Проект "Напевы земли Югорской"
проект (подготовительная группа) на тему

Азанова Людмила Витальевна

Музыкальный проект - направлен на ознакомлние   детей с обычаями и традициями народа Ханты и Манси. Дети знакомятся с  их бытом, национальным  фольклором, народной музыкой, музыкальными инструментами, танцами, песнями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок»»

                                                                                         с. Чеускино Нефтеюганский район

Информационно - творческий проект

«Напевы земли Югорской»

Музыкальный руководитель: Азанова Л.В.

2018

Паспорт проекта

Название проекта: «Напевы земли Югорской»

Тип проекта: Познавательно  – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 4 месяца.

Участники проектов: музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы, дети, родители.

Цель проекта: Приобщать детей к культуре народов ханты и манси, знакомить  с народными напевами, с  их бытом, фольклором.

Задачи проекта:

 -Познакомить  детей с обычаями и традициями, укладом жизни народа ханты и манси;

- Развивать интерес к хантыйскому фольклору, народной музыке, музыкальным инструментам, танцам, песням;

- Воспитывать толерантность, уважение к народам других национальностей;

- Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;

- Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание;

Предполагаемый  результат:  

Дети:    Обогащение  знаний детей о культуре,  традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.  Дети познакомились с хантыйскими народными инструментами, могут их определить по звучанию, сравнить со схожими  русскими народными инструментами.  Проявляют желание играть в национальные игры народов ханты и манси. Развивается уважение и толерантность к самобытной культуре коренных народов ХМАО. У детей наблюдается раскрытие творческих способностей через разнообразные виды исполнительской деятельности.  

Родители:  Понимают значимость в развитии творческих способностях детей в  совместной деятельности.

У родителей формируется более высокая оценка в  достижениях своих детей  и ощущение личной сопричастности к их образованию и  воспитанию.

Сроки и этапы реализации проекта:

Декабрь- апрель 2018

1 этап подготовительный

2  этап – внедренческий  

3  этап – результативный

Актуальность проекта:

Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. Край, где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины.   Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей.


Формы реализации проекта

  1. Тематические занятия по ознакомлению с окружающим;
  2. НОД  «Музыкально эстетическое развитие»
  3. Создание в группе экспозиции, посвящённой укладу жизни народов Ханты и Манси.
  4. Занятия по изо деятельности (  рисование, аппликация).
  5. Просмотр видео клипов о жизни и быте народов Ханты и Манси.
  6. Беседы о коренных жителях края, о их традициях, обычаях, праздниках.
  7. Знакомство с хантыйскими народными сказами.


1 этап – подготовительный:
1.  Выявление знаний  детей о культуре и быта народов Ханты и Манси.

2.  Совместное составление плана работы с детьми и  родителями.

3.  Подбор музыкального репертуара и познавательного видео по теме.

4.  Разработка НОД по образовательным областям.

               

                                                                     

                                                                           2 этап:   Реализации проекта

                                                                                       НОД «Музыкальное развитие»

         

            Вид      деятельности

           

         Репертуар

                                                           

                                                        Программные задачи

         Методические

               приёмы

Слушание музыки

Декабрь

«Я на горку шла»

Гусли звончатые.

Хантыйская мелодия»

хантыйский дует санквылтабистов:

Мосул - Навремят.

«Благославление природы»

В исполнении бубниста

варганиста

Подлужной  Ольги.

Знакомить детей с национальным хантыйским инструментом:

Санквылтаб.

Просмотреть видео клипы с народными инструментами и сравнить с русским инструментом гусли. (Струны, изготовлен из дерева, способы игры схожи).

Просмотреть видео клип по изготовлению хантыйского санквылтаба, из чего вырезают, на что похожа болванка инструмента

(на облаз) затем закрывают декой.

Для чего нужна дырка в деке?

Знакомство с народными этническими инструментами

Бубном  и Варганом. Сравнить с похожими русскими народными инструментами. (Отличительные признаки, в чем схожи) Способами извлечения звука:

Бубен: (Ударяют палкой, рукой)

Музыкант имитирует звуки природы: Вой волка, крик улетающих птиц, ржание лошади, скрип дерева и т.д.

     Продолжать знакомить детей с национальным хантыйским инструментом:

«Санквылтаб», запоминать названия ещё 2х народных хантыйских инструментов. Бубен и Варган. Выяснить способы извлечения звука: Бубен: (Ударяют палкой - ударный). Варган-духовой. Музыкант имитирует звуки природы: Вой волка, крик улетающих птиц, ржание лошади, скрип дерева и т.д. Санквылтаб струнный.

Беседа,

Видео клиппы:

Русские гусли,

Хантыйский санквылтаб.

Беседа, объяснение музыкального руководителя.

Аудио запись песен., беседа. Видео клипы.

Январь

Хантыйские народные песни:

 «Эвие» , «Курыня».

      -Познакомить детей с хантыйскими народными песнями: «Эвие» , «Курыня».

Беседа по характеру исполнения.

Акапельно, спокойно, напевно.

Вариант с музыкальным сопровождением поётся весело, напевно.

Быт народов ханты. Просмотр,  как  хантыйские женщины  работают и  поют.

Март

Хантыйские народные танцы:

«Танец медведя», «Танец шамана»

«Танец охотников»

«Милый край»

-Познакомить детей народными хантыйскими танцами.

Беседа по характеру исполнения, что передают своими движениями в танцах народы хантов?

Мужчины-охоту, рыбалку. женщины сбор ягод, изображают птиц.

Просмотр обрядового танца «Шамана». Отпугивают злых духов игрой на бубне,  своими движениями, горловым пением.

Разучивание танца «Милый край» с подгруппой детей.

Объяснение муз. рук.

Видео клипы по теме.

Индивидуальное исполнение танца детьми.

апрель

Итоговое мероприятие:

«Музыкальная викторина: «Знатоки земли Югорской

по Вурнга хатл»;

Видео презентация, нарезка видео клипов, загадки, вопросы, по теме быта, фольклора, традициях.

Реализация проекта воспитатель:

Образовательная область, форма работы

Совместная деятельность

педагога с детьми

      Педагогические задачи

Познавательное развитие 

(Беседы, нод, ТСО)

«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»

-Одежда хантов

-Утварь хантов

-Традиции хантов

-Праздники хантов

Видео презентации, беседы, посещение национального мини- музея в ДОУ «Быт народов ХМАО».

Речевое развитие

(чтение, рассказывание, заучивание)

-Разучивание стихотворений о нашем крае.

-Чтение художественной литературы «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок».

 Беседы по содержанию хантыйских сказок. Подбор литературы по теме проекта.

Художественно-эстетическое развитие

(нод, беседа, тсо, участие в конкурсах)

-Рисование орнаменты и узоры

- Аппликация «Зима в стойбище»;

- Просмотр мультипликационных фильмов о серном народе;

-Участие в творческом конкурсе рисунков «Моя Югра –моя планета»;

-Оформление папки «Орнаменты и узоры народов ханты»;

-Оформление в группе уголка «Моя малая родина»;

-Подбор мультфильмов по теме проекта.

Физическое развитие

-Разучивание хантыйских народных игр «Поймай лису в капкан», «Прыжки через нарты», «Охотник- рыболов» и др.

Оформление картотеки подвижных игр:  «Народные игры хантов и манси».

Использование игр в режимные моменты и на прогулке.

Социально-коммуникативное развитие

-Посещение выставки:

«быт народов Ханты»

-Отчёт об экскурсии  о работе с социальными партнёрами ДОУ.

Работа с родителями

- Консультация «Обычаи и праздники народа ханты и манси»

-Предложить родителям принять участие  в оформлении уголка «Моя малая родина»

Итоговое мероприятие

«Музыкальная викторина: «Знатоки земли Югорской

по Вурнга хатл»;

- Представление материала на сайт ДОУ;  

- Оформление проекта.      

       

           Используемая литература:

  1. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  2. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  3. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008. 
  4. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005
  5.  Интернет ресурсы:  Познавательное  видео с сайта Ютуб.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                     Викторина: «Югорский край»

Оборудование:

Презентация по теме викторины, видео с записью хантыйских инструментов.

-3 хантыйских бубна, 3  палочки из меха;

-Народные хантыйские костюмы 6 шт;

-разноцветные ленточки для обряда;

-веточки березы;

-мячи маленькие 2 корзины

- по 4 бруска для команды прыжки через нарты.

-канат 1 шт.

-коробочки для фишек 2 шт. 

-бейджики всем детям команд.

- сушки на верёвочке.

Ход мероприятия:

Вед. Добрый вечер дорогие гости, мамы бабушки, папы.

Мы рады вновь видеть вас у нас в гостях.

           На протяжении многих десятилетий на Югорской земле живут разные народы.   Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. И мы взрослые должны обладать информацией о своей малой родине, о населяющих ее народах, об особенностях их культуры и конечно же донести эти знания до наших детей.

Вед: И так встречайте наших ребят!

 Дети заходят под русскую народную музыку и встают у центральной стены:

Живут в России разные

народы  с давних пор

Одним тайга по нраву,

другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

 Один черкеску носит,                                                  

 другой надел халат.

Один рыбак с рожденья

Другой оленевод,

 один кумыс готовит

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

другим милей зима,

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Всё мы в сердце своем бережем.

Дети в русских костюмах садятся.

В хантыйских один остаётся и рассказывает стихотворение, а остальные выходят и готовятся к хантыйскому танцу.

Стихотворение:

Реб:

     «Всех людей мы называем ханты

 ханты - русский, ненец и узбек.

 Потому что слово это «ханты» 

-в переводе значит «человек»

Хантыйский танец: «Милый край». Исполняют 6 детей в костюмах.

Дети садятся.

 Две недели мы с ребятами знакомились с бытом народов Ханты  с хантыйской  народной музыкой, с  песнями, танцами. Познакомились со звучанием хантыйских  народных инструментов, историей их создания. Слушали и смотрели народные хантыйские сказки. И сегодня предлагаем вам принять участие в викторине посвященной народам Ханты и Манси.

А теперь попрошу наших знатоков   присесть и разделиться на 2 команды одна «Брусничка», вторая «Черничка».

(Дети проходят и садятся за столы на стульчики).

Вед: Вас дорогие мамы,  бабушки, папы я тоже приглашаю присоединиться к нашим командам и поучаствовать в познавательной викторине.

А теперь правила игры:

За каждый правильный ответ получаете фишку (смайлик). В конце посчитаем баллы, и выиграет та команда, которая наберёт больше фишек….

 

И так 1 вопрос:

 Как называется женская одежда у народов ханты и манси?

1.

  а. Правильно, это сах.

  б. у мужчин -малица.

2.

А.  как называется дом где живут  ханты и манси? (в чумах)

Б.  Из чего делают чумы? ( из оленьих  шкур)

3.

     а. Каких животных разводят ханты? -Оленей

б. Национальное  блюдо Хантов? –Строганина

4.

 А. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)

 

Б. как называются хантыйские сани? (нарты)

5.

А.  Чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыбоводство, охота, сбор дикоросов)

Б.  Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)

6.

А.  Как называется хантыйский струнный инструмент? 

- Санквылтаб      (видео клипп со звучанием инструмента)

Б. Как называется духовой хантыйский инструмент?

Варган

Просмотр видео клипа со звучанием варгана.

7.

А.  Из какого материала хантыйские женщины шьют зимнюю одежду?                                          (из оленьих  шкур)

Б. Чем украшают они одежду? (бисером)

 7. А. Чем занимаются на стойбище мужчины народов  Ханты? (охота,  рыбалка)

Б. Чем занимаются на стойбище женщины Ханты (Готовят еду, воспитывают детей, колят дрова, собирают ягоды, шишки).

8. А. Какая птица зимой белая, летом серая? (куропатка)

Б.  Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет, источник ценного пищевого продукта? (кедр)

В. Ну и последний вопрос:  Как называется у народов ханты праздник, символизирующий приход весны? (праздник Вороний день.)

 Ведущий: «Ворна хатл», что в переводе означает «Вороний день».

У коренных жителей народов Хагты и манси из весенних праздников праздник вороний день  считается одним из самых ярких.

 Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни.

Ведущий: Празднование вороньего дня  7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы.

В представлении Народов Ханты  ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей.

По народным приметам:

- Если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет.

-А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро.

- Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде.

-Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер.

-Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит». Сегодня мы собрались на праздник встречи весны, чтобы радоваться и веселиться, встречать весну и вестницу её – ворону.

Звучит музыка.

Влетает воспитатель в костюме Вороны со словами:

Ворона: Кар – кар! Варх - варх! Вуща, вуща, ешак хоятыет! Здравствуйте, добрые люди! «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий: Здравствуй, наша гостья! Так вот ты какая, значит, ты у нас весну с собой позвала? Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Да, это я! Ворона! Крылышки мои черные, глазки мои темные! Я всегда прилетаю самой первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах родилось.

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? 

 Ворона:

Весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Ведущий:

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

( Каждая команда   из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона

А сейчас я загадаю вам загадоки, отгадаете?

Конкурс «Загадки»

- Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая (Ворона).

Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

Трусоват лесной красавец. Догадались? Это... (Заяц).

- Белая птица над водой кружится. (Чайка)

- Верещунья, белобока, а зовут её ….  (сорока)

Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

- Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос:  (дятел)

Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса. (Лиса).

-Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий ствол, белый сарафан. (Берёза).

Ворона:

Молодец народ честной,

                                                Любит думать головой!

                                                Но пора и поиграть,

Ручки, ножки поразмять!

А теперь дети давайте немного разогреемся и поиграем в национальные игры. (Проводятся национальные игры).

1. Одной из самых любимых хантыйских забав являются «прыжки через санки». Выигрывает команда, которая быстрее других закончит эстафету

(По 4 бруска для команды).

2.Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: «Меткий стрелок» маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

3. Эстафета называется «Поймай  лисицу в капкан». 

Ворона раскручивает канат, дети обеих команд подпрыгивают, чтобы он не задел  ноги. Из чьей команды останется игрок, та и победила.

Ворона: Молодцы ребята! Показали свою удаль и сноровку.

Вед: А сейчас тётушка ворона давай подсчитаем какая из команд у нас победила..

(Подсчитывают фишки)

Объявляют победителей…!!!!

Ворона: Хвалит детей!

-  А я вам подарочки принесла ребята  (Вед вносит веточки берёзы, на них уже висят калачи), как вы думаете сушки на что похожи?  (ответы детей)

Ворона: - Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

А это вам ленточки в подарок. Пойдете гулять и обязательно привяжите ленточки на берёзку и загадайте желание. Ворона очень любит всё яркое. Красивое и если вороне понравится ваша ленточка то желание обязательно сбудется.

 Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Ворона: Сора кеша пайм улаты!

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Я родился и живу на Югорской земле»

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать....

Конспект НОД "Приключения колобка на земле Югорской"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ВоспитательНефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного учреждения «Сингапайская СОШ»Глушкова Ольга ВалерьевнаТема: «Приклю...

НОД"Тайны земли Югорской"

Потребность знать свой край, в котором живешь возникает у каждого. Поэтому задача образовательной деятельности "Тайны земли Югорской" проведенного в форме игры КВН - глубже познать и изучить свой край...

Технологическая карта ООД по социально-коммуникативному развитию "Богатство Земли Югорской".

Цель ООД: формирование знаний о полезном ископаемом ХМАО-Югры - нефти....

Цифровой образовательный ресурс "Красота земли Югорской"

В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера.  Успешность развития дошкольников на региональном материале становитс...

Оформление зала к мероприятию «Сказание о Земле Югорской».

quot; Югорский край, как ты велик.Гостеприимен, щедр, красив.Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!"(М. Голиков. Сб. Золотое перышко, с 120)...

Мероприятие для детей старшего возраста «Сказание о Земле Югорской».

Инсценировка мансийской сказки  «Кукушка – женщина»...