Экологический проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет «Капелька-путешественница»
проект (младшая группа) по теме

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Проект написан с использованием инновационной технологии  организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. Раскрывает климатические особенности Красноярского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.2 КБ
Файл vystuplenie.pptx1009.32 КБ
Файл vystuplenie.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст) «Капелька-путешественница».

Организация-исполнитель: МБДОУ «Детский сад №11 «Вишенка», группа №2 «Радуга».

Руководство проекта: Мищанин Т.А., Малярова Т.Г.

Сроки выполнения: с 1декабря  2017г. по 31апреля 2018г.

Участники проекта: дети группы №2«Радуга», их родители и воспитатели. Актуальность проекта.

В соответствии с Указом президента РФ «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Кроме того, ухудшение экологической обстановки является актуальной мировой проблемой в настоящее время. Так как детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, в нашей группе был реализован проект «Капелька-путешественница».

Цель: формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи:

  1. Сформировать представление о свойствах воды: прозрачность, изменение цвета, безвкусность, способность растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. дать понятие о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. раскрыть роль воды в бытовом плане;
  4. продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  5. продолжать развивать умение наблюдать;
  6. учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;
  7. учить формулировать в речи выводы из своих наблюдений за природой или в результате проведения опытов;
  8. развивать творческие способности через создание рисунков, аппликаций, поделок;
  9. развивать любознательность, самостоятельность, инициативность;
  10. воспитывать бережное отношение к воде.

Идея этого проекта родилась в ноябре месяце, когда выпал первый снег, и Максим украдкой принёс с прогулки в группу слепленный им снежок. Пока дети переодевались, снежок растаял, и Ваня удивился, увидев лужу вместо снега, а Таисия подбежала и начала мыть в ней руки.

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

Подготовительный:

  • педагоги анализируют методическую литературу;
  •  подбирают необходимые игры, игрушки, иллюстрации, художественную литературу, картины, материалы для опытов;
  •  разрабатывают перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей

Воспитатели, родители.

1

неделя декабря

Составлен перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей, подобран необходимый инструментарий.

Основной:

Познавательно-исследовательская деятельность: «Почему вода прозрачная?», «Как вода меняет цвет?», «Как вода становится льдом?», «Цветной лед»

Беседа «Вода и её превращения»

Экскурсияв детском саду в прачечную.

СРИ: «Стирка кукольного белья»

Наблюдения: «Откуда падает снег?», «Какие бывают снежинки?», «Как скрипит снег», «Следы на снегу»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Снежок», «Снеговик»

Дыхательная гимнастика: «Вода».

Дидактические игры по речевому развитию:«Какая бывает вода?», «Кто больше действий назовёт», «Разложи картинки», «Закончи предложение».

Восприятие художественной литературы: отгадывание загадок, стихотворения А.Горбуновой «Падал снег, сыпал снег…»,И.Гуриной «Снеговик», сказка «Жила-была капелька…», русская народная сказка «Заюшкина избушка», потешки, В. Сутеев «Ёлка», Л. Воронкова «Снег идёт».

Подвижные игры: «Снег кружится», «Снежинка волшебная, замри», «Дед Мороз»

Физминутки:«Снежинки», «Весь засыпан снегом лес»

Трудовая деятельность на прогулке: сгребание лопатками снега с дорожки, сооружение сугроба, украшение участка снежными куличиками

Дидактическая игра по рисованию «Соберём букет для Снегурочки, для солнечного лучика»

ООД познавательное развитие«Зима белоснежная»;

речевое развитие «Как котёнок зиме удивился», «Зимой на прогулке»; рисование «Волшебные снежинки», «Вьюга-завируха»; лепка из теста «Снеговик на прогулке».

Совместная художественная деятельность: аппликация «Снеговик», лепка «Снеговик», раскраска «Снеговик»

Работа с родителями: оформление группы к Новому году.

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой »

Воспитатели, родители.

Декабрь

У детей сформировано представление о свойствах воды: прозрачности, изменении цвета. Они знакомы с тем, как вода становится льдом и снегом, наблюдают за ними, выявляя их свойства. Знают, какую роль играет вода при стирке белья.Выставки детского творчества: аппликация «Снеговик», лепка «Снеговик», раскраска «Снеговик».Совместное с родителямиоформление группы к Новому году.Фотоальбом «Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Какой вкус у воды?», «Что растворяется в воде?», «Откуда берётся пар?»

Экскурсия в детском саду на кухню.

СРИ: «Кукла Катя хочет кушать», «Праздничный обед»

Физминутки:«С неба падают снежинки», «Зимняя игра»

Наблюдения: за работой дворника, «Как сверкает снег на солнце?», за снегопадом, следы на снегу (формочки, печатки)

Восприятие художественной литературы:потешки,  стихотворенияА.С.Пушкина «Под голубыми небесами», И. Сурикова «Белый снег, пушистый», В. Петровой «Снег-снежок кружится», М.Познанской «Тихо, тихо снег идёт», отгадывание загадок, русская народная сказка «Снегурочка и лиса»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Зима», «Зимние забавы»

Дыхательная гимнастика: «Вода», «Снежинки»

Дидактические игры по речевому развитию:«Хорошо- плохо», «Что напутал Снеговик?», «Назови, что это, и скажи какой».

Подвижные игры: «Кто бросит дальше снежок?»,

Трудовая деятельность на прогулке: чистка и сметание снега с дорожки, сгребание снега в определённое место.

ООД познавательное развитие «Герои русской народной сказки «Лиса и заяц»; речевое развитие «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

Дидактическая игра по рисованию «Сложи узор»

Совместная деятельность с детьми: преобразование макетов «Река Чулым зимой», «Зимой на озере Зеркальном».

Работа с родителями: родительская фотовыставка «Как мы дружили с зимней капелькой», изготовление печаток, макетов «Река Чулым», «Озеро Зеркальное».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой».

Воспитатели, родители.

Январь

У детей сформировано представление о свойствах воды: безвкусности, способности растворять и не растворять различные вещества. Они знакомы с тем, как вода становится паром. Продолжают наблюдать за снегом, выявляя его свойства. Знают, какую роль играет вода при приготовлении пищи.

Изготовление родителями макетов «Река Чулым », «Озеро Зеркальное», печаток; проведение родительской фотовыставки «Как мы дружили с зимней капелькой». Преобразованные с детьми макеты «Река Чулым зимой», «Зимой на озере Зеркальном».

Пополненный фотоальбом«Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Какую форму принимает вода?», «Как вода отражает предметы

Беседа «Что случится со снегом, если пригреет солнышко».

Наблюдения: сравнение снежинок, «Почему снежинка тает на ладошке?», «Почему снег нельзя есть?»

Восприятие художественной литературы:потешки, стихотворение К.Бальмонта «Светло-пушистая…», отгадывание загадок, К.Чуковский «Мойдодыр», З. Александровой «Новый снег», А.Барто «Девочка чумазая», Б.Житков «Как слон купался» (из книги «Что я видел»

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Физминутки:«Снежинки», «Весь засыпан снегом лес», «С неба падают снежинки», «Зимняя игра»

Артикуляционная гимнастика:«Зима», «Горка»

Игры на развитие мелкой моторики: «Снежный пирог»

Дыхательная гимнастика: «Вода», «Снежинки»

Дидактические игры по речевому развитию:«Что делает Наташа?», «Кто больше действий назовёт», «Хорошо- плохо».

СРИ: «Машина хочет быть чистой»,

«Купание Даши»

Подвижные игры: «Пузырь», «Ходят капельки по кругу»

Дидактическая игра по рисованию «Разрезные картинки»

Совместная художественная деятельность: пальчиковое рисование «Снежинка»,рисование «Капелька», лепка «Капелька»

Работа с родителями: изготовление книги-самоделки «Маленькие чистюли».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки зимой».

Воспитатели, родители.

Февраль

У детей сформировано представление о том,

какую форму может принимать вода и как она отражает предметы.Продолжают наблюдать за снегом, выявляя его свойства. Знают, какую роль играет вода при соблюдении КГН и правила выполнения КГН.Выставки детского творчества: пальчиковое рисование «Снежинка»,рисование «Капелька», лепка «Капелька».Изготовленная родителями книга-самоделка «Маленькие чистюли». Пополненный фотоальбом «Назаровские капельки зимой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Чем собрать воду?», « Во что превращаются снег и лёд?»

Беседа «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?»

Наблюдения: за работой помощника воспитателя,за снегом, «Как он изменился с приходом весны?», за сосульками, за работой дворника, следы на снегу.

Трудовая деятельность на прогулке: расчистка дорожек от снега, уборка снега на веранде, украшение участка снежными куличиками

Восприятие художественной литературы: стихотворениеВ.Берестова «Знакомый», потешки, Л.Толстой «Пришла весна», загадки.

Физминутки: «Пришла весна», «Тучи дождевые»

Игры на развитие мелкой моторики: «Весна»

Дыхательная гимнастика: «Вода»

Дидактические игры по речевому развитию:«Опиши картинку», «Встань в круг».

СРИ: «Наводим чистоту в комнате»

Подвижные игры: «Солнышко и тучка», «Дождик»

Дидактическая игра по рисованию «Найди пару».

Совместная художественная деятельность: рисование «Сосульки», коллективная аппликация «Сосульки»

Работа с родителями: подборка фотографий, иллюстраций для рассматривания «Весенние капельки».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки весной»

Воспитатели, родители.

Март

У детей сформировано представление о том,

чем можно собрать воду, во что и как превращаются снег и лёд. Знают, какую роль играет вода при уборке помещений.

Выставки детского творчества:рисование «Сосульки», коллективная аппликация «Сосульки». Собранная родителями подборка фотографий, иллюстраций для рассматривания на тему «Весенние капельки». Пополненный фотоальбом «Назаровские капелькивесной».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Поплывёт или утонет?»

Физминутки: «Дождик», «Кораблик», «Весна»

Игры на развитие мелкой моторики: «Дождик»

Дыхательная гимнастика: «Вода»

Дидактические игры по речевому развитию: «Объясни Снеговичку», «Кто знает, пусть продолжает».

Наблюдения: за капелью, «Почему текут ручейки?», «Откуда берутся лужи?», «Какая в них вода?», «Что делает дворник весной?», за проталинами

Восприятие художественной литературы: стихотворениеИ.Демьянова «Под самым карнизом», С.Маршака «Апрель, апрель!», А.Барто «Утром было солнечно», потешки, загадки.

Подвижные игры: «Кап-кап-кап», «Ручейки у озера»

СРИ: «Мойка машин»

Трудовая деятельность на прогулке: складывание бумажных корабликов в коробку

Труд в уголке природы: полив комнатных растений, опрыскивание и протирание листьев.

Работа с родителями: изготовление бумажных корабликов.

Совместная художественная деятельность: раскрашивание бумажных корабликов.

Совместная деятельность: преобразование макетов «Река Чулым весной», «Весной на озере Зеркальном».

Рассматривание фотоальбома «Назаровские капельки весной».

Воспитатели, родители.

Апрель

У детей сформировано представление о том,

как повысить уровень воды в ёмкости, какие предметы плавают в воде, а какие тонут. Из наблюдений воспитанники знают, откуда берутся капель, лужи, ручейки, какая в них вода. Знакомы с ролью воды в жизни комнатных растений. Изготовление родителями бумажных корабликов. Выставка детского творчества: раскрашивание «Бумажные кораблики». Преобразованные с детьми макеты «Река Чулым весной», «Весной на озере Зеркальном». Пополненный фотоальбом «Назаровские капелькивесной».

Заключительный

1)подведение итогов по данному исследованию и его презентация перед родителями (на протяжении учебного года), перед коллегами (в мае месяце).

2)анализ проекта.

Воспитатели

В течение учебного года, в мае 2018г.

Наглядное представление сформированности у дошкольников основ экологической культуры и бережного отношения к воде.

Предполагаемые результаты:

  1. У детей сформировано представление о свойствах воды: прозрачности, изменении цвета, безвкусности, способности растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. воспитанники имеют представление о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. они знакомы с ролью воды в бытовом плане: при стирке белья, при приготовлении пищи, при соблюдении КГН, при уборке помещений, в жизни комнатных растений;
  4. у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, соответствующие возрастным особенностям;
  5. дошкольники наблюдают за изменениями воды в разное время года в природе;
  6. они выполняют простейшие опыты в соответствии с последовательными указаниями педагога;
  7. дети формулируют в речи выводы из своих наблюдений за природой или в результате проведения опытов;
  8. воспитанники создают рисунки, аппликации, поделки;
  9. они проявляют любознательность, самостоятельность, инициативность во время экспериментально-исследовательской и творческой деятельности, наблюдений;
  10. дошкольники бережно относятся к воде при соблюдении КГН, во время приёма пищи и полива комнатных растений.

Необходимые ресурсы для обеспечения результатов:

  • привлечение к сотрудничеству родителей,
  • костюмы и игрушки, необходимые для проведения сюжетно-ролевых игр,
  • дидактические игры, соответствующие тематике проекта;
  • игрушки, иллюстрации, художественная литература, картины по теме данного проекта;
  • материалы для проведения опытов;
  • методическая литература:

Возможные риски:

  • отказ от сотрудничества родителей,
  • отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин, материалов для опытов;
  • отсутствие детей по болезни.

Литература:

  • Рыжова Н.А. Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в детском саду. Издательство «Педагогический университет «Первое сентября».
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.─М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.─ 368с.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад№11 «Вишенка».
  • Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. И.А. Лыкова. Издательство «Карапуз-дидактика», 2007.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.─ Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.─ 392с.
  • Интеренет-ресурсы.

Авторы Мищанин Т.А, Малярова Т.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект по музейной педагогике «Капелька-путешественница» Сроки выполнения: с 1.12.2017г. по 31.04.2018г. Мищанин Т.А., Малярова Т.Г.

Слайд 2

Цель: формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к воде.

Слайд 3

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 4

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 5

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 6

Познавательно-исследовательская деятельность:

Слайд 7

Маленькие творцы

Слайд 8

Маленькие творцы

Слайд 9

Выставки детского творчества

Слайд 10

Выставки детского творчества

Слайд 11

Выставки детского творчества

Слайд 12

Вода в быту

Слайд 13

Молодцы, родители!!!

Слайд 14

Молодцы, родители!!!

Слайд 15

Молодцы, родители!!!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1.  Идея этого проекта родилась в ноябре месяце, когда выпал первый снег, и Максим украдкой принёс с прогулки в группу слепленный им снежок. Пока дети переодевались, снежок растаял, и Ваня удивился, увидев лужу вместо снега, а Таисия подбежала и начала мыть в ней руки.

  1. Задачи:
  1. Сформировать представление о свойствах воды: прозрачность, изменение цвета, безвкусность, способность растворять и не растворять различные вещества, принимать различные формы и отражать предметы;
  2. дать понятие о физических состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное;
  3. раскрыть роль воды в бытовом плане;
  4. продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  5. продолжать развивать умение наблюдать;
  6. учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;
  7. развивать творческие способности через создание рисунков, аппликаций, поделок.

  1. (3-6 слайды) Познавательно-исследовательская деятельность:

 «Почему вода прозрачная?», «Как вода меняет цвет?», «Как вода становится льдом?», «Цветной лед»; «Какой вкус у воды?», «Что растворяется в воде?», «Какую форму принимает вода?», «Как вода отражает предметы?» ; «Чем собрать воду?», « Во что превращаются снег и лёд?»; «Как вытолкнуть воду?», «Поплывёт или утонет?».

  1. (7-11слайды) Знакомили со свойствами и физическими состояниями воды и через творческую деятельность:
  • аппликация, лепка и раскраска «Снеговик»,
  •  пальчиковое рисование «Снежинка»,
  • рисование и лепка «Капелька»,
  •  рисование и коллективная аппликация «Сосульки»,
  •  раскрашивание и запуск в лужах «Бумажных корабликов».

  1. (12 слайд) Раскрывая роль воды в бытовом плане, мы
  •  проводили экскурсии в детском саду в прачечную и на кухню;
  • воспитывали культурно-гигиенические навыки;
  •  наблюдали за работой помощника воспитателя;  
  • трудились в уголке природы: поливали комнатные растения, садили и поливали лук.

  1. (13- 15 слайды) Родители- наши помощники:
  • совместное с родителями оформление группы к Новому году,
  • родительская фотовыставка «Как мы дружили с зимней капелькой»,
  • изготовление родителями печаток,  макетов «Река Чулым » и «Озеро Зеркальное», которые мы преобразовали с детьми;
  • изготовление книги-самоделки «Маленькие чистюли»,
  • изготовление бумажных корабликов.

  1. Через мини-музей раскрываем климатические особенности Красноярского края, создавая интерактивную развивающую среду- результат сотрудничества взрослых и детей, где ребёнок является субъектом познавательно-исследовательской  и творческой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по музейной педагогике "Игрушка-забава"

Всюду, где живут люди, дети играют….Скачут верхом на палочках «всадники», летят с вытянутыми в стороны ручонками «самолеты», прыгают, прижав к голове два пальчика, трусливые«зайчишки». Куда более смел...

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...

Презентация учебно-игрового проекта по музейной педагогике

Детский учебно-игровой проект: «Как Италия в Русском музее поселилась» в сетке образовательной  деятельности с использованием материалов музейно-педагогической программы « Здравствуй, музей! Мы в...

Воспитание экологической культуры через музейную педагогику

В статье " Воспитание экологической культуры через музейную педагогику" описывается опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Здоровьесберегающий проект по музейной педагогике для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) «Волшебные точки»

Здоровьесберегающий проект для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе)  написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. В ходе  его реализации в...

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!» Участники проекта: воспитанники младшей группы № 8 «Тюльпанчик», воспитатели, родители.

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!»  Участники проекта:воспитанники младшей группы № 8«Тюльпанчик», воспитатели,  родители....

Проект по музейной педагогике для детей 1,5-3 лет (группы раннего возраста) «У бабушки Забавушки».

Проект  написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. в 2021-2022 уч.г. в рамках годовой задачи ДОУ ( ознакомление детей дошкольного возраста с народн...