Главные вкладки

    История заселения Оскольского края и формирования социально-этнического состава его населения.
    статья на тему

    Население Оскольского края было неоднородным по своему этническому и социально – сословному составу. В статье опасывается история освоения и заселения Оскольского края в XVI—XVIII столетиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zaselenie_oskolskogo_kraya_.docx22.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    История заселения Оскольского края и формирования социально-этнического состава его населения

    Освоение и заселение Оскольского края в XVI—XVIII столетиях происходит в результате вольной и правительственной колонизации, а позднее - путем ввоза феодалами из разных регионов России и Украины зависимого населения.

    По свидетельству источников, архивных документов, почти вся территория южной лесостепной зоны уже была заселена русскими во времена Киевской Руси. Однако татаро-монгольское нашествие и господство Золотой Орды опустошили этот край, превратили его в «дикое поле». Только после освобождения Руси от татаро-монгольского ига и распада Золотой Орды появилась возможность для нового заселения русскими её южных степных окраин. Освоение русским народом черноземной лесостепной полосы южнее Оки было одним из важнейших этапов образования его историко-этнической территории.

    О времени заселения Староосколья, Белгородчины более точно можно судить только на основе документов, связанных с возникновением первых городов: Белгорода, Оскола (Старый Оскол) и Валуек. Впервые обо всех трех городах упоминается в летописи под 1593 г. Оскольский уезд в начале XVII века был ещё мало населенным. Он располагался по течению рек Оскол, Убля, Котёл, Осколец, Чуфичка, Геросим, Дубенка, Орлик, Олешенка, Халань и Холок. Самой населенной частью уезда был правый берег Оскола в лесостепной местности.

    В начале XVII века районы «дикого поля» стали ещё более активно заселяться как вольными переселенцами, так и служилыми людьми, получавшими за службу в южных городах-крепостях земельные наделы. Поэтому для защиты местного населения от татарских набегов, а также для утверждения своей власти на приобретенных территориях в 1635 г. Русское правительство начало строительство Белгородской засечной черты, которая протянулась на 800 километров. Её сооружение завершилось к 1658 г.

    Итак, как ни тяжела была пограничная служба, как ни опасны были условия жизни в порубежье, на «диком поле», оно постепенно заселялось, развивалось в хозяйственном и культурном отношениях. Осваивалось различными категориями вольного населения и служилых людей, для которых тяжести военной службы компенсировались земельными наделами.

    В суровых условиях того времени основную часть населения Оскольского края составляли служилые люди, которые сочетали государственную службу по охране южных рубежей с хозяйственной и промысловой деятельностью.

    Служилые люди различались по служебному положению и делились на две категории. К первой (основной в Оскольском крае) относилась низшая категория служилых людей «по отечеству» - «дети боярские».

    «Дети боярские» в подавляющем большинстве не были сыновьями бояр в буквальном смысле слова. Основную их массу составляли служилые люди из разных городов преимущественно центральных районов государства.

    В зависимости от чина и характера выполнения служебных обязанностей «дети боярские» получали земельные и денежные оклады. Получив участок земли, большинство служилых людей селилось на нём, как правило, «одним двором».

    Основными воинскими обязанностями «детей боярских» были: полковая служба - участие в походах государственных войск, станичная и сторожевая службы, сопровождение посольских миссий и др. В условиях постоянной военной опасности, частых разорительных набегов татар остро ощущался недостаток служилого сословия. Местные воеводы вынуждены были «верстать» в дети боярские «охочих людей» - стрельцов, казаков, позднее - черкас и даже беглых крестьян и холопов. Но, верстая в дети боярские представителей других сословий, в жалованной грамоте обязательно указывали, что отцы их и они в детях боярских не были.

    Особенностью южнорусского служилого населения, в том числе оскольского, является то обстоятельство, что наделение сына боярского титулом землевладельца вовсе не означало превращение его в феодала-эксплуататора. В Дозорной книге Оскольского уезда эти служилые поместья так и называются - «однодворческие». Поэтому мелкие помещики в свободное от военной службы время обрабатывали землю сами и своей семьей, как обыкновенные крестьяне.

    Вторую категорию составляли служилые люди «по прибору» (по набору): стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, ямщики и пр. Приборные служилые люди также обеспечивались жалованьем и наделялись землей, но не получали тех привилегий, которые имели «дети боярские». Им давалась земля, но крестьян на их земельной даче не было, весьма незначительным являлось и денежное вознаграждение. Поэтому основным источником существования приборных служилых людей была обработка земли силами своей семьи. А для пушкарей, стрельцов, воротников дополнительным источником существования становились ремесло, мелкая торговля, обработка усадебного участка земли, так как военная служба привязывала их к городу.

    Самым пёстрым по своему составу и положению был разряд служилых людей - казаки. Они свободно верстались на государственную службу из самых разных сословий и групп населения других районов государства, Донского, Волжского, Уральского и Терского казачества, а также из «вольных охочих людей», издавна осваивающих наш край. В Староосколье казаки составляли две группы - «городовые» и «беломестные». «Городовые» казаки на Белгородчине служили по городам и подчинялись городовому воеводе. «Беломестные» - это казаки, свободные от податей и служившие по договору. Оскольские беломестные казаки жили компактно в селе Голубине Орлицкого стана, а в сёлах Верхнее и Нижнее Атаманское проживали атаманы разъездных станиц.

    Интенсивное заселение Оскольского края продолжилось в XVIII веке как русскими из центральных губерний России, так и украинцами - с юго-запада. Согласно архивным данным, заселение происходило в разных формах: перевод крепостных крестьян крупными землевладельцами на свои земли, а также переселение жителей по правительственным распоряжениям. Наибольшее число владельческих селений появилось на пустующих в XVII веке землях: на территории современного Губкинского района (Лукьяновка, Николаевка, Коробковка, Строкино, Викторовка, Поцелуевка, Ивановка, Вислое, Меловой Брод и др.); Горшеченского района (Никольское, Алексеевка, Грезное, Красная Долина, Мокрый Верх, Верховье Рогозца и др.).

    В пределах современного Старооскольского района владельческих селений было немного: Федосеевка, Готовье, Игнатовка, Обуховка, Бабанинка, Змеёвка, Голофеев-ка, Казачок, Николаевка (Орлик), Александровка и некоторые другие. Многие из них были заселены малороссами.

    Расслоение в среде однодворцев, начавшееся ещё в XVIII веке, продолжается и в 1-ой половине XIX века. В сословной структуре российского общества термин «однодворец» перестаёт фигурировать, начал осуществляться переход к общинной форме землепользования. После прекращения в 1850 г. таких переходов в Оскольском крае у однодворцев землевладение и землепользование сложилось в двух видах: во-первых, на правах подворной собственности и купленные земли, то есть частной собственности на основе четвертного права - «четвертинки». Вторым видом было общинное право землевладения и землепользования - «владельцы по душам». Они жили главным образом сельскими общинами.

    Исследованиями ученых установлено, что вплоть до конца XIX столетия русское население Курской, Воронежской губерний в этническом отношении не было однородным. Будучи выходцами из разных регионов России, принадлежа к различным слоям крестьянства, русское население отдельных ареалов длительно сохраняло специфические особенности в говорах, одежде и других компонентах культуры.

    На территории современных Белгородской, Курской и западной части Воронежской областей выделялись следующие локальные этнические группы великорусов: горюны, мамоны, саяны, цуканы. Из названных этнических великорусских групп в Оскольском крае располагались поселения саянов и цуканов.

    Саяны — это интересная в этнографическом плане группа бывших монастырских крестьян, которые проживали в основном в северных уездах Курской губернии; в Старооскольском уезде саянскими были село Ясенки, деревни Ольховатка, Ржавец и некоторые другие. Вероятно, саяны проживали и в селе Курское, основанном переселенцами из Курского уезда в конце XVI века. Традиционная культура саян, расселенных на большой территории Курской губернии, не была совсем одинаковой. Например, ещё до недавнего времени в саянских сёлах сохранялись старинные формы южнорусской одежды (несшитая распашная понёва и глухая понёва с прошвой и бедром; рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе; сарафан, «саян», рогатая кичка, чепец, повязка и другие).

    Вторая локальная этническая группа великорусов - цуканы. В рамках современных административных границ Старооскольского района цуканы исторически проживали в селе Змеёвка (бывший Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии). Цуканы отличались от жителей других сел своим костюмом и говором. В их женской одежде прослеживаются древние русские особенности: красная понёва с прошвой, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, рогатые кички, длинные передники — «запоны». Понёва сочеталась с сарафаном, который служил девичьей и женской одеждой.

    Постепенно под влиянием общих природно-климатических, исторических, социально-экономических условий происходила этническая и культурная консолидация русских выходцев из разных регионов страны, формировались местные культурные традиции, комплексы одежды, их своеобразные черты и специфические особенности.

    Наряду с русской колонизацией южнорусских степей шло украинское заселение края. Украинские переселенцы - черкасы впервые появились в Оскольском крае в 30-е годы XVII века. Это были  украинские казаки, несшие в крае воинскую службу, но массовый перевод черкасов в Староосколье начался только в XVIII столетии.

    На протяжении XVII-XVIII вв. в бывшей Курской губернии, нынешней Белгородской области возникло много украинских слобод. В пределах Старооскольского уезда украинскими были слободы Обуховка (Петровское), Мантурово, Михайловка, Голофеевка, Ивановка, Богословская, Казачок, Новоалександровка и другие. В конце XIX века украинцы составляли 13,5% сельского населения. В некоторых из современных сёл и в настоящее время основным является украинское население, говорящее на «ломаном» украинско-русском языке. Длительное, в течение нескольких столетий, совместное проживание русского и украинского населения приводило к смешению и взаимопроникновению двух культур. Это больше всего проявлялось в бытовой культуре, языке, устном народном творчестве, одежде, обрядах и праздниках.

    Более существенное место в экономике крестьянских семей стали занимать местные кустарные промыслы и ремесла. Кроме кустарничества, ремесел и профессиональных занятий, применение промышленного труда населением нашло выражение в отхожих промыслах - ближних и дальних. Многие из крестьян уходили на поденные и сезонные земледельческие работы в ближайшие районы, а также  в более отдаленные места: на юг Украины, Северный Кавказ, в область Войска Донского, в Поволжье. Отходничество во всех видах накладывало существенный отпечаток на быт и характер отходников-крестьян. Они уходили от сельских народных традиций, быстрее впитывали городскую культуру, в том числе и костюм, несли их в деревню, тем самым способствовали размыванию народного костюма, быстрейшему забвению его вековых традиционных форм. В характере и поведении отходников появлялись определенная бойкость, самоуверенность, отличающие их от других крестьян или горожан их социальной среды.

    Многие из молодых сельских людей переселялись в город, навсегда уходили из родных мест и в большинстве своем становились фабрично-заводскими рабочими или связывали свою судьбу с железнодорожным транспортом.

    Таким образом население Оскольского края было неоднородным по своему этническому и социально – сословному составу. Основную его часть составляли потомки военно – служивых людей ХVI-ХVIII столетий - однодворцы; крестьяне самостоятельно или по принуждению помещиков переселившиеся из разных регионов Русского государства; потомки коренных домонгольских племен, а также украинское население. Они ещё и в начале ХХ столетия сохраняли самобытные черты и особенности в культуре в целом и одежде в частности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

    Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми...

    Познавательное занятие "История заселения Кубани"

    Познавательное занятие "История заселения Кубани"...

    Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

    Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

    Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

    Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

    Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.

    Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы....