Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ефремова Людмила Викторовна

Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Цель:расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Образовательные задачи:

-закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания;

-учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями;

-активизировать и расширять словарь детей;

-учить понимать образный смысл загадок;

-учить детей сочетать движения и речь;

-закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Развивающие задачи:

-развивать речь детей;

- развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;

- развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия мира природы;

- развивать творческое воображение и способности детей, расширять их кругозор;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

- развивать умение анализировать свою работу в процессе выполнения и по окончании продуктивной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, животным;

воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим ;

воспитывать сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; письмо в конверте;фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся. »; крупа; клей; кисти;листы голубого цвета с нарисованными контурами животных севера;текст ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход образовательной ситуации :

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, оно по адресу или это ошибка?

Воспитатель зачитывает адрес.

Воспитатель: Итак, письмо именно для нас. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите! От Снежной королевы нас спасите!

Воспитатель: Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Воспитатель читает загадку.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Дыхательная гимнастика.

- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (Дети повернулись вокруг себя.)

Под музыку "Мы поедем, мы помчимся. ", дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу.

Воспитатель:Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у "костра".

– Прослушайте сказку «Песец и Олень».

Чтение ненецкой народной сказки:

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

Воспитатель:Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.

Физкульт минутка.

Как олени резво скачем

(Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.

(Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,

(Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.

(Остановиться)

Мы немного отдохнём

(Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Присесть на импровизированные льдинки)

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это?

На ватмане расположены контурные изображения животных.

Дети: олень, писец, белый медведь.

Воспитатель: Верно. Ребята посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Где мы?

Дети: На Северном полюсе.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: На Севере льды, снега, Северное Сияние, малая растительность.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и ответили правильно. Животные

заколдованы, надо им помочь .

Украшение контурных изображений животных различной крупой. Звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.

На экране появляются картинки с изображением животных Севера.

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

НА ТЕМУ: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Цель:расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Образовательные задачи:

-закрепить знания детей о животных  севера, климатических особенностей среды их обитания;

-учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями;

-активизировать и расширять словарь детей;

-учить понимать образный смысл загадок;

-учить детей сочетать движения и речь;

-закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Развивающие задачи:

-развивать речь детей;

-  развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;

- развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия мира природы;

- развивать творческое воображение и способности детей, расширять их кругозор;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

- развивать умение анализировать свою работу в процессе выполнения и по окончании продуктивной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, животным;

воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим ;

воспитывать  сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; письмо в конверте;фонограмма музыки: песня «Мы поедем,мы помчимся... »; крупа; клей; кисти;листы голубого цвета с нарисованными контурами животных севера;текст  ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход образовательной ситуации :

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, оно по адресу или это ошибка?

Воспитатель зачитывает адрес.

Воспитатель: Итак, письмо именно для нас. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите!От Снежной королевы нас спасите!

Воспитатель: Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Воспитатель читает загадку.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Дыхательная гимнастика.

- Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку,вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот,несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!(Дети повернулись вокруг себя.)

Под музыку "Мы поедем ,мы помчимся...",дети имитируя движения скачущих оленей,бегут по кругу.

Воспитатель:Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть.(Дети садятся в круг у "костра".

– Прослушайте сказку «Песец и Олень».

Чтение ненецкой народной сказки:

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

Воспитатель:Нам пора в путь,животные ждут нашей помощи.

Физкульт минутка.

Как олени резво скачем

(Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.

(Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,

(Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.

(Остановиться)

Мы немного отдохнём

(Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Присесть на импровизированные льдинки)

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это?

На ватмане расположены контурные изображения животных.

Дети: олень, писец, белый медведь.

Воспитатель: Верно. Ребята посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Где мы?

Дети: На Северном  полюсе.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: На Севере льды, снега, Северное Сияние, малая растительность.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и ответили правильно. Животные

заколдованы,надо им помочь .

Украшение контурных изображений животных различной крупой. Звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.

На экране появляются картинки с изображением животных Севера.

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»Знакомство со сказкой "Колосок" с использованием фрагментов драмматизации....

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как животные помогают человеку»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Как животные помогают человеку»...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24670209","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Формировать интерес и потребность в чтении и восприятии, умение внимательно и заинтер...

План-конспект театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»

План-конспект театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»...