Конспект НОД "Коренные жители ХМАО"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Знакомство с культурой народов Севера - ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коренные жители ХМАО65.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Коренные жители ХМАО»

Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и       манси), их  трудом,  жизнью в суровых условиях, приобщать к истокам народной культуры.

               Задачи:

  • Формировать представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям;
  • Обогащать и развивать речь детей терминами хантыйского словаря, правильно объясняя их значение (чум, нарты,  сах, кисы, малица)
  • Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и манси).
  • Расширять представления о разнообразии хантыйских узоров, украшаемых одежду народов ханты.
  • Развивать творчество, самостоятельность, инициативу двигательных действий;
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям             ханты и манси, быту, культуре, обычаям,          искусству коренных народов родного края;
  • Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку играть сообща;
  • Закрепить правила безопасности при пользовании ножницами;

Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.

        Словарная работа: чум, сах, малица, кисы, унты, нарты, ханты,     манси.

Материал: карта Тюменской области, иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из части», кассета с хантыйской музыкой, кукла Акань, ножницы на каждого ребенка, салфетки, клей-карандаш, клеенка, шаблоны чума.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа с рассматриванием иллюстраций предметов быта, слушание национальной музыки, знакомство с национальными праздниками.

Содержание образовательной деятельности

- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?         Кто может показать на карте, где находится наш округ?        (показывают на карте округ)        

Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?

-Кто такие ханты и манси?        

Почему их называют коренными жителями?

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Акань. Она принесла много интересного для вас и хочет от вас услышать то, о чем вы уже знаете о нашем округе и его коренных жителях. Это национальная кукла народов севера. Куклу шили,  но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.

  • Кукла Акань принесла с собой игру « Собери целое из частей» (национальные узоры). Для игры предлагаю разделиться на команду девочек и мальчиков. У вас получились элементы орнамента. Эти орнаменты можно встретить на одежде, обуви, украшениях и предметах быта ханты и манси. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка”. Предлагаю посмотреть на презентации, как используется орнамент на женской одежде.

1 слайд. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур.  

                                       http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/kostj0.jpg http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/kostj03.jpg

2 слайд. У женщин — шуба сах и делается с разрезом спереди , в отличии от мужской малицы – с глухим покроем. http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/malitsa02.jpg

           http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/shubaj1.jpg  http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/malitsa01.jpg

3 слайд Мозаичный орнамент можно увидеть и на рукавицах.

«Хантыйские узоры красивы и просты.

 Вглядись, дружок, и скоро

 Поймёшь их сердцем ты.

 Узоров тех сплетенья

 Похожи то на рыб,

 То на рога оленьи,

 То на речной изгиб».

4-5 слайды. Традиционная обувь северного народа – кисы. В настоящее время принято такую обувь называть унты.

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.

- Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Физкультминутка «Прыжки на нартах».

  • Народы ханты и манси любили не только в куклы играть, но и в подвижные игры. Кукла Акань предлагает поиграть в любимую игру «Прыжки через нарты». Нарты похожи на санки, но на санках катаются только зимой, а на нартах и летом. Нарты легче санок.

     Мы немного поиграли, Акань предлагает вспомнить как называется жилище кочующих оленеводов (чум). Чум бывает разных размеров, в зависимости от количества членов семьи. Разделялся чум на 2 половины: левая – женская, правая – мужская. В мужскую половину женщинам не разрешалось ходить, а мужчины могли ходить в левую половину. Летом чум покрывали берестой (демонстрация поделки из бересты), а зимой оленьей шкурой (демонстрация поделки чума из шкуры).

  •   Пальчиковая игра «Веселые пальчики» (разминка перед продуктивной деятельностью)

Вышли ханты погулять,

Вокруг чума поплясать,

Грибы, ягоды, орехи –

   Все в корзинку собирать.

  • Продуктивная деятельность «Чум из бумаги» (включить тихую музыку)

-Предлагаю вырезать шаблон чума, получить форму конуса и заклеить по контуру (вспомнить правила безопасного пользования ножницами).

- Вот и получились бумажные чумы для игр в макете.

- Мы сегодня не просто играли, гуляли,

А в гостях у нас кукла Акань побывала.

Много интересного нам рассказала.

-Ребята, а что интересного, нового вы узнали о жизни народов ханты и манси?

         - Как прекрасен этот край, посмотри…

           Изучай его, гордись им и люби!

  • Рефлексия. Какие новые слова вы услышали впервые и что они обозначают?

- Ребята, я предлагаю вам и нашим гостям посетить наш мини музей     «Украшения из бисера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Житель севера - снегирь".

Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....

Конспект НОД Жители цветочного города

для детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта конспекта "Поможем жителям цветочного города"

Задачи: Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять умение  составлять алгоритм по обозначенной цели, определяя оборудование и действия с ним. Учить прогнозирова...

Конспект НОД " Жители нашего леса"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы  тема : « Жители нашего леса »Цель: активизировать знания детей жителях нашего леса....

Конспект НОД "Жители леса" во второй младшей группе

                                                     Консп...

Конспект Лесные жители зимой

Цель: Формировать представление детей о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, особенностях образа жизни....

Проект по взаимодействию педагога с родителями. По теме «Коренные жители ХМАО - Югры».

Создание единого социокультурного образовательного пространства для развития дошкольников в детском саду и в семье на основе краеведческого материала....