Главные вкладки

    Интегрированное занятие «Загадки русской избы»
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Гагарина Елена Георгиевна

    Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadki_russkoy_izby_dlya_tematicheskoy_dlya_bp.docx27.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

    Интегрированное занятие

     «Загадки русской избы»

    Средняя группа

    (Тематическая проверка № 1 к педсовету № 2)

    Инструктор по физическому развитию: Гагарина Елена Георгиевна

    г.Куса, 2017 г.

    Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

    Образовательные задачи:

    - формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, загадки;

    - расширять и активизировать словарь детей по теме;

    - развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

    - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

    Развивающие задачи:

    -развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения;

     - развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

    - развивать коммуникативные умения при помощи народных игр.

     Воспитательные задачи:

    - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

    - воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

    Интеграция образовательных областей:

    - «Познавательное развитие».

    - «Речевое развитие».

    - «Художественно-эстетическое развитие».

    - «Социально-коммуникативное развитие».

    - «Физическое развитие».

    Словарная работа: лапти, печь, чугунок, каравай, русская изба, ухват, кочерга, сундук.

    Материал и оборудование: комната русского быта, 

    Демонстрационный:

    - мультимедиа оборудование (проектор, экран);  

    - слайд-шоу;

    - клубок музыкальный.

     Предметы быта: печь, лапти, полотенца вышитые, вязаные коврики, горшки, прялка, самовар, сундук. Русские народные костюмы для детей.

    Раздаточный материал: картинки  чугунок  и ухват  на каждого ребёнка.

    Предварительная работа:

    - посещение и создание своего музея «Русская Изба».

    - беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

    - рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм».

    - рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы».

    - слушание народных мелодий.

    - чтение стихотворений ,загадок, пословиц.

    -заучивание пословиц, поговорок.

    -чтение художественной литературы: русские народные сказки.


    Ход НОД:

    Домовой Кузя находится в зале. Дети подходят к залу и слышат чей-то крик "А-у".

    Домовой: Здравствуйте, ребятки! Вы узнали меня? Кто я такой?

    Дети: Домовой.

    Домовой: Правильно, я домовой, Кузька меня зовут. (Плачет).

    Ведущий. Не плачь, дорогой Кузька! Мы тебя сейчас немного успокоим, расскажем с ребятами для тебя докучную сказку " Жили - были два павлина".

    Домовой: А вы не знаете где мой дом?

    Дети: В избе.

    Домовой: Да, я живу в русской избе, слежу за порядком в доме. Беда со мной приключилась. Как всегда вечером пошёл помочь хозяйке своей Василисе Премудрой, посмотреть всё ли в доме в порядке: сыты ли домашние животные, прибран ли дом, да в темноте заблудился. Плутал, плутал и оказался в вашем детском саду, а как вернуться домой не знаю. Что делать? Как можно найти дорогу домой?

    Дети: По следам, компасу и т.д.

    Домовой: Сейчас действительно можно найти свой дом по следам. Спасибо, ребятки, за помощь. А вы поможете мне следы найти? Ну тогда, добры молодцы, да красны девицы, давайте собираться, наряжаться, да в гости отправляться.

    Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

    Ты катись, катись, клубок,

    С овражка на мосток.

    Только сильно не спеши,

    Путь-дорожку укажи.

    Дети идут под музыку за волшебным клубком и проходят через ворота.
    Звучит русская народная мелодия, дети подходят к музею «Русская изба».

    Хозяйка Василиса в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

    Ой, вы гости дорогие,

    Все нарядные какие!

    Здравствуйте, добры молодцы,

    Здравствуйте, красны девицы!

    Здравствуй, Кузьма Егорович! Куда же ты пропал?

    Домовой. Посмотри, Василиса Премудрая, сколько я привёл гостей в нашу избу. Если бы не гости мне в избу дороги было бы не найти.

    Василиса. Хорошему гостю и хозяин рад! Проходите, да присаживайтесь на лавки.

    Домовой отвечает на приветствие приветствием:

    - "Много гостей, много и новостей".

    Домовой. Ой, точно это моя изба, в которой я живу и старинные предметы я узнаю, которые сейчас нигде не встретишь.

    Василиса. А какие старинные предметы вы знаете?

    Василиса. А вы знаете, что в избе было самым главным?

    Я вам сейчас загадаю загадку:

    «Толстая Федора наедается нескоро!

    Но зато, когда сыта, от Федоры теплота»

    Дети. Печка.

    Василиса. Чем же так важна была печка для русского народа?

    Дети. В печке готовили еду, на печке спали, сушили одежду, обогревала хозяев, лечила от разных болезней.
    Василиса.
     Какие вы догадливые! Правильно, без печи – изба не изба!

    Василиса. Кузьма Егорович, слышу я голоса,  открывай пошире ворота, к нам гости пожаловали.

    Сценка Матрёшка и Ермошка.
    Матрёшка. Здравствуйте, ребята! 

    Ермошка. Здравствуйте, уважаемые взрослые! 

    Ведущая.Здравствуйте, гости дорогие. Вы нарядные такие.
    Ермошка. Мы на праздник собирались, вот одеться и старались. 
    Матрёшка. Привела я к вам Ермошку. 

    Ермошка. Нет, это я привёл Матрёшку. 

    Матрёшка. В общем, вместе мы пришли. Вам загадки принесли. 

    А вот и наш сундучок с секретом, в котором живут загадки, а загадок  видимо-невидимо, хотите послушать?

    Домовой. Все загадки про предметы, которые в этой избе находятся.

    Стоит изба из кирпича, 
    То холодна, то горяча  (печь).

    Он как круглая кастрюля,

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк,

    Кашу сварит… (чугунок).

    Не бык, а бодается,

    Не ест, а еду хватает,

    Что схватит – отдает,

    А сам в угол идет  (ухват)

    Выпускает жаркий пар,

    Древний чайник…(самовар).

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят… (лапти).

    По русской традиции принято гостей приглашать за стол, угощать чаем. А в чем  же мы будем кипятить чай?

    Ответы детей.

    Василиса. Предлагаю поставить самовар.

    Дыхательная гимнастика «Самовар»

    Воды нальём мы в самовар - (насос)

    Шу-шу-шу.

    Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

    Шух – шух – шух.

    Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

    Пых-пых-пых.

    Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

    Ши-ши-ши.

    Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

    Фы–фы-фы.

    Василиса. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А вы знаете пословицы о труде? Сейчас я проверю.

    Игра «Подбери слово».

    Кончил дело – гуляй …(смело).

    Кто спешит… тот людей (смешит).

    Меньше слов, да больше…(дела).

    Без печи холодно, без хлеба…(голодно).

    Не будет хлеба, не будет и…(обеда).

    Без труда не выловишь ...( и рыбку из пруда).

    Кто не работает, ...(тот и не ест). 

    Будешь трудиться - (будет у тебя и хлеб, и молоко водиться)
    Василиса. Порадовали  вы меня.

    Василиса. В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пряли, вязали, вырезали предметы из дерева, вышивали, плели. Такие вечера называли посиделками.

    Домовой Кузя. Василиса такая настоящая мастерица.

    Василиса. Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Смастерила  я  куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.

    Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.

    Ее делали под Новый год. Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

    Василиса: Любят гости у меня в избе не только мастерить, но и в игры разные играть. Желаете поиграть?

     Игра «Что было, что стало» (дети находят пару картинкам).

    Научу вас сейчас играть.

    Раньше носили лапти, а сейчас…(туфли).

    Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите).

    Раньше на палатях спали, а теперь… (на кровати).

    Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу).

    Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода).

    Василиса.  Кузьма Егорович, а ты доволен ответами? А почему ты грустный такой? Или нам не рад?

    Домовой. Да я вам рад. Только настроение что-то пропало.

    Василиса. Не грусти, Кузя, я знаю игру русскую народную. Хочешь с нами поиграть, у тебя настроение сразу поднимется.

    Василиса. Ребятки, на Руси в избе, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры.

    А игра наша называется «Игра с лентой».

    (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

    Вышел Костя погулять,

    Стал подружку выбирать,

    Стал подружку выбирать.

    Кому ленточку отдать (дети останавливаются).

    Поклонись, поклонись,

    Да за ленточку держись.

    Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

    «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

    (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

    Ведущий. Кузьма Егорович, у тебя настроение улучшилось? Дети приглашают тебя в группу пожить, за порядком последить. Согласен?

    Василиса. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать чаем из самовара, пирогами, пряниками. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект интегрированного занятия "Русская изба"

    Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

    Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

    Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....

    Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

    Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

    «Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

    Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»

    Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....

    статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.

    Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....

    статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.,

    Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....