Проект «Мы живем на Урале»
проект на тему

Цыкова Вероника Юрьевна

Приобщение детей к истории и культуре родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselzadachi.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛАПАЕВСКОЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Левушка» общеразвивающего вида

С приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

методическая разработка

ПРОЕКТ

«Мы живем на Урале»

Выполнил (а):

Тихенко Нина Фасхитдиновна,

воспитатель,

Цыкова Вероника Юрьевна,

воспитатель

Адрес ДОУ: п. Верхняя Синячиха ул.Октябрьская д.27

Телефон автора: 89655048811

e-mail автора: vtsykova@inbox.ru

  1. р.п.В.Синячиха, 2015

Над проектом работали:  Цыкова Вероника Юрьевна, Тихенко Нина Фасхитдиновна.

Цель проекта: Создание условий для педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по приобщению детей к истории и культуре родного края.

Задачи проекта:

  • Подбор материала, для проведения занятий педагогов с детьми, об истории и культуре родного края;
  • Создание мини-музея в ДОУ;
  • Создание реки времени;
  • Создание виртуальных экскурсий;
  • Создание и организация выставок

Вид проекта:  Долгосрочный

Проблема:

 « Народ, который не знает
своей культуры и истории, -
презрен и легкомыслен.»
(М.Н. Карамзин.)


Во все времена любовь к Родине патриотизм в нашем государстве
были чертой национального характера.
Но, к сожалению традиции патриотического сознания, в последнее время
в обществе утрачиваются, поэтому актуальность проблемы воспитания
патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание
многогранно, неопределимо несколькими словами, Это любовь к родным
и близким людям и к малой Родине, гордость за свой народ.
«Родной край, его история, - писал академик Д.С. Лихачёв,- основа на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину,
необходимо с детства научить ребёнка любить свой край, свой посёлок,
где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа, привить любовь к народному
творчеству.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.
Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем
занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы
домашнего обихода, какие существовали народные ремёсла.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном
направлении является взаимодействие с родителями детей посещающих
детский сад. Прикосновение к «живым» документам истории семьи
вызывает интерес, заставляет внимательно относиться к памяти
прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных
семейных связей. По словам А.С.Макаренко, именно в семье растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через педагогов
должно приходить к детям. В настоящее время подобная работа
актуальна и особенно трудна, требует большого терпения, так как в
современных семьях вопросы воспитания гражданственности,
патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение.


Возникает вопрос:  знают ли наши дети историю и культуру
Урала?

Состав участников:  Педагоги, специалисты, воспитанники, родители.

Межпредметные связи:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Задачи

1) Социально-коммуникативное развитие

  • Беседы-рассуждения «Что мы родиной зовём?»
  • Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы.
  • Просмотр папок с примерами Уральской росписи, фото инструментов.
  •  История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы.
  • Особенности уральской росписи.
  • Альбом «Мой детский сад»
  • Виртуальные экскурсии по городу XIX века. г. Екатеринбург в начале XX века.
  • Папка с картинками «Мой родной посёлок»
  • Диски со слайдами и презентациями родного посёлка
  • Рассматривание географических карт Урала      
  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  •  Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

 2) Познавательное развитие

  • Занятие-беседа «Уральские камни»
  • НОД «Лекарственные растения Урала»
  • НОД «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу»
  • Беседа «Заповедники Урала»
  • Просмотр иллюстраций,

фотографий, картинок         хвойного и лиственного леса Среднего Урала

  • НОД «Национальности Урала»
  • НОД «Путешествие по Уралу»
  • Просмотр альбомов о жизни и творчестве писателей П.П. Бажова, Д.Н. Мамина – Сибиряка.
  • Просмотр видео, презентаций, фотографий по Свердловской области
  • Конструирование «Наш детский сад» (макет)
  • Беседа «Законы екатеринбургской геральдики».
  • Виртуальные экскурсии по Свердловской области  
  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  •  Развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира.

3) Речевое развитие

  • Рассматривание фотографий п.Верхняя

Синячиха, составление описания по ним.

  • Беседа «Где работают наши родители»
  • НОД «Сказка про уральскую роспись»
  • НОД «Уральские сказы»
  • НОД «По сказкам Бажова»
  • Творческое рассказывание «Традиции моей семьи»
  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 4) Художественно-эстетическое развитие

  • Конспекты НОД:  лепка, аппликация, рисование.
  • Выставка народно-прикладного искусства.
  • Мастерская «Как сделать куклу»
  •  «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил».
  • «Монетный двор и все, что в нем».
  • «Как и чему учили в Екатеринбурге».
  • Картотека «Уральские считалочки»

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  •  Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, мифы Урала), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

5) Физическое развитие

  •  «Народные игры Урала»

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  •  Овладение подвижными играми с правилами;
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Работа с родителями:  детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение краеведческого содержания: «Достопримечательности Екатеринбурга»

«Достопримечательности Алапаевска»

«Достопримечательности Свердловской области»

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

информация из Интернета, семейные энциклопедии, обращение к специалистам и т.п

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

папки-передвижки, иллюстрации, картинки, диски, мультимедийное оборудование.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Определение проблемы

Сентябрь 2015г

Подготовительный

Работа с программой «Мы живем на Урале»

Сентябрь 2015г

Практический

Подбор информации, подготовка наглядных пособий

Сентябрь-Декабрь 2015г

Заключительный

Выставка готовых материалов на стеллажах

Январь 2016г

Презентационный

Презентация на МО ДОУ «Детский сад «Левушка», представление опыта педагогическому сообществу.

Январь 2016г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с де...

Беседа в средней группе по проекту «Мы живем на Урале» «Путешествие по красной книге».

   Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениям...

Беседа в средней группе по проекту «Мы живем на Урале» «Путешествие по красной книге».

Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занес...

Проект"Мы живем на Урале"

                                   Конспект занятия «Екатеринбург столица области»Цель: вос...

Проект "Мы живем на Урале" «Уральская вышивка»

                                                      ...