Главные вкладки

    Чувашский празник, прироченный ко Дню Чувашской письменности - "ПЕТРУШКАН ЮЛТАШЕСЕМ" (средняя группа)
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Варенникова Татьяна Федоровна

    День Чувашской письменности - 25 апреля

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sr.gr_._petrushkan_yultashesem.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вед: Чувашская земля, родимый край

     Ты всех похвал и почестей достоин.

     Здесь солнце, словно пышный каравай,

     Тут воздух, будто на меду настоян.

     Живет тут удивительный народ

     Способный веселиться и трудиться

     Который очень нежно бережет

     Жемчужины преданий и традиций.

    (Дети, взявшись за руки, двигаются змейкой под чувашскую плясовую мелодию садятся на места, под веселую музыку из-за ширмы появляется Петрушка)

     Петрушка: Здравствуйте, дети отгадайте, как меня зовут?

     Дети: Петрушка!

     Петрушка: Отгадали. Хотите еще загадки отгадывать? Только отгадки нужно на чувашском языке отгадывать, а то мои друзья перед вами не появятся.

     Хвост с узорами, сапоги со шпорами, рано утром встает, голосисто поет.

    Дети: Автан!

    Петрушка: Верно. А у меня, ребята, ученый петух - как услышит песню про себя, так тут как тут. Вы песню про петушка знаете?

     Вед: Знаем, Петрушка, и с удовольствием тебе ее споем.

    Исполняется песня «Юра, янра» (ч. н. п.)

     Петрушка: А теперь загадка потруднее:

     Комочек пуха, длинное ухо,

     Прыгает ловко, любит морковку.

     Дети: Мулкач! (Заяц)

     Петрушка: Дети, помогите мне его позвать.

     Дети: Мулкач, кил кунта! (Зайчик, иди сюда)

    (появляется заяц и прячется за спину Петрушки)

     Петрушка: Не бойся! Дети хорошие. Поздоровайся, Заинька.

     Заяц: Ыр кун пултар, ачасем! (Здравствуйте, ребята)

     Дети: Ыр кун пултар, Мулкач! (Здравствуй, зайчик)

    Петрушка: А теперь поиграй с ребятами, пожалуйста.

     Игра «Музыкантпа мулкачсем»

    Петрушка. Молодец, заинька, держи морковку!

    Петрушка: Слушайте, следующую загадку:

     Хвост колотушкой, а зубами стучит.

     Дети: Кашкр! (Волк)

     (на ширме появляется волк)

     Волк: Ыр кун пултар ачасем (Здравствуйте, ребята)

     Дети: Ыр кун пултар, Кашкр! (Здравствуй, волк)

     Волк: Ребята, я сегодня весел и с ребятами дружу, я хочу вас пригласить на вашу любимую игру «Паттарла»

    Проводится игра «Паттарла» («По-богатырски»):

     Чертится большой круг. Двое игроков стоят в центре круга и держатся за 1 палку, и выталкивают друг друга из круга.)

     Петрушка: А сейчас очень трудная загадка, ни за что не отгадаете:

     Рыжая, хитрющая, куропаток не жалеет.

     Дети: Тиле! (Лиса)

     Петрушка: Молодцы! И эту загадку отгадали.

    (под чув. плясовую, муз. Ф. Павлова, появляется лиса)

     Лиса: Ыр кун пултр, ачасем! (Здравствуйте, ребята)

     Дети: Ыр кун пултр, Тиле! (Здравствуй, лисичка)

     ЛИСА: Я – лисичка, хвостик рыжий.

                   Никого я не обижу.

                   Буду с вами я плясать,

                   Праздник радостно встречать.

     ПЕТРУШКА: Что же, лисичка, раз ты сегодня добрая, мы с ребятами, покажем тебе веселый танец.

    Исполняется чувашский танец

    (Лиса прощается, уходит) 

     Петрушка: Давно метели злые замолчали

     Ручьи повсюду зажурчали.

    Весна пришла, много солнца принесла.

    А давайте поиграем в игру «Хевел».

    Игра «Хевел»

    Водящий – СОЛНЫШКО. Он стоит в центре круга, остальные идут по кругу и водят хоровод:

    «Сутат хевел вайларах-

    Сулла пуле шарахрах,

    Хел кунесем ашарах,

    Сурхи кунсем сутарах.

                         Гори солнце ярче,

                         Будет лето жарче.

                         А зима - теплее,

                         А весна – милее.»

    Затем игроки подходят к солнцу, а водящий кричит: «ВЕРИ!»- и догоняет их.

    Петрушка: Как прекрасно, когда светит солнце! А давайте мы с вами выйдем погулять.  

    (слышится фонограмма журчания воды)

     Ребята, слышите, как ручеек журчит?

     Петрушка: Вот веселый ручеек

     Говорливый голосок.

     Он разлился по лужку

     Не пройти нигде дружку!

     (Петрушка кладет ленты голубого цвета на пол)

     А наши дети ловкие, они перепрыгнут через ручеек.

    Игра: «Перепрыгни через ручеек»

     (дети прыгают через ленты под чув. п. мелодию, муз. Васильева)

    Петрушка: Отгадайте, кто к нам навстречу идет:

     Даже по железной крыше

     Ходит тихо, тише мыши.

     На охоту ночью выйдет

     И как днем все видит.

     Часто спит, а после сна

     Умывается она. (Кошка)

    Стихотворение про кошку (на чувашском языке)

            

    Петрушка: Вот еще одна загадка:

    Что за животное такое,

     Что любит травку пожевать,

     И молочком нас баловать.

     А иногда и забодать.

     Кто угадает ее снова,

     Ведь это вовсе не корова. (Коза)

    Стихотворение про козу (на чув. языке)

     Петрушка: Мы с вами и не заметили, как  оказались  в лесу. Какая красивая здесь природа, вот и первые листочки на деревьях, и подснежники уже появились. Ребята, посмотрите, снег везде уже растаял, а здесь большой снежный сугроб.

    (слышится храп медведя, фонограмма)

     Ой, я кажется понял, это Мишкин домик, он на зиму спать лег и до сих пор никак не проснется, давайте его разбудим, посмотрите что у меня есть – красивые музыкальные инструменты, их я взял с собой в дорогу, чтобы было веселее ..

     А давайте, ребята, сыграем на них и разбудим косолапого.  

    Исполняется  ОРКЕСТР

     Медведь: Что случилось, друзья?

     Петрушка: Нет зимы, пришла весна!

     Медведь: Ура! Лапу я сосал полгода

     А теперь наемся меда!

     (медведь имитирует еду)

    Спасибо, что разбудили меня, ребята!

     Петрушка: Хватит косолапый есть. Лучше, придумай интересную игру, поиграй с ребятами.

     Медведь: Да во что же мне с вами поиграть? (чешет затылок)

     У меня в лесу ничего нет, только одни деревья, да моя берлога.

     Петрушка: Ну, тогда мы с ребятами, пойдем обратно в детский сад, будем там играть.

     Медведь: Подождите, подождите, я, кажется, придумал, в какую игру мы с вами поиграем. В берлоге, у меня лежат лапти, которые я сам из лыка связал (медведь приносит лапти).

    Вот сейчас я привяжу их на веревочку, а вы будете высоко подпрыгивать, а я буду крутить лапти по кругу, кого я задену, тот садится на лесную полянку.

     «Проводится игра с лаптем» (чувашская народная мелодия)

     Медведь: Спасибо вам, ребята, за то, что разбудили, поиграли, потанцевали. Но мне пора по лесу пройтись, других медведей будить, вдруг они, как я разоспались! Но на прощание я вас хочу угостить целым бочонком сладостей. (Раздает конфеты)

     Сыв пул, ачасем! (До свидания, ребята)

     Дети: Сыв пул, Упа! (До свидания, медведь (медведь уходит).

     Петрушка: Пора ребята, нам возвращаться в детский сад. Беритесь за руки,  и в путь.

     (Дети идут парами под плясовую чувашскую мелодию.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник чувашской письменности

    Сценарий фольклорного праздника чувашской письменности для детей старшей группы на чувашском языке...

    ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)

    (в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...

    Сценарий досуга ко дню чувашской письменности "Ярмарка"

    Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с культурой родного края и соседних регионов....

    Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

    Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

    КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)

    КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...