема | Цели и задачи | Литература |
сентябрь | 1 | День знаний. Экскурсия в школу. | Расширять представление о школе. Формировать желание учиться в школе | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.69 | |
2 | Моя семья | Закреплять знания: - своего отчества; - имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Расширять и закреплять представление о родственных отношениях. Познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.29 | ||
3 | Род и родословие | Закреплять представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.157 | ||
4 | «Край, где мы живем» | Знакомить детей с названием края, местом расположения на карте, познакомить с городами и селами . Воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине | https://craytambov.wordpress.com/ сайт «Край ты мой, земля Тамбовская» Карта Тамбовской области | ||
октябрь | 5 | «Город - это…» | Систематизировать знания детей о городе Тамбове, как окружном центре. | ||
6 | Виртуальная экскурсия «По страницам истории города Тамбова» | Познакомить с историческим прошлым города Тамбова. Воспитывать интерес к изучению истории Тамбова. | Презентация | ||
7 | Легенды и предания Земли Тамбовской | Познакомить с легендами о Тамбовской области. Воспитывать интерес к истории родного края | Попова Т.И. Сказы о Земле Тамбовской – Тамбов: Изда-тельский дом ТГУим. Г.Р. Державина, 2010. «Легенды старого Тамбова – в сказах и преданиях»/ Сост. Семѐнова Людмила Ивановна | ||
8 | «Столица далеко, а чудеса – близко» Виртуальная прогулка по удивительным местам Тамбовской области области. | Познакомить с памятниками природы Тамбовской области | Презентация «Памятники природы Тамбовской области» | ||
ноябрь | 9 | «Символика родного города» | Закрепить знания о флаге, гербе, гимне родного города. Воспитывать любовь к родному краю и гордость за него. | Папка «символы родного города» Попова Т.И. Сказы о Земле Тамбовской – Тамбов: Издательский дом ТГУим. Г.Р. Державина, 2010. С.11 | |
10 | Герб детского сада, семьи. | Познакомить детей с наукой «ГЕРАЛЬДИКА», рассказать, что она изучает. Воспитывать патриотические чувства. Развивать желание самостоятельно создать герб детского сада. Активизировать детей для создания герба своей семьи. | |||
11 | Город на Цне: познавательная игра - путешествие по улицам родного города | Познакомить с достопримечательностями Тамбова, с памятными местами, площадями и улицами. | |||
12 | Тамбовские писатели детям | Расширить и обогатить знания о литературе и культуре родного края Познакомиться с биографией и творчеством писателей, имеющих отношение к Тамбовскому краю. Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине. | Презентация | ||
13 | Художники Тамбовского края | Познакомиться с биографией и творчеством художников, имеющих отношение к Тамбовскому краю. Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине. | |||
декабрь | 14 | Композиторы Тамбовского края | Познакомиться с биографией и творчеством композиторов, имеющих отношение к Тамбовскому краю. Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине. | ||
15 | Изобретатели, ученые Тамбовского края | Познакомиться с биографией и творчеством изобретателей, ученых, имеющих отношение к Тамбовскому краю. Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине. | |||
16 | Тамбов спортивный | Познакомить с известными спортсменами Тамбовщины. Расширить представления о спортивных соревнованиях. Вызывать интерес у детей к разным видам спорта Формировать привычки к здоровому образу жизни. | |||
17 | Народные праздники на Руси: Рождество, Святки. | воспитание любви и интереса к русской народной культуре, её самобытности; | Виноградова Н.ф. Моя страна Россия.- М.: Просвещение, 2005. С.37 | ||
январь | 18 | Зима в произведениях тамбовских художников, композиторов, писателей. | Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Продолжать приобщать к народной культуре. Воспитывать любовь к родной природе. | ||
19 | Экскурсия в библиотеку | Познакомить с трудом библиотекаря, учить правильно пользоваться книгой. | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С.43 Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.143 | ||
20 | Тамбов театральный | Познакомить с театрами города; Расширить представления о театральных профессиях. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний. | |||
февраль | 21 | «Профессия – военный» | Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.255 | |
22 | «Богатыри земли Тамбовской» | Рассказать о людях, прославивших Тамбовский край в годы войны. | |||
23 | Папы, дедушки - солдаты | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | |||
24 | Народные праздники на Руси: Масленица | расширить знания о народных традициях Тамбовщины – празднике Масленица (проводы зимы); развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений | 1.Виноградова Н.ф. Моя страна Россия.- М.: Просвещение, 2005. С.40 2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.292 | ||
март | 25 | Моя мама | Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. | ||
26 | О народных промыслах | Познакомить с особенностями народных промыслов Тамбовского края. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.274 | ||
27 | Костюмы Тамбовской области | Знакомство с элементами тамбовского национального костюма: женского и мужского. Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру своего народа | |||
28 | Народные праздники на Руси. Пасха | Продолжать знакомить с русскими народными праздниками. Прививать любовь и уважение к народным традициям. | |||
апрель | 29 | Весна в произведениях тамбовских художников, композиторов, писателей. | Учить видеть и описывать красоту весеннего пейзажа. Продолжать приобщать к народной культуре. Воспитывать любовь к родной природе. | ||
30 | Экскурсия по весеннему Тамбову | Продолжать формировать интерес к малой родине. Рассказывать о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. | |||
31 | «Героические подвиги тамбовчан» | познакомить детей с героическими подвигами тамбовчан в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, доблестной истории своей страны. Обогатить словарный запас детей, развивать воображение, наблюдательность, способность сопереживать другим людям. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа» с.355 | ||
32 | Память в камне | Познакомить с памятниками города, посвященными Великой Отечественной войне, их авторами и точным нахождением. | Презентация | ||
9май | 33 | Встреча с ветеранами ВОв | Посредством общения приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений. | ||
34 | Достопримечательности Тамбова | Расширять представления о городе Тамбове. Знакомить с достопримечательностями Тамбова. Учить рассказывать о том, что уже знают о городе | |||
35 | Познавательная игра-викторина «Знатоки Тамбова» | Определить уровень знаний о Тамбовском крае. Называть достопримечательности города, названия улиц, представителей флоры и фауны области. | |||
36 | До свидания, детский сад! | Формировать психологическую готовность детей к школе. Развивать способность детей представлять окружающим свою деятельность, умение рассказывать о своих достижениях и затруднениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"
Краеведение — предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-522902-1447246495.jpg)
краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-390501-1574256392.jpg)
фрагмент рабочей программы по краеведению
методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-511801-1414844532.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-610107-1589997040.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/13/picture-530054-1439440650.jpg)
Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск
КРАЕВЕДЕНИЕ - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины - России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721920-1449506472.jpg)
Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".
Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...