Конспект НОД "Кубанские традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине.                                               

Задачи. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского народа; воспитывать уважение к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kubanskie_traditsii.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 « Солнышко »        муниципального образования город – курорт Геленджик

Конспект НОД в подготовительной группе

                                « Кубанские традиции »

                                                                                        

Воспитатель первой квалификационной категории

         Шепелева Наталья Владимировна

г-к Геленджик 2015 г.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине.                                                Задачи. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского народа; воспитывать уважение к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб.

Материалы. Мультимедийная презентация, тематические костюмы, имитация убранства комнаты казака, колосья пшеницы, каравай, муляжи хлебных изделий из соленого теста, фонограмма кубанских песен.

Предварительная работа.  Рассматривание иллюстраций о Кубани, поход в музей на выставку «Кубанский быт», организация мини-музея в группе.

Мотивация. Встреча гостей по Кубанскому обычаю караваем.

                                                                                                                                        Ход занятия

Восп. Ребята, к нам сегодня, пришли гости. Вы знаете как по традиции встречают гостей. Как? ( ответы детей ). Давайте их встретим и расскажем им еще об одной традиции – традиции выращивания хлеба.         

( звучит музыка, входят гости)

Восп.      – В знак признанья и отличия

                 Нам приятно в этот час,

                 По старинному обычаю

                 Хлебом – солью встретить вас.

                 Каравай мы вам подносим поклоняясь,

                 Хлеб – соль отведать просим.

          ( угощаем гостей караваем )

- Ребята, как зовется  край в котором мы живем? ( Краснодарский край)

- Как еще называют наш край? ( Кубанью )

- Как называют жителей Кубани ? ( Кубанцы, кубанские казаки )

- А какая наша Кубань ? ( Красивая, раздольная, благодатная, хлебосольная…)

Реб.                 - Ой, Кубань, ты мать родная !

                 Край станиц и хуторов.

                 Степь от края и до края

                 Тонет в золоте хлебов.

                 Это счастье – жить на свете

                 И тобой весь век дышать.

                 И встречать твои рассветы,

                 И закаты провожать…

- Да, мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколения. Какие вы знаете традиции или обычаи ?  ( Уважать и почитать старших, слушать их советы; уважение к женщине; гостеприимство; честность; щедрость; доброта; храбрость; трудолюбие…)

- Сегодня мы с вами вспомним о традиции выращивания хлеба. Как называют людей, которые выращивают хлеб? ( Хлеборобы ) Как сегодня хлеб попадает к нам на стол вы уже знаете. Давайте вспомним.

( Вначале трактор плугом вспахивает поле. Чтоб земля стала рыхлая, мягкая трактор ее рыхлит бороной. К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна попадают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей. )

- Как вы думаете, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай? (Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие. Когда пшеница пожелтеет )

- С чем можно сравнить поля, какие они ? ( Огромные, как море, красивые, золотые, бескрайние…)

- Пшеница поспела, как ее убирают? ( Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу. Потом ее везут на элеватор ).

- Что делают на элеваторе? ( На элеваторе очищают пшеницу и превращают ее в зерно. Еще на элеваторе зерно хранят ).

- А хотите узнать, как в старину на Кубани растили хлеб?

- Много лет назад  главным занятием кубанцев было возделывание земли. Хлеб был основным продуктом питания. Без него было не прожить. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. Затем бороной ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал большое лукошко или мешок с ремнем через плечо, туда насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. Когда пшеница созрела люди вручную срезали колосья серпом, связывали их в снопы. Потом пшеницу надо было обмолотить, то есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу молоть муку. Вот такой тяжелый труд хлеборобов. И все ради того, чтобы хлеб пришел к нам на стол. Ну а потом из муки месили тесто, из теста выпекали хлеб и хлебобулочные изделия. К каждому празднику, по традиции, готовили особую выпечку. Встречали гостей – караваем, на масленицу пекли блины, к Пасхе обязательно готовили куличи, на яблочный спас на столе стоял яблочный пирог. А встречают весну приготовлением вкусных , сдобных жаворонков. Хотите научиться их делать? Что нам понадобится, чтобы испечь жаворонков? ( Тесто ). А хотите мы с вами сыграем в игру, которая так и называется « Тесто »? ( игра под музыку ).

- А вот и наше тесто. ( дети садятся, воспитатель предлагает готовое соленое тесто, объясняет как лепить ).

( Звучит песня Захарченко « На Кубани мы живем», дети лепят жаворонков, воспитатель лепит угощение для гостей ).

- Молодцы, хорошо постарались. А теперь поставим их в русскую печь. И пока наши жаворонки пекутся давайте вспомним пословицы о хлебе.

                - Хлеб – всему голова.

                - Хлеб – батюшка, вода – матушка.

                - Где лодырь ходит – там земля не родит.

                - Хлеб бросать – силу терять.

                - Худой обед – когда хлеба нет.

- Молодцы !

- Пора нам посмотреть, испеклись ли наши жаворонки. ( достает из печи настоящие булочки ).

- Если мы с вами кубанцы, значит мы гостеприимный народ. По традиции, что мы должны сделать в первую очередь? ( угостить гостей ).

- Угощайтесь гости дорогие! Доброго вам здоровьица!

- А еще , ребята , вместе с жаворонками на Кубани подают узвар, чтобы было   еще вкуснее.

                Ты цвети, моя Кубань,

                Становись все краше.

                Не уронит честь казачью

                Поколенье наше.

                Мы растем стране на славу

                Под кубанским небом.

                Будем славить край кубанский

                Богатырским хлебом!

                Ты красив и весел,

                Щедр ты по – кубански,

                Край хлебов и песен,

                Край наш Краснодарский.

- Молодцы!

- Скажите , ребята, что нового сегодня вы узнали? ( ответы детей )

- Что больше всего вам понравилось, запомнилось ? ( ответы детей )

- Скажите, то что вы сегодня узнали, может вам как то пригодиться ?

( ответы детей ).

- Я думаю , теперь вы еще больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. Кубань – житница России. Рекордсмен по выращиванию хлеба. Никогда не забывайте своих предков, помните о них.

- А теперь давайте попрощаемся с гостями. ( До свидания. Милости просим еще к нам в гости ).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Русские традиции"

" Русские традиции ."  Приобщение детей к русской народной культуре ....

Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".

Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".Автор: Хоронжак Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №81"Лесная полянка", города Прокопьевска.Тема ООД: "Традиции праздновани...

Конспект занятия "Традиции народа"

Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.Традиции бывают семейные. Например, по...

конспект НОД-"Традиции и фольклор".

конспект НОД  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Традиции мордовского народа"

Любой народ по-своему велик,...

Конспект занятия «Традиции Бурятии»

Конспект занятия «Традиции Бурятии»...

Конспект занятия: "Традиции чувашского народа"

Познакомить детей с традициями и бытом чувашского народа....