Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»
проект (подготовительная группа) на тему
Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskiy_proekt.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Мценска «Детский сад № 13»
Детско-родительский проект
«Листая с гордостью страницы.
Мценск – прошлое, настоящее, будущее»
Номинация «Взаимодействие с семьями воспитанников»
Ефремова Татьяна Николаевна, учитель-логопед
Актуальность
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать – всё. И с этим трудно не согласиться.
Сухомлинский Василий Александрович писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем».
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Краеведение – неисчерпаемый материал для воспитания патриотизма и коррекционной работы с детьми. Несомненно, каждый педагог использует этот материал в своей работе. Но, чаще, к теме краеведения, истории города мы обращаемся перед историческими праздниками. Если занятия по краеведению не проводятся систематически, - конечно, полученные знания забываются детьми. Особенно быстро забывают дети, имеющие общее недоразвитие речи. Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Наиболее эффективное изучение материалов краеведения в коррекционной работе с дошкольниками - это систематическое обращение к истории родного города. Если посмотреть с этой точки зрения на план работы учителя-логопеда, можно увидеть, что практически любая тема совместима с материалами краеведения. Уделяя исторической теме всего несколько минут на занятиях (два-три раза в неделю), к концу учебного года, ребенок получает необходимую систему знаний.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для дошкольника исторические сведения, показав всё, что свято чтят люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям. Достижение партнёрских отношений между родителями, детьми, педагогами в совместной деятельности по речевому развитию.
Задачи
Для педагога:
- Расширить и углубить знания детей о городе Мценске, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой (герб, флаг).
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою малую Родину, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – амчан.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, воспитанию любви к малой родине.
Для детей:
- Принять сведения, данные учителем-логопедом;
- Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Наш город – Мценск»
- Автоматизировать в стихотворной и монологической речи поставленные звуки.
- Развитие связной речи:
- обогащать словарный запас детей лексическим материалом по данной теме;
- формировать умение поддерживать беседу (развитие диалогической речи);
- формировать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями;
- формировать умение составлять короткие рассказы (с организующей помощью взрослого);
- формировать умение рассказывать близким об увиденном и услышанном, выражать свое отношение к происходящим событиям;
- развивать умение рассказывать стихотворения, используя интонационную выразительность речи.
Объект проектной деятельности – познавательное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет проектной деятельности – патриотическое воспитание и речевое развитие.
Гипотеза – если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города Мценска, символике, достопримечательностях, об условиях проживания людей на территории города в прошлом и в современный период, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в речевой деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ресурсное обеспечение:
– учебно-методическая и художественная литература− по тематике проекта;
– демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, картинки);
– материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер), интернет, музыкальный центр;
– взаимодействие с семьей и городской средой (посещение городского парка, улиц города, исторических мест). Вовлечение семей воспитанников в реализацию проекта (творческое домашнее задание, презентация проекта).
Кадровые ресурсы:
- специалисты ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель);
- воспитатели группы;
- дети подготовительной группы для детей с нарушениями речи (ОНР) «Фантазёры»;
- родители воспитанников группы.
Нормативно-правовое обеспечение – ФГОС; Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный Закон РФ «Об образовании»; Федеральный Закон РФ « О днях воинской славы и памятных датах России»
Информационные – интернет-сайты; выпуск фотоотчетов; публикации в газетах и журналах.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный (декабрь-март)
Ожидаемые результаты
- Воспитание интереса к истории своего края, потребность в дальнейшем ее изучении.
- Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, краю.
- Формирование экологических и краеведческих знаний.
- Формирование системы знаний об истории и культуре родного города и края.
- Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
- Развитие интегративных качеств детей.
- Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
- Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
- Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.
Этапы проекта:
1. Накопительный (информационно подготовительный)
С детьми | С родителями |
- беседы с детьми о родном городе; - рассматривание и чтение книг о городе Мценске; - рассматривание открыток с достопримечательностями и памятниками, зданиями. - рассматривание альбомов «Народное творчество», «Народные костюмы»; -просмотр презентации «Город Мценск». | - беседы с родителями; - проведение родительского собрания; - помощь в подборе иллюстраций, открыток, книг, фотографий о городе Мценске, о героях ВОВ, о памятниках; -помощь в подборе иллюстраций, раскрасок, фотографий о народной культуре. |
2. Практический (организационный, реализация проекта)
С детьми | С родителями |
-выставка детских работ «Мой любимый город»; - проведение тематических занятий о Родном городе; - целевая прогулка по ближайшим улицам города, в музей, к знаменитым зданиям города, в храм. - создание альбома «Наш город – это мы» | - оказание помощи в проведении экскурсий; - изготовление совместно с детьми альбома о городе Мценске; -создание мини-проектов «Город, в котором я живу» (детско-родительские проекты) |
3. Заключительный.
С детьми | С родителями |
- проведение викторины «Знатоки родного города»; - проведение открытого занятия «Мой любимый город». | - оказание помощи в проведение открытого занятия « Мой любимый город» (изготовление макетов домов и зданий); - участие в викторине. |
План реализации проекта.
этап | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки проведения |
Подготовительный | Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, фотографий, альбомов | Учитель-логопед | Декабрь | |
Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» (1) | Ознакомление с семейным опытом формирования у детей знаний о городе. Выявить уровень заинтересованности родителей в данном проекте. | Учитель-логопед, родители | Декабрь | |
Практический | Круглый стол «Наш город – это мы» | Обсудить результаты анкетирования, цели и задачи проекта. Сформировать интерес у педагогов и родителей по созданию условий для реализации проекта | Учитель-логопед, воспитатели, родители. | Декабрь |
«Путешествие по городу. Улицы нашего города» (Фоторепортаж) (2) | Развивать эмоционально- ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу. | Родители, дети, учитель-логопед. | Декабрь | |
Творческая гостиная «Наследие родного края – я с детства этим дорожу» (Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий, игр). | Знакомство родителей с видами играми по коррекции звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте, развитию словарного запаса на материале краеведения. Развитие творчества, фантазии, навыков совместного сотрудничества. | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети. | декабрь | |
Открытый показ занятия для родителей «Мой любимый город» (3) | - обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения города; - коррекция речи; - воспитывать у родителей мотивацию к занятиям с ребенком. | Учитель-логопед, дети, родители, воспитатели. | Январь | |
«Игротека» | Создание картотеки развивающих игр по теме проекта для речевого уголка | Учитель-логопед | Январь | |
Фото — выставка «Моё любимое место в городе» | развивать монологическую и диалогическую речь, учить отвечать на вопросы, расширить и активизировать словарный запас по теме, внимательно рассматривать иллюстрации, фотографии, экспонаты выставок. | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети. | Февраль | |
Чтение и заучивание стихов о Мценске, Орловском крае. | Обогащать словарный запас. Развивать память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Учитель-логопед, воспитатели, воспитанники группы. | Февраль | |
Викторина. «Знатоки родного города» | Закрепить полученные знания о родном городе. | Учитель-логопед, воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | Март | |
Защита детско-родительских проектов «Город, в котором я живу» (4) | Приобщить родителей к изучению истории родного края. Раскрыть творческий потенциал семей. | Учитель-логопед, воспитатели, дети. | Март | |
«Из глубины веков, до наших дней» (заочная экскурсия в Мценский краеведческий музей Г. Ф. Соловьева). (Презентация) | Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Мценска на материале легенд, преданий, экспонатов музея, научной литературы. | Учитель-логопед, дети. | Март | |
Экскурсия к памятникам героев ВОВ. «Что мне расскажет обелиск...» (Фоторепортаж) (5) | Воспитывать патриотические чувства к героям ВОВ. | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители | Март | |
Заключительный | Обработка и оформление документации и материалов проекта | Систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта | Учитель-логопед | Март |
Список использованных источников
1. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Дошкольнику – об истории России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» // Данилина Г.Н. – М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника.)
3. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. // Пособие по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
7. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Пособие по патриотическому воспитанию дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
8. Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Коротовских Л. Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
10. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
11. Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2012г.
12. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое прошлое, настоящее, будущее
Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....
Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....
Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».
Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.Цель: Обобщить и сис...
Проект "Югорск: прошлое, настоящее, будущее..."
Задачи проекта: • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Югорск на материале экспонатов музея, научной литературы, фотографий. • Воспитывать бережное и созид...
Проект "Чувашия:прошлое, настоящее, будущее.Русский национальный костюм"
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами соз...
Проект "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22735531","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22735534","attributes":{"alt":"","class"...
сценарий проекта "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"
Конференция первого доклада "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"...