Чувашский празник, прироченный ко Дню Чувашской письменности - "ПЕТРУШКАН ЮЛТАШЕСЕМ" (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Варенникова Татьяна Федоровна

День Чувашской письменности - 25 апреля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sr.gr_._petrushkan_yultashesem.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вед: Чувашская земля, родимый край

 Ты всех похвал и почестей достоин.

 Здесь солнце, словно пышный каравай,

 Тут воздух, будто на меду настоян.

 Живет тут удивительный народ

 Способный веселиться и трудиться

 Который очень нежно бережет

 Жемчужины преданий и традиций.

(Дети, взявшись за руки, двигаются змейкой под чувашскую плясовую мелодию садятся на места, под веселую музыку из-за ширмы появляется Петрушка)

 Петрушка: Здравствуйте, дети отгадайте, как меня зовут?

 Дети: Петрушка!

 Петрушка: Отгадали. Хотите еще загадки отгадывать? Только отгадки нужно на чувашском языке отгадывать, а то мои друзья перед вами не появятся.

 Хвост с узорами, сапоги со шпорами, рано утром встает, голосисто поет.

Дети: Автан!

Петрушка: Верно. А у меня, ребята, ученый петух - как услышит песню про себя, так тут как тут. Вы песню про петушка знаете?

 Вед: Знаем, Петрушка, и с удовольствием тебе ее споем.

Исполняется песня «Юра, янра» (ч. н. п.)

 Петрушка: А теперь загадка потруднее:

 Комочек пуха, длинное ухо,

 Прыгает ловко, любит морковку.

 Дети: Мулкач! (Заяц)

 Петрушка: Дети, помогите мне его позвать.

 Дети: Мулкач, кил кунта! (Зайчик, иди сюда)

(появляется заяц и прячется за спину Петрушки)

 Петрушка: Не бойся! Дети хорошие. Поздоровайся, Заинька.

 Заяц: Ыр кун пултар, ачасем! (Здравствуйте, ребята)

 Дети: Ыр кун пултар, Мулкач! (Здравствуй, зайчик)

Петрушка: А теперь поиграй с ребятами, пожалуйста.

 Игра «Музыкантпа мулкачсем»

Петрушка. Молодец, заинька, держи морковку!

Петрушка: Слушайте, следующую загадку:

 Хвост колотушкой, а зубами стучит.

 Дети: Кашкр! (Волк)

 (на ширме появляется волк)

 Волк: Ыр кун пултар ачасем (Здравствуйте, ребята)

 Дети: Ыр кун пултар, Кашкр! (Здравствуй, волк)

 Волк: Ребята, я сегодня весел и с ребятами дружу, я хочу вас пригласить на вашу любимую игру «Паттарла»

Проводится игра «Паттарла» («По-богатырски»):

 Чертится большой круг. Двое игроков стоят в центре круга и держатся за 1 палку, и выталкивают друг друга из круга.)

 Петрушка: А сейчас очень трудная загадка, ни за что не отгадаете:

 Рыжая, хитрющая, куропаток не жалеет.

 Дети: Тиле! (Лиса)

 Петрушка: Молодцы! И эту загадку отгадали.

(под чув. плясовую, муз. Ф. Павлова, появляется лиса)

 Лиса: Ыр кун пултр, ачасем! (Здравствуйте, ребята)

 Дети: Ыр кун пултр, Тиле! (Здравствуй, лисичка)

 ЛИСА: Я – лисичка, хвостик рыжий.

               Никого я не обижу.

               Буду с вами я плясать,

               Праздник радостно встречать.

 ПЕТРУШКА: Что же, лисичка, раз ты сегодня добрая, мы с ребятами, покажем тебе веселый танец.

Исполняется чувашский танец

(Лиса прощается, уходит) 

 Петрушка: Давно метели злые замолчали

 Ручьи повсюду зажурчали.

Весна пришла, много солнца принесла.

А давайте поиграем в игру «Хевел».

Игра «Хевел»

Водящий – СОЛНЫШКО. Он стоит в центре круга, остальные идут по кругу и водят хоровод:

«Сутат хевел вайларах-

Сулла пуле шарахрах,

Хел кунесем ашарах,

Сурхи кунсем сутарах.

                     Гори солнце ярче,

                     Будет лето жарче.

                     А зима - теплее,

                     А весна – милее.»

Затем игроки подходят к солнцу, а водящий кричит: «ВЕРИ!»- и догоняет их.

Петрушка: Как прекрасно, когда светит солнце! А давайте мы с вами выйдем погулять.  

(слышится фонограмма журчания воды)

 Ребята, слышите, как ручеек журчит?

 Петрушка: Вот веселый ручеек

 Говорливый голосок.

 Он разлился по лужку

 Не пройти нигде дружку!

 (Петрушка кладет ленты голубого цвета на пол)

 А наши дети ловкие, они перепрыгнут через ручеек.

Игра: «Перепрыгни через ручеек»

 (дети прыгают через ленты под чув. п. мелодию, муз. Васильева)

Петрушка: Отгадайте, кто к нам навстречу идет:

 Даже по железной крыше

 Ходит тихо, тише мыши.

 На охоту ночью выйдет

 И как днем все видит.

 Часто спит, а после сна

 Умывается она. (Кошка)

Стихотворение про кошку (на чувашском языке)

        

Петрушка: Вот еще одна загадка:

Что за животное такое,

 Что любит травку пожевать,

 И молочком нас баловать.

 А иногда и забодать.

 Кто угадает ее снова,

 Ведь это вовсе не корова. (Коза)

Стихотворение про козу (на чув. языке)

 Петрушка: Мы с вами и не заметили, как  оказались  в лесу. Какая красивая здесь природа, вот и первые листочки на деревьях, и подснежники уже появились. Ребята, посмотрите, снег везде уже растаял, а здесь большой снежный сугроб.

(слышится храп медведя, фонограмма)

 Ой, я кажется понял, это Мишкин домик, он на зиму спать лег и до сих пор никак не проснется, давайте его разбудим, посмотрите что у меня есть – красивые музыкальные инструменты, их я взял с собой в дорогу, чтобы было веселее ..

 А давайте, ребята, сыграем на них и разбудим косолапого.  

Исполняется  ОРКЕСТР

 Медведь: Что случилось, друзья?

 Петрушка: Нет зимы, пришла весна!

 Медведь: Ура! Лапу я сосал полгода

 А теперь наемся меда!

 (медведь имитирует еду)

Спасибо, что разбудили меня, ребята!

 Петрушка: Хватит косолапый есть. Лучше, придумай интересную игру, поиграй с ребятами.

 Медведь: Да во что же мне с вами поиграть? (чешет затылок)

 У меня в лесу ничего нет, только одни деревья, да моя берлога.

 Петрушка: Ну, тогда мы с ребятами, пойдем обратно в детский сад, будем там играть.

 Медведь: Подождите, подождите, я, кажется, придумал, в какую игру мы с вами поиграем. В берлоге, у меня лежат лапти, которые я сам из лыка связал (медведь приносит лапти).

Вот сейчас я привяжу их на веревочку, а вы будете высоко подпрыгивать, а я буду крутить лапти по кругу, кого я задену, тот садится на лесную полянку.

 «Проводится игра с лаптем» (чувашская народная мелодия)

 Медведь: Спасибо вам, ребята, за то, что разбудили, поиграли, потанцевали. Но мне пора по лесу пройтись, других медведей будить, вдруг они, как я разоспались! Но на прощание я вас хочу угостить целым бочонком сладостей. (Раздает конфеты)

 Сыв пул, ачасем! (До свидания, ребята)

 Дети: Сыв пул, Упа! (До свидания, медведь (медведь уходит).

 Петрушка: Пора ребята, нам возвращаться в детский сад. Беритесь за руки,  и в путь.

 (Дети идут парами под плясовую чувашскую мелодию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник чувашской письменности

Сценарий фольклорного праздника чувашской письменности для детей старшей группы на чувашском языке...

ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)

(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...

Сценарий досуга ко дню чувашской письменности "Ярмарка"

Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с культурой родного края и соседних регионов....

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА«ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Аннотация. Конспек...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Программное содержание: Цель: формирование целостного представления у  детей  о культ...