Опыт работы на тему «Рисование на песке - основа для творчества и самопознания»
статья (младшая, средняя группа) на тему

Шарифуллина Ирина Владимировна

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_temu.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему

«Рисование на песке - основа для творчества и самопознания»

Опыт работы подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №62 «Журавушка»

Шарифуллина Ирина Владимировна

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к повышенному интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену чувств», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Не секрет, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны»,  мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. При решении этих проблем одним из наиболее популярных и действенных методов психологической помощи детям является  рисование песком.  

Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Сам сеанс имитирует… детское копание в песочнице. Однако вместо лопатки и ведерка предлагается набор фигурок, а также бусины, кубики, миниатюрные автомобили, игрушки, кусочки дерева, монетки, камешки, сухие листья… Словом, в распоряжение предоставляется все, что нужно для создания своей собственной модели внутреннего мира в миниатюре. 

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и  в ходе искусства рисованием песком она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочного искусства: оно замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочное искусство для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует искусство рисования песком на детей.

Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочному рисованию для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того,  в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Для детей песочное искусство, занятие которое может проводиться в самом раннем возрасте, — это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, дети могут проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении, свои страхи.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.

В песочном искусстве дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такого искусства - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Песочное искусство сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочное искусство для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия  рисованием песком под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!        

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Искусство рисования песком сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

Интересны так же разработки Л.Д. Лебедевой        , посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание» арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности».

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стало использоваться рисование песком в детском саду.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается увлекательный процесс.

Песок – это уникальный материал, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Занятия с песком я использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке или постройку из песка легко исправить, если вдруг что-то не получится, или вообще удалить. Игра с песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Так же игра с песком может быть полезна для  развития мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять эмоциональное напряжение.

Целью искусства рисования песком является установление психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения.

Для реализации цели я использую различные игры и упражнения с песком, которые превращают занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Исходя из опыта работы в ДОУ, при работе с песком я выделяю три этапа, которые имеют определенную направленность.

1. «Знакомство с песком».

2. «Создание следов на песке».

3. «Занятие-сказка».

          Расскажу о них  подробнее.

I этап «Знакомство с песком».

На данном этапе проводятся занятия, посвященные знакомству с песком. Дети знакомятся со свойствами песка, его структурой и качествами. Занятия этого этапа проводятся на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная.

Выполненные работы подсвечиваются цветом на столе, что добавляет положительную эмоциональную окраску.

II этап «Создание следов на песке».

На данном этапе проводятся занятия, направленные на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами-манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора и т.п.). Проводится на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная либо с двумя детьми.

III этап «Занятие-сказка».

На данном этапе самой важной задачей является помочь ребенку овладеть коммуникативными способностями, привить положительные модели общения со сверстниками.

Форма работы - малая подгруппа из 4-5 человек.

На этом этапе перемещаемся с песочного стола  в  глубокую песочницу.

Подготовка и проведение игр с песком в глубокой песочнице подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям.

Занятия проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, учится понимать себя. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими волшебниками. Они с нетерпением ждут следующей нашей встречи в «песочной стране».

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Применение песка в  моей работе с дошкольниками  помогает мне:

- достичь положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- оказать положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- вызывать положительные эмоции, снизить негативные проявления и уменьшить проявление отрицательных эмоций;

- совершенствовать гуманные чувства детей, делать их добрее, учить их выражать свои эмоции в безобидной форме.

В итоге дети, играя в песок, учатся понимать себя и других. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Занимаясь с песком в детском саду, мы с детьми регулярно придумываем множество своих игр, разнообразных сюжетов к этим играм, которые, нравятся детям и доставляют им много удовольствия во время игры.

Мой опыт работы с детьми показал, что использование искусства рисования песком дает положительные результаты.

  • Дети чувствуют себя более успешными.
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности.
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе.
  • Страх и напряжение исчезает.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы:

  • рисование песком является одним из действенных методов коррекции психологических проблем у дошкольников;
  • манипулируя сыпучими материалами, дошкольник избавляется от негативных эмоций;
  • при работе с песком лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками); заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Рисование песком развивает:

- мелкую моторику;

- улучшает память;

- пластику движений;

- работу мозга;

- борьба со стрессом.

В заключении своего выступления, хочу порекомендовать всем коллегам использовать в своей практической деятельности работу с песком.

Литература

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  4. Большебратская Э.Э.»Песочная терапия» Петропавловск,-2010г.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.:Издательство «Речь», 2007. – 340 с.