Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дьяконова Елена Валентиновна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

                                         в старшей группе

 

Традиции и быт Донского

              казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-traditsii_i_byt_kazakov-.docx317.23 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект занятия по патриотическому воспитанию

                                         в старшей группе

Традиции и быт Донского

              казачества

                             

              C:\Users\packard bell\Desktop\ФОТО-КАЗАЧЕСТВО\54.0.dsc00024[1].jpg

                                                               Воспитатель: Дьяконова Е.В.

     Цель.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с традициями, обычаями и бытом;  расширять словарный запас; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, к своему краю.

                                        Ход занятия.

Воспитатель:

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

     У каждого человека есть своя малая Родина. Это - то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети.

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.

 Мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором.

     Наша малая родина – Донская земля. У нее яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно. Здесь всегда было место подвигу. Она знала нашествие кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил заводы и фабрики, чтобы еще могущественнее была наша страна, еще лучше жили люди.

    - Как называется местность, в которой мы живем?

Станица Обливская.

C:\Users\packard bell\Desktop\ФОТО-КАЗАЧЕСТВО\68135399.jpg

     - А знаете ли вы, что означает слово «казак»?

(Ответы детей.)

Да, слово казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек. Казаки - это храбрые, смелые войны, преданные своему Отечеству, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход.

Издавна были крепки казачьи семьи, сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.

     Обживая земли, казаки строили себе жильё. Жилище казаков называлось - казачий курень. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов. В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.

      http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_07ce941dfc83264963251806481429d3.jpg

      Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

  • Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
  • Казак сам голодает, а конь его сыт.
  • Казак без коня – что солдат без оружия.
  • Казак без коня – как соловей без песни.

     Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

     Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. 

C:\Users\packard bell\Desktop\ФОТО-КАЗАЧЕСТВО\1-3.jpg

- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

Народная забава «Всадники».

(В руках детей палки-лошадки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников.)

Ход игры:

Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

 И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

     - Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции.

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

      Кто же главный у казаков? »  (атаман)

     Каждая станица или ватага выбирала себе старшего, которого называли атаманом. Выборы атамана проходят на казачьем Круге.  Казаки выходят на круг и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост. Сам себя казак рекомендовать не имел права  А затем, голосуют. В старину голосование производилось поднятыми обнажёнными клинками,  Выбранного атамана приводят к Присяге. Он клянётся служить верно, не щадя жизни, обещает беречь казачью честь.

     Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах:

- Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Терпи, казак, атаманом будешь.

Где казак там и слава.

По казаку и Дон плачет.

Казаку конь себя дороже.

Казак без коня –сирота!

     Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни. Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе.

     По воскресеньям казаки и стар, и млад не работали. Они  до обеда ходили в церковь, а затем отдыхали- пели песни, шутили, танцевали. Издавна на Дону после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть, пошутить друг с другом. Ребята, вы сегодня много узнали о нашем родном крае и людях, живших в далекие времена на нашей  Донской земле. 

     «Казачьему роду нет переводу!»- это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»

Познакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской девоспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси.формировать...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»

Задачи образовательных областей:Познание: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне.Дать представлен...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...