Мини-музей как одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Верхотина Ольга Михайловна

Проблема-отсутствие у детей познавательно-исследовательских навыков и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»

г. Сольвычегодск

Обобщение опыта по теме «Мини-музей как одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

воспитатель первой квалификационной категории

Верхотина Ольга Михайловна.

Организация воспитательно-образовательных отношений в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации, стремлении узнать новое.

Проблема. В настоящее время ребенок с рождения окружен игровыми приставками, планшетами, компьютерами, которые дети чаще всего, используют для игр, как результат – отсутствие у детей познавательно-исследовательских умений и навыков, слабо развита речевая активность, поисковая и экспериментальная деятельность.

Актуальность. Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с обучающимися возможно с помощью музейной педагогики.

Одной из интересных и эффективных форм работы  с детьми является создание мини-музея. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно, с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного.

Специфика мини-музея позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний, использовать эти знания в обществе, в совместной деятельности, самостоятельном поиске ответов. В  нашем городе много музеев, но многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея таких экскурсий. А я рассматриваю музейную педагогику как инновационную технологию формирования познавательно-исследовательского развития детей в условиях дошкольно-образовательной организации. Учитывая важность вышеперечисленного для развития ребенка, я поставила перед собой цель: формирование познавательно-исследовательских умений у детей через создание в группе мини-музеев в рамках проекта «Из истории старых вещей».

Исходя из этой цели, с учетом интересов детей, их возрастных особенностей, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Сформировать у дошкольников представление о музее.

2) Познакомить детей с историей происхождения вещей, показать, как человек в ходе эволюции совершенствует себя и окружающий мир.

3) Активизировать познавательную деятельность детей, расширять их кругозор.

4) Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.

Новизна заключается в том, что экспонаты музея представлены в эволюции, то есть – как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нём человека.

Проект среднесрочный с января по апрель.

Участники проекта: воспитатели,  дети подготовительной группы и их родители.

Мной были выделены основные этапы работы над проектом:

I этап – Подготовительный. Исходя из интересов детей, определить тему мини-музея. Создать условия для реализации (выбрать место, где он будет находиться), рассмотреть варианты участия в проекте детей и родителей, определить перспективы развития, изучить литературу по данной теме;

II этап – Основной. Реализация проекта. НОД, познавательные беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, создание специальных игровых проблемных ситуаций, решение логических задач, исследовательская деятельность, экскурсии, выполнение творческих работ родителей с детьми.

III этап – Заключительный. Организовали экскурсии в мини-музей педагогов, родителей, учеников начальных классов, создали альбом из истории старых вещей, пополнили развивающую среду группы.

Структура мини-музея.

В рамках проекта оформили четыре экспозиции. Экспозиции менялись ежемесячно:

1)  «Остановись, мгновение!» (история развития фотоаппарата);

2) «Что было до…» (из истории развития утюга);

3) «Путешествие в прошлое» (история развития электрической лампочки);

4) «У меня зазвонил телефон…» (история развития телефона).

В ходе оформления первой экспозиции с детьми проводились: НОД, беседы «Зачем нужны фотографии?», д/и «Назови части фотоаппарата», «Угадай по фотографии страну, время года, настроение». Дети рассматривали фотографии в газетах, журналах, конструировали из конструктора «Лего» «Такие разные фотоаппараты», рассматривали негативы, детям была показана презентация «история развития фотографии» ,фильм о том,как раньше проявляли пленку. Совместно с родителями выпустили фотогазету  «Мама и папа в детском саду».

В период работы над второй экспозицией проведены дидактические игры «Что лишнее?», «Дорисуй чего не хватает», «Назови ткани», «Проверь, все ли утюги могут работать?» проведена экскурсия в школу-мастерскую. Мама ребенка организовала экскурсию в «Русскую избу». Перед детьми ставилась проблема: как погладить белье без утюга? Беседовали о свойствах тканей : пробовали толстые и тонкие   ткани на разрыв,проводили эксперимент за сколько минут намокнет ситец и вельвет.  Дети гладили утюгом разные виды тканей. Ходили в библиотеку, где читали и рассматривали энциклопедии.

Создавая третью экспозицию беседовали с детьми о профессии электрика,о безопасном обращении с огнем, проведены НОД «Путешествие в прошлое лампочки», «Откуда к нам стекло пришло?»,  «Чтобы не было беды», , о бересте ,рассказ воспитателя о посещении фабрики,где изготавливались лампочки, опыты с мыльными пузырями, «как добыть огонь без спички» (высеканием искры с камешками), познавательно-исследовательская деятельность «сравнение освещения при свече и электрической лампочке», аппликация «Огни большого города», читали детям С.Я.Маршак «Пожар», П.Бажов «Огневушка-поскакушка».

Оформляя четвертую экспозицию  проведены: д/и «Чего не хватает?», «Угадай, кто говорит», игровые ситуации «Сообщи по телефону», лепка «Телефон», рисование «Какой телефон ты бы хотел получить в подарок?», беседа «Какие виды телефонов вы знаете?», «Как люди в древности передавали информацию?», игровые задания «Передай просьбу жестами», НОД «У меня зазвонил телефон».

Итоговые результаты:

Слово «музей» стало привычным и привлекательным для детей, они чувствовали свою причастность к мини-музею, приносили из дома экспонаты, меняли местами, рассматривали. Мини-музей расширил кругозор дошкольников, обогатил знания детей об окружающем мире, активизировал познавательную деятельность, разнообразил развивающую предметно-пространственную среду группы, родители стали больше участвовать в жизни детского сада и группы (участие в оформлении мини-музея, организации экскурсий, выполнение творческих работ - таких, как стенгазета, коллаж, составление коллекций.

Считаем, что создание мини-музеев в группе является действенной и эффективной формой развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»...

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

"Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Выступление на районном семинареЭкспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковСлайд №1        Мне в...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...