Образовательная парциальная программа "Готовим семейское блюдо"
рабочая программа на тему

Овчинникова Наталья Николаевна

Приобщение к традициям народа значимо в дошкольном возрасте.

 В написании программы учитываются  индивидуальные особенности детей. В основе данной программы заложено приобщение к семейской кухне по средством сотрудничества детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx303.82 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Овчинникова\Documents\программа0002.jpg


Содержание

     

  1. Пояснительная записка      
  2. Актуальность
  3. Методологическая основа
  4. Цель и задачи
  5. Направление программы
  6. Формы  работы
  7. Принципы
  8. Методы и приемы  
  9. Условия реализации программы
  10.  Отличительная особенность программы
  11.  Материально – техническое обеспечение
  12.  Ожидаемые результаты
  13.  Перспективно-тематический план работы с детьми
  14. Перспективно – тематический план работы с родителями
  15.  Литература


Пояснительная записка

В настоящее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.  

В написании программы учитываются  индивидуальные особенности детей. В основе данной программы заложено приобщение к семейской кухне посредством сотрудничества детей и родителей.

Приобщение к традициям народа значимо в дошкольном возрасте.

Программа рассчитана на подготовительную группу дошкольного возраста.

В тематических планах для эффективной работы по ознакомлению детей с приготовлением пищи семейских представлена работа  во всех формах взаимодействия родителей и детей, через кружок с родителями «Готовим семейское блюдо».

Совместная деятельность родителей и детей в кружке «Готовим семейское блюдо».

 Способствует развитию кругозора, воспитывает гордость за свой народ, побуждает ребенка к познанию, истории приготовления пищи своими предками.

Актуальность программы

 «Без прошлого нет настоящего,

без настоящего нет будущего…»

У каждого народа в бездонных копилках своей памяти хранится никогда не иссякающее богатство. Это правила и обычаи его жизни, искусство народа,  самобытные праздники,  любимые сказки и предания. Человеку необходимо знать свой родной уголок, свою малую родину.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к семейской кухне является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину, соблюдающие традиции  – задача особенно актуальная сегодня.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, приготовлению пищи, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Методологическая основа

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина,  Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Живо проблему семейских  изучал Болонев Ф. Ф..  

Цель  ознакомление с семейской кухней посредством сотрудничества детей и родителей.

Задачи:  

- познакомить детей с приготовлением пищи.

- развивать интерес, любознательность к приготовлению пищи.

- обогащать словарный запас детей.

- формировать уважение к историческому прошлому семейского народа

- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую региональный компонент семейских

Направление программы

Программа реализуется за счет углубления приоритетного направления  с приготовлением семейских блюд, с учетом регионального компонента; носит познавательную и продуктивную  направленность взаимодействуя с родителями.

Формы работы: 

  • Занятия: тематические, интегрированные, игровые, индивидуальные.
  • Интегрированная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Экскурсии, видео.
  • Семейские  праздники.

Принципы  

В отборе содержания программы мы руководствовались следующими принципами:

- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

- Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта семейского народа, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

- Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

- Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям.

- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов семейской пищи  в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:

  • Проблемно-поисковые вопросы.
  • Введение нового персонажа.
  • Творческие задачи.

Условия реализации программы

Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к семейской  кухне является создание в группе предметно-пространственной развивающей среды. Необходимым условием для формирования и развития у детей общественно значимых идеалов и ориентиров является взаимодействие с семьей. Задачи программы глубоки и серьезны, решать их без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. С этой целью подобран материал для обыгрывания детьми  в семейском стиле (изготовление изделия из шерсти, макет семейской кухни). Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам семейской кухни является приоритетным направлением в формировании ценностных ориентаций у дошкольников. Д. С. Лихачев говорил: «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Народные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Планируется активная совместная проектная деятельность с родителями;

Предлагается изготовить пособия:

- иллюстрации, картинки;

- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта семейских  ( ведра, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т. д. );

- предметы домашнего обихода: мебель – лавки, стол, божница, печь;

- салфетки, скатерти, прихватки, круги.

Нетрадиционные игровые зоны, например «Пища семейских» - вязание (пирог сладкий, калач, чугун с картофелем)

Отличительная особенность программы заключается в том, что родители являются активными участниками реализации программы,  включая региональный компонент - приготовление семейских блюд.

Материально-техническое обеспечение  

Использование ИКТ, презентаций, видео, музыкальный  центр

Реализация УМК «Цветок в янтаре» раздел «Готовим семейские блюда»

Консультация для педагогов и родителей  о семейской кухне.

Ожидаемые результаты

Для родителей:

- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

- повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе;

- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей

Для детей:

- дети свободно будут  называть рецепты приготовления  пищи семейских.

- появится  интерес, любознательность к приготовлению пищи семейских.

- повысится словарный запас детей.

- появится уважение к историческому семейского народа.

- будет развита свободная  и творческая личность, осознающая традиции семейских

Перспективно-тематический план работы с детьми  

 

При  планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей в совместной деятельности со взрослыми.

Работа с детьми  подготовительной группы

Сентябрь

 Знакомство с семейской пищей  -  презентация

Декабрь

Готовим тесто для выпечки «Тарки»

Март

«Приготовление квасников»

Октябрь

Откуда хлеб пришел – презентация

Сельница, сито, мука – готовим тесто.

Январь

Пирожки с капустой и картошкой

 

 

Апрель

Презентация «Откуда яйцо»

Мастер – класс «Красим яйца»

Ноябрь

Презентация «Квасим капусту»

Февраль

«Знакомство с семейскими блюдами» работа с альбомом  

Май  

Замешиваем тесто для лапши домашней

Работа с родителями

Сентябрь

Сельница, сито, мука – изготовление атрибутов для игры.

Декабрь

Мероприятие  с родителями «Готовим затерку»

Март

Готовим сладкий пирог  «Приготовление  пирога сладкого»

Октябрь

Праздник хлеба  стряпаем  «Калачики»

Январь

Стряпаем блины

 

 

Апрель

Презентация «Откуда яйцо»

Мастер – класс «Красим яйца»

Ноябрь

Праздник

Капустные  посиделки «Пирожки с капустой»

Февраль

«Знакомство с семейскими блюдами» работа с альбомом  Готовим «Тарки»

Май  

Мероприятие  «Готовим домашнюю лапшу»

Литература

  1. Ф. Ф. Болонев. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2004. — 160 с. — ISBN 5-287-00141-X.
  2. Дыбина, О.В.  Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. / О.В.  Дыбина - М.: ТЦ Сфера, 2010, 160 с.
  3. Павлова  Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром  Дорофеева Альфия Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
  4. Геннадий Цыденович Молонов «Бичура XX век », 2005 год.
  5. Болонев Ф. Ф. «А восстановлении русского духа….. все – таки произойдет от образованных старообрядцах», Бурятия, 1994 – 6 октября.
  6. Болонев Ф. Ф. «Семейские Забайкалья в историко – этнографических исследованиях»
  7. Глуховцев В. В. Семейские из личных наблюдений бичурца / 1901, № 17, 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Семейские блюда"

в картотеке представлен материал для ознакомления детей с семейской пищей....

Образовательная парциальная программа "По ступенькам к танцу"

Образовательная парциальная программа "По ступенькам к танцу" (внедрение ритмической гимнастики в работе с детьми 6 -7 лет)...

Образовательная парциальная программа "Бабушкин сундучок" (приобщение детей к быту семейских)

Программа расчитана на один год старший возраст в программе три больших блока...

картинки для рассматривания семейских блюд

иллюстрации можно использовать при рассматривании блюд семейской кухни...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Здоровейка»

Цель программы – создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего  возраста, формирование основ здорового образа жизни....

Картотека рецептов семейских блюд

Приготовление пищи имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельностичеловека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов приготовления пищи р...

Образовательная парциальная Программа «Основы экологии для дошкольников»

Очень важный аспект в сохранении природных ресурсов Земли –это экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально является, как наиболее приоритетное направление сове...