Статья "Так мы работаем по эксперименту"
статья (подготовительная группа) на тему

Медведева Александра Викторовна

Экспериментальная работа в ДОУ

«Так мы работаем по эксперименту!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_eksperiment.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа в ДОУ

«Так мы работаем по эксперименту!»

                                                                     «Расскажи – и я забуду,

                                                                          Покажи и я запомню

                                                                          Дай попробовать

                                                                          И я пойму».

Дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека, потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими  сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается фундамент   здоровья, он начинает приобщаться к культуре и  общечеловеческим ценностям.(программа»Детство»).

Наш детский сад, а сейчас центр развития ребенка с 2007 года работает   по экспериментальной деятельностью по тетрадям «Учусь учиться» ЕН. Дзятковской. В эксперименте принимают участие дети подготовительной группы.

Цель этой программы: повышение школьной  готовности  детей к усвоению общеучебных умений для их применение при решении экологических проблем в повседневных ситуациях учебы и быта.

Рабочая тетрадь «Учусь учиться» включает 3 раздела:

 Первый раздел «Учусь в радость».Задача этого раздела: формирование учебной мотивации. В этом разделе дети узнают чему учат в школе? Для чего нужны знания об окружающем мире и самом себе? Учить детей строить диалог,   вопросы о том, что интересует в учебе?

Причем, интересно то, что дети через экологические знания (на примере животных)- щенков котят узнают, что все живые существа обязательно учатся, чтобы жить. На примере сказочного героя Буратино дошкольники узнают, для чего нужно ходить в школу.  Вместе с детьми приходим к выводу: учеба это большой труд. Для того чтобы получать хорошие знания не нужно быть ленивым  и не надо стесняться задавать вопросы, о том, что интересует в учебе.

Изучая второй раздел «Учусь экологическому мышлению» знакомим детей с главной особенностью  окружающего мира- его разнообразие, пространстве вокруг нас, ориентации в пространстве, окружающий мир – многоэтажный. Разнообразии форм в природе и жизни человека, разнообразии цвета, звуков, ориентировка во времени и т.д.Интересно то, что обучение детей представлено на экологических примерах например движение листьев растений по отношению к свету, полет пчелы к улью, движение рыб в воде и т.д. Получая знания о многоэтажном мире, дети узнают, что жизнь есть  рядом с поверхностью земли. Если условие на земле изменятся в худшую сторону жизнь людей может погибнуть. Вместе с детьми  делаем вывод: Землю, воздух, воду надо беречь от загрязнения, чтобы живые существа и человек не пострадали. Расширяем знания о многообразии цвета. Почему окружающий мир многоцветный?

К чему приводят незнания цвета в природе?

Изучая разнообразие звуков,  дети узнают, что все звуки делятся на природные, технические, человеческие и музыкальные. В дальнейшем происходит  расширение знаний о временных отношениях, об ориентации во времени, ознакомление с понятиями (раньше, позже) .Детям предлагаем сыграть в сказку  наоборот(например по сказке «Репка»- начинаем с того, как вытянули репку , а заканчиваем как посадили). Дети понимают, что это трудно сделать, поэтому вместе с детьми приходим к выводу, что время нельзя повернуть назад, что проведенное в пустую время никогда не вернуть, что время нужно беречь.

Изучая третий раздел «Учусь управлять собой или моя экологическая культура»   дети получают представления об экологической культуре как заботе о здоровье природы и здоровье человека, о разнообразии в природе, сохранение условий жизни , о зависимости здоровья человека от здоровья природы, зависимость здоровья природы от поведения человека, правила поведения мальчиков, девочек и т.д.( забочусь о чистоте дома, детского сада, территории около дома, детского сада. Бросаю мусор только в специально отведенное место, ухаживаю за животными и защищаю их, ухаживаю за растениями).

Зачем и как экономить воду, электричество, изучая правило Крота, Водяного и Крысы. Дети учатся общаться: действовать вместе, договариваться с другими детьми, оценивать свое поведение. Пример сказочного   героя Кота Леопольда «Ребята давайте жить дружно». И делаем вывод: от того умеем мы дружить или нет зависит здоровье  людей  и природы.

Работая по тетрадям «Учусь учиться можно сказать, что дети более углубленно и расширенно  получают знания и представления о школе, от  взаимосвязи окружающего мира, о временных отношениях и т, а также  учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру.

Хотелось бы пожелать, чтобы это работа продолжалась в школе.

\

по заданию № 12 тетради «Учусь учиться-0»

в подготовительной к школе группе

Составила:

Воспитатель МДОУ ЦРР

детский сад № 4 «Теремок»

Медведева А.В.

Тема: Разнообразие звуков окружающего мира.

Цель: Дать представление о звуках. Учить детей узнавать звуки, произносить их. Сравнить источники звуков, найти отличия. Развивать слуховое внимание.

Ход занятия:

 - Посмотрите на эти лица (показ изображений человека с печальным, радостным, сердитым лицом).

- Какие они разные (радостный, сердитый, огорченный, печальный).

- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- Царевича. Возьмем зеркало, оно нам поможет.

-Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Закройте глаза. 1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. (Игра «Молчанка»).

- Что вы усльшали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой,  постукивание молотком).

- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.  Чем мы слышали? (ушами). Уши - это важный орган нашего тела.

- Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинять ему вреда? (нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы; закрывать уши в холодную погоду)

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте  стихотворение:

Где-то собаки рычали:  «Р- р- р!»,

В стойле коровы мычали:  «Мму-у-у!»,

В комнате мухи жужжали: «Ж - ж - ж!»,

Мамонты мимо бежали: «Тррр!»,

Гудели от ветра все провода: «Зз-нь!», 

Капала в кухне из крана вода:«Динь-динь!»,

 Перекликались в ночи поезда: «У-у-у! У-у-у!»,

Змеи в лесу шипели: «Ш-ш-ш!»,

А комары все пели: «З-з-з!»,

Куклы кашляют в постели - днем мороженое ели:  «К-х-х! Кхх!»

Вопросы детям:

-Как рычали собаки?  

-Как  перекликались поезда? (и т.д.)

Физминутка: «Прогулка в лес» (перешагивание через высокую траву, перепрыгивание через  лужу и т.д.).

Однажды на поляне собрались зайка, мишка, белочка, ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: «А-а-а».

Волк:  «У-у-у»,  мишка:  «Ы-ы-ы»,  белочка: «И-и-и», ежик: «Э-э-э».

-Как пели звери? (дети одевают маски и повторяют песенки зверей с изменением силы голоса и высоты голоса).

 Загадка:

 В домике этом – красные двери,

 Рядом с дверями – белые звери.

 Любят зверушки

 Конфеты и плюшки. Что это? (Губы, язык).

-Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы).

 Правильно, мы произносим звуки ртом, наш рот - домик звуков.

Произнесите звук «п-п-п». Этот  звук произносим губами.

Произнесите звук «б-б-б», этот звук тоже произносится губами.

Произнесите звук «л-л-л». Посмотрите, как прижался к губам наш язычок.

В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком, поднимите его за верхние зубы и постучите: «д-д-д». Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Они называются альвеолы.

Положите ладошку на горло, произнесите звук «д-д-д», «б-б-б». Здесь живет голос.

Иногда он спит и его не слышно.

Произнесите звук «К». Вы услышали голос? (нет).

А теперь произнесите «Г». Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же нам помогает произносить звуки? (губы, зубы, небо, язык, альвеолы).

Как надо заботиться о нашем рте? (чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы).

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы и язык выполнять разные упражнения. Вытягивайте губы трубочкой. А теперь улыбайтесь.

Работа в тетрадях «Учусь учиться», задание № 12.

Задание: как называется все, что мы слышим? Откуда могут идти звуки? С помощью своего голоса изобрази как можно больше звуков неживой природы, живой природы, техники, людей: стариков, женщин, людей строгих, добрых, веселых.

Вывод. Мы живем в мире разнообразных звуков: природных, технических, человеческих, музыкальных. Наибольшее разнообразие звуков – в природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Исследовательская работа - эксперимент "Как изготовить бумагу из макулатуры"

Материал включает в себя исследовательскую работу, которая была проведена  воспитанниками моей группы.Мы исследовали способы получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов ...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВ Инструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лаборатории.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВИнструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лабора...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...