картотека ненецких народных игр
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

В наше современное время, как никогда остро стоит проблема приобщения детей к развитию интереса к истории родного края, к своей  «малой» Родине. Благодаря данным играм дети смогут пополнить знания о традициях, быте и играх народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nenetskih_igr.docx73.92 КБ

Предварительный просмотр:

Похожее изображение

Картотека

ненецких народных игр

В наше современное время, как никогда остро стоит проблема приобщения детей к развитию интереса к истории родного края, к своей  «малой» Родине. Благодаря данным играм дети смогут пополнить знания о традициях, быте и играх народов Севера.

подготовила воспитатель Даньшина А.Г

“Хаскова” – (Игра в мяч)

ЦЕЛЬ: упражнять в броске мяча вдаль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества

Каждый участник игры получает мяч, бросает мяч на дальность или в цель.

Если игра проводится на улице, то участие принимает вся группа. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо разделить на команды.

Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада.

I        вариант.

На площадке проводится черта,  играющие  становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу воспитателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает.

II        вариант.

Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от черты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом – “хаско” – в круг.

Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий.

 

“Хоборкова” – (“Коршун и наседка”)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение

Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в “замок”, или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна ставят к куропатке.

Коршун, со словами “хобэр – хо-бэ-эр”, бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.

Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и подготовительной группы в любое время года на улице или в помещении.

 

«Маленкова» – (Игра в жмурки)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать выдержку, терпение.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, который образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкнутую веревку.

По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, узнает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается.

Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

“Ярколава” – (“Ловля оленей”)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать  желание победить.

I        вариант.

На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу.

По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей.

II        вариант.

На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.

Выигрывает тот, кто больше выловит оленей.

Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей.

 

“Тыбэртя” – (“Оленеводы”)

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать  ловкость, умение избегать столкновений, развивать  меткость, Воспитывать интерес к игре

Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки.

Оленеводам выдаются арканы. По сигналу “Лови”, оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки.

Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и проводится на улице.

“Нэдалёда” – (“Гонки оленей”)

ЦЕЛЬ: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., Воспитывать интерес к соревнованиям

Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.

Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта.

По сигналу “Хэй” – упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить.

 

“Лынзекова” – (Игра в прятки)

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу,  развивать  внимательность, воспитывать терпение, выдержку

В начале игры счетом выбирается “прятка”. Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится “пряткой” и садится на санки, поставленные в центре круга.

“Прятка” закрывает глаза. По сигналу “прятка” идет искать. Все играющие прячутся, а “прятка” ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится “пряткой”, садится на санки и зажмуривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.

Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы.

“Мядикова” – (“Сборка и разборка чума”)

ЦЕЛЬ: упражнять в умении разбирать и собирать чум

Развивать логическое мышление, скорость при выполнении задания

Воспитывать интерес к народным играм

Воспитатель показывает последовательность сборки и разборки чума, называя части чума по-ненецки. Дети повторяют в чуме с куклами, а около чума – с деревянными (картонными) оленями, санками.

Атрибуты для игры: шесты чума, нюк (покрытие) летний или зимний (в зависимости от времени года), ненецкие куклы и куклы, одетые в ненецкую одежду соответственно сезону; олени, вырезанные из картона или фанеры, деревянные самодельные санки. Играть могут дети всех групп детского сада.

 

“Ва”авкова” – (“Игра в чуме”)

ЦЕЛЬ: Знакомить с традициями, обычаями ненецкого народа, развивать разговорную речь  ненцев, воспитывать дружелюбие, умение решать самостоятельно конфликтные вопросы

Дети удобно располагают утварь чума, постель и постельные принадлежности и играют в “дочки-матери”.

Атрибуты для игры: готовый поставленный чум во дворе или в группе, куклы, постели, подушки, одеяла, полотенца, столики, посуда.

Игра рассчитана на детей всех групп.

“Вывко” – (“Жужжалка”)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам.

Вывко – это деревянная пуговка с продернутой через оба отверстия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех.

Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу.

 

“Пэсько” – (“Волчок”)

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам.

 Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок – пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру.

 

“Едко” – (“Котелок”)

ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку

Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водящими.

По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-“котелок” – тот выходит из игры.

Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством детей.

 

“Ертя”-(“Рыбаки”)

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм

Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.

Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.

Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу.

Няха”р янгор санарма” – (“Тройные прыжки”)

ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках в длину, Развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победителем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки – на одной линии.

Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке.

 

“Тынзям’ моёпава” – (“Игра в аркан”)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать глазомер, ловкость рук. воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта. Играющие выстраиваются около черты с арканом. Тынзей-аркан наматывается на левую руку в направлении от кисти на локоть и при разгибании предплечья набрасывается на предмет-цель. Играющий, попав петлей аркана на предмет, затягивает аркан, подтягивая его к себе. У кого больше попаданий в цель, тот и выигрывает. Заарканивать можно головки самодельных деревянных саней, шестов и других предметов. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

 

“Хабэвко няби ханена” – (“Куропатки и охотник»)

ЦЕЛЬ:  упражнять в меткости, ловкости, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к народным играм

Выбираются два охотника. Остальные играющие – куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: “ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ.” В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.

Победителем считается охотник, поймавший много куропаток.

Игра проводится на улице и рассчитана на детей старшей и подг. группы.

 

Нын”- (Игра в лук)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости в даль, развивать глазомер, воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта, вызываются два стрелка. Играющие берут лук в левую руку, правой рукой натягивают тетиву со стрелой и пускают стрелу на дальность. Отметкой служит флажок. Пустивший стрелу дальше флажка считается метким стрелком.

В игре можно использовать самодельный лук и самодельную деревянную стрелу или пластмассовый лук фабричного производства. Игра рассчитана на детей подготовительной группы, количество играющих не ограничивается.

«Путко» («Кулачок»)

Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собой

Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков» строят «пирамиду». Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге, между ними должен быть «чужой» кулачок.

Хозяин предпоследнего Путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?». Тот, кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак». Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все Путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то бочонок. Давайте откроем!». Побеждает тот, кто «откроет бочонок» - пытается указательным пальцем разжать кулачек.

Игру можно продолжить и после того, как «бочонок открыт», играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу, быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот, кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным.

 

«Прыжки через нарты»

Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см., высоту 20см. Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты.

Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона.

«Перетягивание каната»

Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Ненецкая народная сказка "Кукушка" старшая группа

Нравственное воспитание. "Мама - слово святое"...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка»»

Конспект совместной образовательной  деятельности с детьми старшей группы по теме «Ненецкая народная сказка «Кукушка»» Знакомство с литературным произведением, обсуждение, рисование иллюстраций....

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуациис детьми старшего дошкольного возрастана тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жизни жив...

Пересказ ненецкой народной сказки «Кукушка» с использованием метода наглядного моделирования.

Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования....

Внедрение инновационной технологии "использование ИКТ при создании мульфильмов по мотивам ненецких народных сказок"

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентно...