Экологический проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет «Капелька-путешественница»
проект (младшая группа) по теме

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Проект написан с использованием инновационной технологии  организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. Раскрывает климатические особенности Красноярского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.2 КБ
Файл vystuplenie.pptx1009.32 КБ
Файл vystuplenie.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст) «Капелька-путешественница».

Организация-исполнитель: МБДОУ «Детский сад №11 «Вишенка», группа №2 «Радуга».

Руководство проекта: Мищанин Т.А., Малярова Т.Г.

Сроки выполнения: с 1декабря  2017г. по 31апреля 2018г.

Участники проекта: дети группы №2«Радуга», их родители и воспитатели. Актуальность проекта.

В соответствии с Указом президента РФ «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Кроме того, ухудшение экологической обстановки является актуальной мировой проблемой в настоящее время. Так как детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, в нашей группе был реализован проект «Капелька-путешественница».

Цель: формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи:

  1. Сформировать представление о свойствах воды: прозрачность, изменение цвета, безвкусность, способность растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. дать понятие о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. раскрыть роль воды в бытовом плане;
  4. продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  5. продолжать развивать умение наблюдать;
  6. учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;
  7. учить формулировать в речи выводы из своих наблюдений за природой или в результате проведения опытов;
  8. развивать творческие способности через создание рисунков, аппликаций, поделок;
  9. развивать любознательность, самостоятельность, инициативность;
  10. воспитывать бережное отношение к воде.

Идея этого проекта родилась в ноябре месяце, когда выпал первый снег, и Максим украдкой принёс с прогулки в группу слепленный им снежок. Пока дети переодевались, снежок растаял, и Ваня удивился, увидев лужу вместо снега, а Таисия подбежала и начала мыть в ней руки.

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

Подготовительный:

  • педагоги анализируют методическую литературу;
  •  подбирают необходимые игры, игрушки, иллюстрации, художественную литературу, картины, материалы для опытов;
  •  разрабатывают перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей

Воспитатели, родители.

1

неделя декабря

Составлен перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей, подобран необходимый инструментарий.

Основной:

Познавательно-исследовательская деятельность: «Почему вода прозрачная?», «Как вода меняет цвет?», «Как вода становится льдом?», «Цветной лед»

Беседа «Вода и её превращения»

Экскурсияв детском саду в прачечную.

СРИ: «Стирка кукольного белья»

Наблюдения: «Откуда падает снег?», «Какие бывают снежинки?», «Как скрипит снег», «Следы на снегу»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Снежок», «Снеговик»

Дыхательная гимнастика: «Вода».

Дидактические игры по речевому развитию:«Какая бывает вода?», «Кто больше действий назовёт», «Разложи картинки», «Закончи предложение».

Восприятие художественной литературы: отгадывание загадок, стихотворения А.Горбуновой «Падал снег, сыпал снег…»,И.Гуриной «Снеговик», сказка «Жила-была капелька…», русская народная сказка «Заюшкина избушка», потешки, В. Сутеев «Ёлка», Л. Воронкова «Снег идёт».

Подвижные игры: «Снег кружится», «Снежинка волшебная, замри», «Дед Мороз»

Физминутки:«Снежинки», «Весь засыпан снегом лес»

Трудовая деятельность на прогулке: сгребание лопатками снега с дорожки, сооружение сугроба, украшение участка снежными куличиками

Дидактическая игра по рисованию «Соберём букет для Снегурочки, для солнечного лучика»

ООД познавательное развитие«Зима белоснежная»;

речевое развитие «Как котёнок зиме удивился», «Зимой на прогулке»; рисование «Волшебные снежинки», «Вьюга-завируха»; лепка из теста «Снеговик на прогулке».

Совместная художественная деятельность: аппликация «Снеговик», лепка «Снеговик», раскраска «Снеговик»

Работа с родителями: оформление группы к Новому году.

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой »

Воспитатели, родители.

Декабрь

У детей сформировано представление о свойствах воды: прозрачности, изменении цвета. Они знакомы с тем, как вода становится льдом и снегом, наблюдают за ними, выявляя их свойства. Знают, какую роль играет вода при стирке белья.Выставки детского творчества: аппликация «Снеговик», лепка «Снеговик», раскраска «Снеговик».Совместное с родителямиоформление группы к Новому году.Фотоальбом «Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Какой вкус у воды?», «Что растворяется в воде?», «Откуда берётся пар?»

Экскурсия в детском саду на кухню.

СРИ: «Кукла Катя хочет кушать», «Праздничный обед»

Физминутки:«С неба падают снежинки», «Зимняя игра»

Наблюдения: за работой дворника, «Как сверкает снег на солнце?», за снегопадом, следы на снегу (формочки, печатки)

Восприятие художественной литературы:потешки,  стихотворенияА.С.Пушкина «Под голубыми небесами», И. Сурикова «Белый снег, пушистый», В. Петровой «Снег-снежок кружится», М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт», отгадывание загадок, русская народная сказка «Снегурочка и лиса»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Зима», «Зимние забавы»

Дыхательная гимнастика: «Вода», «Снежинки»

Дидактические игры по речевому развитию:«Хорошо- плохо», «Что напутал Снеговик?», «Назови, что это, и скажи какой».

Подвижные игры: «Кто бросит дальше снежок?»,

Трудовая деятельность на прогулке: чистка и сметание снега с дорожки, сгребание снега в определённое место.

ООД познавательное развитие «Герои русской народной сказки «Лиса и заяц»; речевое развитие «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

Дидактическая игра по рисованию «Сложи узор»

Совместная деятельность с детьми: преобразование макетов «Река Чулым зимой», «Зимой на озере Зеркальном».

Работа с родителями: родительская фотовыставка «Как мы дружили с зимней капелькой», изготовление печаток, макетов «Река Чулым», «Озеро Зеркальное».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой».

Воспитатели, родители.

Январь

У детей сформировано представление о свойствах воды: безвкусности, способности растворять и не растворять различные вещества. Они знакомы с тем, как вода становится паром. Продолжают наблюдать за снегом, выявляя его свойства. Знают, какую роль играет вода при приготовлении пищи.

Изготовление родителями макетов «Река Чулым », «Озеро Зеркальное», печаток; проведение родительской фотовыставки «Как мы дружили с зимней капелькой». Преобразованные с детьми макеты «Река Чулым зимой», «Зимой на озере Зеркальном».

Пополненный фотоальбом«Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Какую форму принимает вода?», «Как вода отражает предметы

Беседа «Что случится со снегом, если пригреет солнышко».

Наблюдения: сравнение снежинок, «Почему снежинка тает на ладошке?», «Почему снег нельзя есть?»

Восприятие художественной литературы:потешки, стихотворение К.Бальмонта «Светло-пушистая…», отгадывание загадок, К.Чуковский «Мойдодыр», З. Александровой «Новый снег», А.Барто «Девочка чумазая», Б.Житков «Как слон купался» (из книги «Что я видел»

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Физминутки:«Снежинки», «Весь засыпан снегом лес», «С неба падают снежинки», «Зимняя игра»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Снежный пирог»

Дыхательная гимнастика: «Вода», «Снежинки»

Дидактические игры по речевому развитию:«Что делает Наташа?», «Кто больше действий назовёт», «Хорошо- плохо».

СРИ: «Машина хочет быть чистой»,

«Купание Даши»

Подвижные игры: «Пузырь», «Ходят капельки по кругу»

Дидактическая игра по рисованию «Разрезные картинки»

Совместная художественная деятельность: пальчиковое рисование «Снежинка»,рисование «Капелька», лепка «Капелька»

Работа с родителями: изготовление книги-самоделки «Маленькие чистюли».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой».

Воспитатели, родители.

Февраль

У детей сформировано представление о том,

какую форму может принимать вода и как она отражает предметы.Продолжают наблюдать за снегом, выявляя его свойства. Знают, какую роль играет вода при соблюдении КГН и правила выполнения КГН.Выставки детского творчества: пальчиковое рисование «Снежинка»,рисование «Капелька», лепка «Капелька».Изготовленная родителями книга-самоделка «Маленькие чистюли». Пополненный фотоальбом «Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Чем собрать воду?», « Во что превращаются снег и лёд?»

Беседа «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?»

Наблюдения: за работой помощника воспитателя,за снегом, «Как он изменился с приходом весны?», за сосульками, за работой дворника, следы на снегу.

Трудовая деятельность на прогулке: расчистка дорожек от снега, уборка снега на веранде, украшение участка снежными куличиками

Восприятие художественной литературы: стихотворениеВ.Берестова «Знакомый», потешки, Л.Толстой «Пришла весна», загадки.

Физминутки: «Пришла весна», «Тучи дождевые»

Игры на развитие мелкой моторики: «Весна»

Дыхательная гимнастика: «Вода»

Дидактические игры по речевому развитию:«Опиши картинку», «Встань в круг».

СРИ: «Наводим чистоту в комнате»

Подвижные игры: «Солнышко и тучка», «Дождик»

Дидактическая игра по рисованию «Найди пару».

Совместная художественная деятельность: рисование «Сосульки», коллективная аппликация «Сосульки»

Работа с родителями: подборка фотографий, иллюстраций для рассматривания «Весенние капельки».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки весной»

Воспитатели, родители.

Март

У детей сформировано представление о том,

чем можно собрать воду, во что и как превращаются снег и лёд. Знают, какую роль играет вода при уборке помещений.

Выставки детского творчества:рисование «Сосульки», коллективная аппликация «Сосульки». Собранная родителями подборка фотографий, иллюстраций для рассматривания на тему «Весенние капельки». Пополненный фотоальбом «Назаровские капелькивесной».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Поплывёт или утонет?»

Физминутки: «Дождик», «Кораблик», «Весна»

Игры на развитие мелкой моторики: «Дождик»

Дыхательная гимнастика: «Вода»

Дидактические игры по речевому развитию: «Объясни Снеговичку», «Кто знает, пусть продолжает».

Наблюдения: за капелью, «Почему текут ручейки?», «Откуда берутся лужи?», «Какая в них вода?», «Что делает дворник весной?», за проталинами

Восприятие художественной литературы: стихотворениеИ.Демьянова «Под самым карнизом», С.Маршака «Апрель, апрель!», А.Барто «Утром было солнечно», потешки, загадки.

Подвижные игры: «Кап-кап-кап», «Ручейки у озера»

СРИ: «Мойка машин»

Трудовая деятельность на прогулке: складывание бумажных корабликов в коробку

Труд в уголке природы: полив комнатных растений, опрыскивание и протирание листьев.

Работа с родителями: изготовление бумажных корабликов.

Совместная художественная деятельность: раскрашивание бумажных корабликов.

Совместная деятельность: преобразование макетов «Река Чулым весной», «Весной на озере Зеркальном».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки весной».

Воспитатели, родители.

Апрель

У детей сформировано представление о том,

как повысить уровень воды в ёмкости, какие предметы плавают в воде, а какие тонут. Из наблюдений воспитанники знают, откуда берутся капель, лужи, ручейки, какая в них вода. Знакомы с ролью воды в жизни комнатных растений. Изготовление родителями бумажных корабликов. Выставка детского творчества: раскрашивание «Бумажные кораблики». Преобразованные с детьми макеты «Река Чулым весной», «Весной на озере Зеркальном». Пополненный фотоальбом «Назаровские капелькивесной».

Заключительный

1)подведение итогов по данному исследованию и его презентация перед родителями (на протяжении учебного года), перед коллегами (в мае месяце).

2)анализ проекта.

Воспитатели

В течение учебного года, в мае 2018г.

Наглядное представление сформированности у дошкольников основ экологической культуры и бережного отношения к воде.

Предполагаемые результаты:

  1. У детей сформировано представление о свойствах воды: прозрачности, изменении цвета, безвкусности, способности растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. воспитанники имеют представление о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. они знакомы с ролью воды в бытовом плане: при стирке белья, при приготовлении пищи, при соблюдении КГН, при уборке помещений, в жизни комнатных растений;
  4. у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, соответствующие возрастным особенностям;
  5. дошкольники наблюдают за изменениями воды в разное время года в природе;
  6. они выполняют простейшие опыты в соответствии с последовательными указаниями педагога;
  7. дети формулируют в речи выводы из своих наблюдений за природой или в результате проведения опытов;
  8. воспитанники создают рисунки, аппликации, поделки;
  9. они проявляют любознательность, самостоятельность, инициативность во время экспериментально-исследовательской и творческой деятельности, наблюдений;
  10. дошкольники бережно относятся к воде при соблюдении КГН, во время приёма пищи и полива комнатных растений.

Необходимые ресурсы для обеспечения результатов:

  • привлечение к сотрудничеству родителей,
  • костюмы и игрушки, необходимые для проведения сюжетно-ролевых игр,
  • дидактические игры, соответствующие тематике проекта;
  • игрушки, иллюстрации, художественная литература, картины по теме данного проекта;
  • материалы для проведения опытов;
  • методическая литература:

Возможные риски:

  • отказ от сотрудничества родителей,
  • отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин, материалов для опытов;
  • отсутствие детей по болезни.

Литература:

  • Рыжова Н.А. Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в детском саду. Издательство «Педагогический университет «Первое сентября».
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.─М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.─ 368с.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад№11 «Вишенка».
  • Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. И.А. Лыкова. Издательство «Карапуз-дидактика», 2007.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.─ Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.─ 392с.
  • Интеренет-ресурсы.

Авторы Мищанин Т.А, Малярова Т.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект по музейной педагогике «Капелька-путешественница» Сроки выполнения: с 1.12.2017г. по 31.04.2018г. Мищанин Т.А., Малярова Т.Г.

Слайд 2

Цель: формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к воде.

Слайд 3

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 4

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 5

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 6

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 7

Маленькие творцы

Слайд 8

Маленькие творцы

Слайд 9

Выставки детского творчества

Слайд 10

Выставки детского творчества

Слайд 11

Выставки детского творчества

Слайд 12

Вода в быту

Слайд 13

Молодцы, родители!!!

Слайд 14

Молодцы, родители!!!

Слайд 15

Молодцы, родители!!!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1.  Идея этого проекта родилась в ноябре месяце, когда выпал первый снег, и Максим украдкой принёс с прогулки в группу слепленный им снежок. Пока дети переодевались, снежок растаял, и Ваня удивился, увидев лужу вместо снега, а Таисия подбежала и начала мыть в ней руки.

  1. Задачи:
  1. Сформировать представление о свойствах воды: прозрачность, изменение цвета, безвкусность, способность растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. дать понятие о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. раскрыть роль воды в бытовом плане;
  4. продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  5. продолжать развивать умение наблюдать;
  6. учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;
  7. развивать творческие способности через создание рисунков, аппликаций, поделок.

  1. (3-6 слайды) Познавательно-исследовательская деятельность:

 «Почему вода прозрачная?», «Как вода меняет цвет?», «Как вода становится льдом?», «Цветной лед»; «Какой вкус у воды?», «Что растворяется в воде?», «Какую форму принимает вода?», «Как вода отражает предметы?» ; «Чем собрать воду?», « Во что превращаются снег и лёд?»; «Как вытолкнуть воду?», «Поплывёт или утонет?».

  1. (7-11слайды) Знакомили со свойствами и физическими состояниями воды и через творческую деятельность:
  • аппликация, лепка и раскраска «Снеговик»,
  •  пальчиковое рисование «Снежинка»,
  • рисование и лепка «Капелька»,
  •  рисование и коллективная аппликация «Сосульки»,
  •  раскрашивание и запуск в лужах «Бумажных корабликов».

  1. (12 слайд) Раскрывая роль воды в бытовом плане, мы
  •  проводили экскурсии в детском саду в прачечную и на кухню;
  • воспитывали культурно-гигиенические навыки;
  •  наблюдали за работой помощника воспитателя;  
  • трудились в уголке природы: поливали комнатные растения, садили и поливали лук.

  1. (13- 15 слайды) Родители- наши помощники:
  • совместное с родителями оформление группы к Новому году,
  • родительская фотовыставка «Как мы дружили с зимней капелькой»,
  • изготовление родителями печаток,  макетов «Река Чулым » и «Озеро Зеркальное», которые мы преобразовали с детьми;
  • изготовление книги-самоделки «Маленькие чистюли»,
  • изготовление бумажных корабликов.

  1. Через мини-музей раскрываем климатические особенности Красноярского края, создавая интерактивную развивающую среду- результат сотрудничества взрослых и детей, где ребёнок является субъектом познавательно-исследовательской  и творческой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по музейной педагогике "Игрушка-забава"

Всюду, где живут люди, дети играют….Скачут верхом на палочках «всадники», летят с вытянутыми в стороны ручонками «самолеты», прыгают, прижав к голове два пальчика, трусливые«зайчишки». Куда более смел...

Воспитание экологической культуры через музейную педагогику

В статье " Воспитание экологической культуры через музейную педагогику" описывается опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Здоровьесберегающий проект по музейной педагогике для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) «Волшебные точки»

Здоровьесберегающий проект для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе)  написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. В ходе  его реализации в...

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!» Участники проекта: воспитанники младшей группы № 8 «Тюльпанчик», воспитатели, родители.

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!»  Участники проекта:воспитанники младшей группы № 8«Тюльпанчик», воспитатели,  родители....

Проект по музейной педагогике для детей 1,5-3 лет (группы раннего возраста) «У бабушки Забавушки».

Проект  написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. в 2021-2022 уч.г. в рамках годовой задачи ДОУ ( ознакомление детей дошкольного возраста с народн...

Проект по музейной педагогике для детей 1,5-3 лет (группы раннего возраста) «В гостях у потешки»

Проект  написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. в 2023-2024 уч.г....

Проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет "Домашние животные"

Проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет "Домашние животные"...