Консультация для педагогов на тему: Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края.
консультация на тему

Козлова Татьяна Сергеевна

Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Восхищаясь тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lepbuk.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края».

Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Восхищаясь тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Организуя образовательную деятельность по обогащению социального опыта детей, воспитатели учитывают особенности развития современных дошкольников: их информированность и любознательность, умение свободно ориентироваться в современной технике, во взрослой жизни. В тоже время, нельзя не замечать изменений в коммуникативном, нравственном, социально-личностном развитии дошкольников, связанных, прежде всего с тем, что современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и это часто приводит к импульсивному поведению. У многих не сформированы позитивные установки к самообслуживанию, различным видам совместного труда, основам безопасности в быту, социуме, природе.

Кроме того, в современных условиях актуальность социально-коммуникативного развития возрастает  в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Поэтому на семью и дошкольные организации возлагается особая ответственность за воспитание необходимых личностных качеств детей.

Вместе с тем, можно отметить, что в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы и неспособностью и неготовностью некоторых родителей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением традиций семейного воспитания.

Давайте рассмотрим такое понятие, как «вовлечение родителей» в деятельность 

дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе детского сада, которое, с одной стороны, оказывает влияние на его функционирование и развитие, а с другой повышает педагогическую компетентность самих родителей. Но, традиционные формы работы, в которых главное место отводится сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за их малой эффективности и из-за недостаточной обратной связи. Современным, активным родителям такие формы работы становятся малоинтересны.  Поэтому  воспитатели детского сада стараются использовать новые, нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников, в том числе для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников.

Слайд №2

И одна из таких форм  – это лэпбук (lapbook, что в дословном переводе с английского значит «накопленная книга». Это небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по определенной теме.

При этом нужно учитывать, что лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения конкретной темы вместе с родителями. Ведь чтобы заполнить эту книжку, нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

Слаид №3

Темы лэпбуков, связанные с социально-коммуникативным развитием детей могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий  лэпбук на тему «Семья». А можно взять более конкретную тему «Моя семья».

Слайд №4

Совместная образовательная деятельность воспитателей и родителей совместно с детьми по изготовлению лэпбуков осуществляется по нескольким направлениям:

1. Во-первых – это итог проекта или тематической недели. Формой представления лэпбуков в этом случае может быть выставка изготовленных лэпбуков, их презентация, рассказ с опорой на лэпбук на итоговом мероприятии и т. д. Эта совместная работа проводится,  начиная с младшей группы.

2. Как итог исследовательской деятельности, проводимой педагогом с группой детей или с одним ребенком, начиная со старшей группы. Здесь очень важна помощь родителей, когда они вместе с детьми дома изучают тему, читают дополнительно литературу, подбирают и систематизируют материал: картинки, игры, стихи, загадки.

3. Как задание для конкретной семьи в целях решения задач индивидуального развития ребенка или проблем семейного воспитания. Это индивидуальная форма работы педагога с конкретной семьей может применяться во всех возрастных группах. Темы лэпбуков при этом будут зависеть от конкретной ситуации развития ребенка и особенностей семьи. Например«Что такое хорошо и что такое плохо» «Донецк – моя малая родина»«Дончане – культурный народ»  и т. д.

Слайд № 5 - 11

Основные задачи, которые решаются в процессе совместной деятельности направлены на:

- формирование представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

Слайд № 12

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, какие задачи решаются в ходе тематической недели.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1 целеполагание (выбор темы)

2 разработка лэпбука (составление плана)

3 выполнение (практическая часть)

4 подведение итогов.

Для изготовления лэпбука вам понадобится:

  • распечатанные шаблоны
  • лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4
  • ножницы
  • клей-карандаш
  • цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки
  • скотч
  • безграничная фантазия

Слайд № 13 - 17

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной  исследовательско - познавательной деятельности, что соответствует современным нормам образования.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

- организационную (выставки, экскурсии, походы)

- информационную (сбор информации для лэпбука)

Его можно изготавливать не только в детском саду,  но и дома. Работать можно как в одиночку, так и в микро группах. Преимущества использования - сплотить и объединить детско-родительские коллективы.

Взаимодействие с родителями по социально-коммуникативному развитию детей с использованием такой формы как лэпбук можно начинать с младшей группы. Наиболее эффективно проводить эту работу в форме мастер-классов. Причем, если в младших группах на этом мастер-классе присутствуют только родители, то в старших группах - родители вместе с детьми.

Слайд №  18

Например, план лэпбука в младшей группе на тему: «Моя семья» может быть такой:

1. праздники в моей семье

2. стадии роста и взросления человека

3. стихи про членов семьи

4. загадки о семье и ее членах

5. совместные места отдыха и время препровождения

6. семейные увлечения

7. кто, что любит одевать

8. кто, где работает

9. Д/и «Что нужно для работы?»

План лэпбука в старшей группе на тему: «Традиции моей семьи» может быть такой:

1. Стихи про семью

2. Пословицы и поговорке о семье

3. Традиции нашей семьи

4. Праздники семьи

5. Незабываемые мгновенья

6. Наши родственники

7. Родословная семьи

Слайд №  19 - 21

Имея опыт работы в данном направлении, можно сказать, что использование лэпбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых, позволяет реализовать основные принципы и задачи дошкольной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО и, тем самым, помогает:

• создать в детском саду условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих накопление социального опыта детьми, в том числе с учетом регионального компонента;

• повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей в целях их дальнейшей позитивной социализации.

Таким образом, работа с Лэпбуками является достаточно интересной и перспективной. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть проблемы детей и вовремя им помочь. Технология работы с Лэпбуками позволяет объединить усилия по развитию речи детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. А осознанное включение родителей в совместный воспитателем образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

«Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края»

Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное ...

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности детей раннего возраста

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...