Конспект НОД по национально - региональному компоненту "Путешествие по Южному Уралу"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сафарова Зида Азатовна
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Данный конспект занятия поможет расширить у детей знания о том,  что  Южный Урал богат различными полезными ископаемыми, о природных достопримечательностях региона: горные вершины, леса, озера;о многонациональности родного края и  национальной одеждой народов Южного Урала;  познакомит детей с историей Урала через легенды, сказы П. П. Бажова.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yuzhnyy_ural.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомить с красотой и богатством Южно - уральского края.

Образовательные:  

Продолжать формировать интерес к Южному Уралу.  Закрепить знания детей о том,  что  Южный Урал богат различными полезными ископаемыми,  познакомить детей с историей Урала через легенды. Расширять знания о природных достопримечательностях региона: горные вершины, леса, озера; уточнить представления о заповеднике, его назначении.. Дать понятие о многонациональности родного края,  познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала; учить, продолжать учить

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к неживой природе и минералам; обогащать словарь детей (самоцветы, полезные ископаемые, заповедник) ,                                              развивать речевую активность детей:  умение отвечать на вопросы, связно высказывать свои мысли, делать простейшие выводы; развивать  внимание, воображение, коммуникативные навыки.

Воспитывающие:  

 Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться родным краем, умение понимать и ценить красоту неживой природы ,  Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии; воспитывать интерес к сказам П.П. Бажова. воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нем побольше.

Предварительная работа:

1.        Знакомство и рассматривание физической карты России

2.        Рассматривание коллекций «Минералы Челябинской области»

3.        Рассматривание коллекции «Уральские самоцветы».

4.        Рассматривание иллюстраций  с изображением полезных ископаемых , южноуральских озер, альбома «Родные леса»

5.        Экскурсия в городской парк и наблюдение за деревьями

6.        Просмотр фотоматериала и презентации об Ильменском заповеднике

7.        Экскурсия в краеведческий музей в минералогический зал

8.        Чтение сказов П.П. Бажова «Серебренное копытце», «Огневушка - поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Голубая змейка»

9.        Просмотр мультфильмов, художественных фильмов

10.        Рисование по сказам П.П. Бажова.

Материалы к занятию: коллекция минералов,  изделия из  камней самоцветов (бусы, броши, серьги , сувениры), иллюстрации на слайдах в соответствии с конспектом занятия , «Малахитовая шкатулка», физическая карта России. ноутбук, проектор, письмо, народные костюмы: башкирский, казахский, русский, татарский, костюм снеговика, колпачки снеговиков, лук – оружие детский,  музыкальное сопровождение, национальное угощение для детей (чак-чак, блины, баурсак)

Ход занятия:

Приглашаю пройти детей в музык.зал.

Воспитатель: Ребята, проходите, я рада вас приветствовать в нашем муз.зале.  Посмотрите, как много у нас гостей, давайте мы с ними поздороваемся.

Ребята , вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас отправиться в сегодня  в путешествие. А  в путешествие будет необычное -  виртуальное,  нам  понадобится сплочённость и командный дух. Для этого нужно встать в круг протянуть друг другу руку и крепко ее сжать, это будет означать, что друг в трудную минуту всегда протянет руку помощи. Ну, вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. В путь!

Выключается свет, эффект космоса, звезд, космическая музыка. :

Воспитатель: Ребята, одеваем очки виртуальной реальности

Включается свет. Первое, что встретилось у нас на пути? (карта)  Да, правда, это карта. А карта чего? (карта России).  Это наша великая страна, наша родина.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы. 

Родились мы с вами в России. Крепко любят свою Родину  люди и сложили о ней пословицы. А какие пословицы вы о Родине знаете?

Говорят дети:        Человек без Родины – что соловей без песни.

Тот герой, кто за Родину горой.

Жить – Родине служить.

В.: Молодцы! Знаете пословицы о Родине.

О том, как Родину любить – едва ли надо говорить.

Она у каждого одна.

И вместе с жизнью нам дана.

1 Ребёнок:                      Родина – слово такое родное

Сколько в ней света, добра и тепла

Как мы гордимся родной стороною

Родина наша нам жизнь дала.

2 Ребёнок:                       Мама и Родина очень похожи –

Мама красивая – Родина тоже.

Так и должно быть: что дорого нам

Напоминает всегда наших мам!

В.:  А не хотите ли загадку мою послушать?


Там зелёные сосны, как великаны. 
Берёзки кудрявые ждут на полянках, 
Холмистые горы, как змейки, лежат,
В себе они мрамор, алмазы хранят. 
Там есть и озёра с прозрачной водой. 
Что же за край расчудесный такой?

Воспитатель: Кто догадался о  каком крае идет речь ?(ответы детей). Южный Урал – это то место в России, где мы с вами живём. Кто попробует показать на карте, где же находится Южный Урал (дети показывают).

 (дети вместе с воспитателем находят и показывают на карте России Южный Урал )

Наш край называли  по имени Уральских гор.  И наша первая  остановка называется «Горная».

Уральские горы не высоки, но все же имеют  известные горные вершины. Вот эта самая высокая горная вершина Ямантау, что в переводе с башкирского языка означает «злая гора», Иремель — вторая по величине гора Южного Урала , в переводе с древнетюркского означает место, дающее силу человеку. Вот эта горная вершина называется Таганай, в переводе с башкирского Таганай означает «Подставка Луны». Говорят, что в ясную ночь можно наблюдать, как Луна словно «сидит» на одной из вершин.

 Люди знают много красивых легенд о своей земле. Одну легенду о возникновении уральских гор мы сейчас вам расскажем и покажем. Давайте мы с вами послушаем легенду «Как возникли Луна и Уральские горы». (воспитатель с детьми показывают инсценировку).

«Давным-давно было на небе 2 солнца. И очень страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, а еще и богатства». После этого стали собираться меткие стрелки, но никому из них не удавалось сбить солнце. Одним из последних приехал батыр по имени Урал. Взял он свой лук, наложил на него алмазную стрелу, натянул, все зазвенело и загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. А стрела угодила прямо в одно из солнц и разбила его на две части. «Ай! – закричал весь народ. Одна половинка солнца осталась висеть на небе, а другая упала на землю и превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами.

Из-за того, что люди закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть Ай  - что в переводе с башкирского означает  месяц, а гору, которая образовалась из второй половинки стали называть по имени богатыря – Урал.»

Прекрасен наш край. (На экране появляются иллюстрации Южного Урала в разное время года). Красив  он в любое время года. А какое сейчас время года, месяц? (ответы детей). Да, верно, зима, идет снег. Хороши зимние забавы.  А может мы с вами слепим снеговика?  На слайде картинка падающего снега, играет песня про снеговика. Физкультминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети по очереди вытягивают руки вперед)

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снеговиков)

Мы катаем снежным ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой! (разводят руки в стороны, показывают величину кома)

А потом поменьше ком (растирают грудь ладонями)

Вот такой! (показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щеки, соединяют пальцы

                                                                                                                       вместе)

Маленький комок… (изображают комок)

Вот и вышел Снеговик, Снеговичок (руки ставят на бока и поворачивают

                                                                                              корпус влево,  вправо)

Снег, ведерко и морковка (показывают ладонями на голову, руки

                                                                                                 приставляют к носу)

Да уменье, да сноровка («Петрушка», выставляют по очереди ноги на

                                                                                                                    пяточках)

И готов Снеговичок, очень милый толстячок  (трут руками надутые щеки)

Появляется Снеговик (с корзинкой в руках, в корзинке сюрприз).

Здравствуйте , ребята!

Я Снеговик – почтовик.

Из снега я зимой возник.

Во многих я местах бываю,

У деток письма собираю,

В Великий Устюг я иду

Письма детей Деду Морозу передаю.

По уральским горам долго шел.

 Вот и до вас ребята дошел.  

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Снеговик.

С.: Это я правильно на Южный Урал пришел? (ответы детей)  Так это вам посылку передали!?

В: Ребята, посмотрите, что это и  от кого ? Да это же самая настоящая малахитовая шкатулка и письмо при ней.  Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. В шкатулке вы увидите какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Удачи вам!»

В.:  Посмотрите, как много здесь камней. В подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Драгоценные и камни самоцветы.

Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

А еще подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями —полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как  они помогают человеку? (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых). Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей ,железная руда – изготовлении железа.

Не зря родились уральские сказы. А кто их написал? Какие сказы Бажова вы знаете? (П.П. Бажов, «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие).

Воспитатель: Спасибо Медной горы Хозяйке за чудесную  малахитовую шкатулочку.

Воспитатель: А мы продолжаем с вами наше виртуальное путешествие и приглашаем тебя Снеговик отправиться в путешествие по нашему Южному Уралу  вместе с нами.

- Надеваем виртуальные очки.( Гасится свет, эффект космоса, музыка, на экране появляются слайды природы Юж. Урала.

Красива уральская природа!  Красивы уральские леса! Посмотрите, следующая наша остановка - «Лесная». (демонстрируются иллюстрации).   А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей).(береза, клен, ясень, тополь, осина, ель, сосна…)

Снеговик: Молодцы! А узнаете ли вы их по моим загадкам?

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В "белом сарафане. (Береза)

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат...

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.

(Осины)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

Клен (кленовый лист)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!(дуб)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ... (сосна)

(еловая ветка)

 Какое из деревьев является не только символом России, но и Урала? (ель или береза?)    Да, это береза. А может вы знаете пословицы, поговорки знаете про березку?

(«Березоньки  и девоньки, в сарафанах беленьких»  

«Стоит Аленка платок зеленый, тонкий стан, белый  сарафан»)  

Разомнемся вместе с деревьями:

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

- Отдохнули? Продолжаем наше виртуальное путешествие. Надеваем виртуальные очки! (снова гасится свет, эффект космоса, космическая музыка)

Свет загорается. На экране фото с водной гладью. Ребята мы на следующей остановке.. Давайте угадаем, как она называется?

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

свои перед ним поправляя прически,

и месяц и звезды – все в нем отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

Правильно, следующая остановка «Озерная». Недаром она так называется. На Южном Урале очень много озер. Все они красивые и у них очень интересные названия. Какие озера Южного Урала (нашего края) вы знаете? (ответы детей)

И нет на Южном Урале ни одного похожего озера, каждое по-своему примечательно.  Одно из самых чистых и прозрачных озер планеты - озеро Тургояк (фото на слайдах). Это  настоящая  жемчужина Южного Урал.  (фото на слайдах) Это  озеро  «Кисегач». (показываю фото на  экране).  Говорят, вода в озере настолько чиста и целебна, что даже звери приходят сюда заживлять свои раны.  Например, озеро Большое Миассово самое холодное, а Еловое, расположенное всего в нескольких километрах от него, самое теплое озеро Южного Урала. Первые русские поселенцы, преодолевшие Поясной камень (как тогда называли Уральские горы) сразу заметили прекрасное озеро, что по- башкирски звучит как Чебаркуль.  Ильменское озеро.  Названием этого озера назван знаменитый заповедник на Южном Урале. Что такое заповедник?  – (Заповедник – это территория охраняемая законом, на которой запрещено рвать цветы, ягоды, травы, охотиться на животных и птиц, ловить рыбу. В заповедник можно приходить только на экскурсию).  Верно.

 А  слово  Ильмень от тюркского имен — «безопасный», «безвредный» ,  то есть «безопасное озеро». А значит и заповедник  - это то место, где безопасно и животным и растениям.

Люди нашего края любят и берегут природу.

 В: Наши ребята знают стихи о родном крае.

Дети читают:                            Я родился на Урале,

Здесь живу я и расту.

Лучше края я не знаю –

Урал мне дарит красоту.

Вот горы змейкой проползают,

Берёзы, сосны там и тут.

Здесь рыбки в озере играют,

В лес ягоды, грибы зовут.

(Л. Влади).

Урал- величайший край

Про это ты не забывай.

Его просторы величавы

Везде, куда б не падал взор,

Увидеть можно без печали:

Березок хоровод, хребты Уральских гор.

Восп.:                                   Тихо падает снежок

На уральский бережок.

На Урал  пришла зима,

Стала белой и гора.

Рады снегу птицы, звери.

А уральские метели

Набирают свой разбег.

ХОРОМ:                                  Это наш уральский снег!

Снеговик: Ребята, я тоже сделан из снега и  предлагаю подарить родному краю танец. Потанцуем? (дети одевают колпачки снеговиков)

Танец со Снеговиком.

В.: Мы продолжаем наше путешествие. Надеваем виртуальные очки! (снова гасится свет, эффект космоса, космическая музыка. Свет загорается.)

В.:Наш край, как и наша страна, богата многонациональным народом. Следующая наша остановка «Народная». Здесь у нас живут русские, башкиры, татары, казахи, мордва, нагайбаки и еще почти 30 разных национальностей. У каждого народа, национальные  традиции, обычаи, песни, игры, свой язык.

Все народы дружат друг с другом, желают друг другу добра, счастья.

Например, на русском языке звучит так  - всего доброго,  желать добра кому-либо на башкирском языке — изгелек теләү, бахыты булагыт – на татарском,  барлық ізгі – на казахском.  

У каждого народа свои национальные костюмы.  Посмотрите, что я для вас приготовила! Здесь  национальная одежда нескольких народов нашего края, которые одни из первых поселились здесь у нас на Южном Урале.

Русский народный костюм у женщин представляет собой длинный сарафан с передничком, на голове – кокошник, кованые сапожки на ногах.  У мужчин – это ситцевая рубаха – косоворотка, подпоясанная кушаком, темные брюки, которые заправлялись в сапоги

Вот татарский национальный костюм. Это - камзол, и надевался он на  рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, а шился камзол в основном из бархата. На   голове носили  сшитые или связанные мягкие «калфаки»,  а дамы, которые были уже замужем, накрывали голову легкими шелковыми покрывалами или шалями. На ногах -  кожаные башмаки и сапожки «ичиги».

Башкирский костюм представляет собой длинный шелковый или бархатный халат -  елян, на ногах -  кожаные сапоги (итек), а на голове были распространены меховые шапки (бурек, кэпэс) из разного меха.

Казахский национальный костюм у женщин  состоит из платья - кейлек ,  поверх платья обязательно надевался распашной камзол,  украшенный бисером. Штаны «дамбал»,  надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья, на голову одевали  шапочку «такия».  Украшалась она разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками.

А национальные блюда какие разнообразные: русские блины, казахские баурсаки, татарский чак –чак.  (выносится разнос с блюдами) А мы заканчиваем наше виртуальное путешествие по нашему краю.  

Понравилось вам ребята? Снеговик, ребята Дедушке Морозу письмо написали. Можно мы его с тобой  его передадим? (Снеговик соглашается) А теперь угощайтесь национальными лакомствами!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

План-конспект занятия по национально-региональному компоненту "В гостях у Бабушки - Загадушки"

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.    Задачи:    Образовательные:- закрепить у детей понятие обраще...

Конспект занятия по национально-региональному компоненту "Хундуткелдиг суттуг шай!".

Занятия проводилось в рамках педагогического совета на тему "Благопожелания тувинского народа"...

Конспект по реализации национально-регионального компонента

В конспекте представлен проект по ознакомлению и расширению представлений дошкольников старшего возраста о родном городе....

Конспект по реализации национально-регионального компонента «Где мы живем?»

Конспект по реализации национально-регионального компонента«Где мы живем?»...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...