Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка». Творческое рассказывание по мотивам сказки.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Барановская Алёна Константиновна

Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_detyam.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка». Творческое рассказывание по мотивам сказки.

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить ее идею; у старших дошкольников развивать творческое воображение, воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Программные задачи:

Образовательная область « Коммуникация»

  1. Развивать умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи:
  1. активизировать мышление при помощи вопросов поискового характера;
  2. поощрять желание высказывать свою точку зрения;
  3. закреплять умение отвечать на вопросы, используя развернутые    сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  1. Развивать умение придумывать свои концовки сказки.

Образовательная область « Социализация»

  1. Развивать способность распознавать эмоциональные состояния: радость,

грусть, и реагировать на них.

  1. Воспитывать чувство уважения и любви к маме, желание помогать ей, оберегать ее, доставлять радость.
  2. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Предварительная работа. Воспитатель показывает рисунок с изображением кукушки. Рассказывает, что эта птица не высиживает птенцов, а подкладывает яйца в чужие гнезда. Кукушата – крупные птенцы. Обычно, вылупившись из яйца, кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов, а его приемные родители день и ночь трудятся, чтобы прокормить крупного и очень прожорливого детеныша.

Ход занятия.

1 часть (18 – 20 мин.) Занимаются все дети.

        Воспитатель показывает тот же рисунок, просит рассказать, что им известно об этой птице.

        Далее дошкольники слушают сказку «Кукушка». Затем проводится беседа.

        Вопросы к детям: сколько детей было у бедной женщины? Почему она заболела? Как отнеслись дети к больной матери?

        Педагог предлагает воспитанникам в лицах воспроизвести диалог братьев с матерью (драматизация повторяется два-три раза). Читает сказку еще раз.

II часть. Занимаются вторая и третья подгруппы.

        Педагог предлагает воспитанникам придумать свою сказку с тем же названием. «Я начну рассказывать, а вы дополните», - формулирует он учебное задание.

- Жила на свете бедная, но очень счастливая женщина. Было у нее четверо детей, верных ее помощников. Старший сын с утра… (далее повествование продолжают дети.)

        Однажды похитил мать злой волшебник. Слышали дети, как кричала мать, на помощь звала. Бросились на ее крик, да не нашли никого. Только Иванушка, самый младший из братьев, указал им на чудесные красные цветы, которых раньше не было. Цветы вели к темному лесу, и дети догадались, что выросли они там, где упали на землю материнские слезы. Рано утром собрались дети в путь… (Дошкольники описывают приключения героев в пути. Педагог предлагает ввести в сказку эпизод о том, как в пути Иванушка спас муху, попавшую в паутину.)

        …Долог ли, короток ли путь, а конец ему приходит. Дошли дети до замка волшебника. Злой волшебник превратил их мать в кукушку и повелел сыновьям отыскать их мать среди множества  других птиц. (Дети продолжают повествование.)

        Воспитатель заключает сказку традиционной концовкой: «Вот и сказке конец. Кто слушал – молодец!»

Примечание: Если педагог не уложится во времени, сказку можно закончить вечером или в другое свободное от занятий время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к НОД по развитию речи "Чтение детям русской народной сказки "Зимовье" "

В данной презентации содержится иллюстрированная сказка к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи....

НОД «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Занятие помогает познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....

Занятие по развитию речи . Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»(обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из произведен...

Особенности организации творческого проекта по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» (творческое рассказывание и сюжетное рисование)

Сказка «Двенадцать месяцев», на мой взгляд, даёт возможность познакомить  детей не только с временными понятиями, но и предоставляет широкие возможности творческому педагогу  для...

Конспект и презентация к КНОД "Творческое рассказывание по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»

Констпект к КНОД   на тему "Творческое рассказывание по мотивам русской народной сказки «Снегурочка» в группе детей с ТНР подготовительного к школе возраста.Презентация соде...

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"...