Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Данная статья посвящена обучению детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 59»

                 Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку посредством театрализованной деятельности

             

                                               

                                                                     Подготовила: воспитатель         I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №59»                                                                              Галимуллина Фаузия Шайхулловна

г. Казань

2017 г.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Язык — основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду — одна из самых сложных методических задач. Добиться хорошего результата в изучении неродного языка лишь на занятиях татарского языка невозможно. Следовательно, необходимо уделять этому внимание, и на других занятиях,  и в игровой деятельности, и на прогулке.  Сейчас стало интереснее изучать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста, так как, наряду с русскоязычными мультимедийными пособиями, появились и на татарском языке. Интересно обучать с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети учатся играя. Игра — естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка, на его развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка. Ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом.

Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Воспитателю следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона. Поэтому дети при изучении языка не должны утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия в группе, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

При обучении татарскому языку театрализованные игры можно организовать на следующих этапах:

  • первый этап — ознакомление детей с новыми словами;
  • второй этап — повторение пройденного материала;
  • третий этап — закрепление, активное пользование языком.

На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к будущим театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.

При обучении языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

На втором этапе мы переходим к театрализованным играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой («Диалог по телефону», «Магазин игрушек» и др.).

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку), которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Для инсценировок можно использовать разные по жанру литературные тексты и предлагать инсценировать их в разных видах театра. Так, один и тот же текст дети инсценируют с куклами би-ба-бо, в варежковом или настольном театре, разыгрывают, как драматический спектакль.

В театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

Широкое использование театрализованных игр в непосредственно-образовательных и игровых деятельностях по обучению татарского языка направлено на:

  • усвоение и активизацию словаря;
  • формирование речевого дыхания, слухового восприятия;
  • развитие выразительности речи;
  • развитие памяти, внимания, умения творчески мыслить;
  • развитие у детей мелкой и общей моторики;
  • развитие уверенности в себе, организованности;
  • воспитание дружеских взаимоотношений.

На занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, следить за развитием действия.

С детьми старших групп инсценировали небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», «Лиса и гусь» и др.) поэтические произведения. При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов.

Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. Мы с ними сыграли «Репку», «Теремок» (татарский вариант), «Кто что любит» (татарская народная сказка), проводим татарские народные игры, как «Тюбетей», «Зеленый платочек», «Водяная» и.др. А также мы поем песенки, водим хороводы.  Провожу с детьми речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

И в заключении, при приобщении русскоязычных детей к татарскому языку и культуре необходимо помнить:

  1. Воспитатель должен быть в тесной связи с учителем татарского языка, закреплять в группе пройденный на занятиях материал, обогащая словарный запас детей.
  2. Корректно поправлять ошибки в произношении и общении на неродном языке, не делая замечаний. Дети не должны бояться говорить на татарском языке.
  3. Изучение татарского языка должно оптимально сочетаться с изучением и общением на русском языке. При выходе из детского сада русскоязычные дети должны уважать татарский народ и их культуру, иметь желание продолжить изучение татарского языка в школе.  

Использованная литература

  1. Е.В. Мигунова. “Театральная педагогика в детском саду” М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.
  3. М.Б.Зацепина “Развитие ребенка в театрализованной деятельности” Москва 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку и проблема оценивания качества образования

Единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билигвального образования...