Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ
    статья (старшая группа) на тему

    Прицина Вера Альфредовна

    представлен опыт работы с детьми 4-6 лет с ОВЗ ТНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 12 г. Кировска»

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

    ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ

    ПРИЦИНА ВЕРА АЛЬФРЕДОВНА

    ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙКВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

             На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного города и  края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.

     Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.

          Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

    Для решения этой проблемы,  поставила цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным  городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения. (слайд2)

    Исходя из цели, сформулировала следующие задачи (слайд 3)

                    Коррекционно -  обучающие задачи:

    1.Формировать у  детей представление  о родном городе, крае, его          достопримечательностях и истории;

    2.Закреплять и расширять  у детей  знания о профессиях людей,           работающих в городе, крае;

    3.Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать         их назначения;

    4.Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области.

                    Коррекционно – развивающие задачи:

    1.Обогащать и  активизировать словарь детей;

    2. Совершенствовать диалогическую форму речи;

    3.Продолжать формировать творческие способности детей.

                    Коррекционно-воспитательные задачи:

    1.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться         людьми, живущими в нем;

    2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

    Совместно с коллегами организовала в группе уголок «Краеведения», куда входит: (слайд 4)

    • герб города Кировска;
    • флаг ФОСАГРО;
    • карты с городом Кировска и Мурманской области;
    • фотоальбомы  с архивными и современными фотографиями об истории города и людях,  живущих в нем;
    • подборка фотографий  о городах   Мурманской области;
    •  самиздат «Мой любимый детский сад»;
    • подборка горных  спецмашин;
    • кукла- модель «Горняк»;
    • модель отбойного молотка;
    • минералы края;
    • модели животных Севера;
    • альбомы  «Город Кировск, в рисунках детей»,  «Лопарские узоры»;
    • мини-библиотечка о родном крае;
    •  журналы о наших соседях (Финляндия, Швеция);
    • календари с природой Кольского полуострова, с производством;  
    • герб России,
    • портрет президента России;
    • книга с государственными праздниками России.

         Осознавая актуальность проблемы патриотического воспитания, использую в своей работе по ознакомлению с родным городом и краем, следующие методы и приёмы:

    1. Метод повышения познавательной активности:

    (Беседы, метод вопросов, метод конструирования, сравнение).

    1. Проектный метод:

    (Постановка вопросов, метод прогнозирования результатов, самостоятельное продуктивное творчество, систематизирование  приоритетных знаний, проекты);

    1. Метод обучения и развития творчества:

    (Игровые приёмы, детское экспериментирование, участие в творческих конкурсах, тематических выставках);

         4.   Метод ТРИЗ, РТВ:

              (Метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов);

          5.  Музейная педагогика:

             (Экскурсии в библиотеку, музей, посещение выставок, мастер – класс)

          6.Метод повышения эмоциональной активности:

    (Праздники, развлечения);

            Свою работу по теме  начала в августе месяце, когда в детском саду  идёт подготовка к  городскому празднованию «Дня шахтёра». Ежегодно участвуем в конкурсе, проходящем в детском саду по изготовлению стенгазеты на  тему   «Мой любимый - город Кировск» (слайд 5), на участке детского сада вместе с детьми строим рудники, город в рамках конкурса «Город из песка» (слайд 6), учу с детьми стихи, песни о нашем городе. Заключительным мероприятием, является праздник «Мой город – Кировск», посвященный дню шахтера, (слайд 7)

            С сентября месяца работа в логопедической группе с детьми с ТНР,  в течение года проходит по лексическим темам. Каждая лексическая тема связана с родным городом, краем, будь – то тема «Детский сад. Помещения. Игрушки», «Детский сад. Профессии в детском саду»,  «Зима»,  «Профессии (продавец, врач, парикмахер)», «Посуда. Продукты питания» «Дикие животные и их детёныши», и т.д. в них  есть место нравственно – патриотическому воспитанию детей, потому что  темы, так или иначе, касаются нашего города, края, жизни людей, природы нашего края.  Например: тема «Мой город». Работу по теме начинаю с планирования  на неделю. Определяю для себя задачи, которые будут решаться в течение недели,  работу над словарём, подбираю пальчиковую гимнастику, физминутку, психогимнастику по теме.     Создаю предметно – развивающую  среду: демонстрационный материал (плакаты), иллюстрации, картинки по  данной теме. Подбираю настольно – печатные игры, детские и  познавательные  книги (энциклопедии),  фотоальбомы,   специализированные машины, разного вида  конструкторы.

            На занятии по ознакомлению с окружающим детей знакомлю с данной темой, используя в работе методы: рассматривание иллюстраций карту города, карту области,  герба города, картин,  вопросы – ответы, обращаюсь к опыту детей, метод РТВ, экскурсии в музей, библиотеку, на выставку в ДК, (слайд 8)

            На занятиях по математике  счет и ориентировка на фланелеграфе, с использованием  материала по теме, (слайд 9)

            Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о городе.

    Полученные знания дети реализуют, через все виды   продуктивной деятельности:

    • Лепка – барельеф:  «Улица города»;
    • Аппликация: «Мой город»;
    • Рисование: «Дом, в котором я живу», (слайд 10)

     На музыкальных занятиях разучивание песен о городе. На физкультурных занятиях, использую игры – эстафеты.

    В совместной деятельности с детьми: беседую  с детьми по правилам дорожного движения, участвую с детьми в тематических  выставках детских  работ детского сада по теме: « Хибинские горы», «Мой город».

    В самостоятельной деятельности дети играют в сюжетно – ролевые игры «Моя семья»; «Шахтеры», игры с большим,  средним, маленьким конструктором, с мелкими  машинами, «Улицы города».

    Настольно – печатные игры: «Город», «Лото»,  «Мозаика»; «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки». (слайд 11)

    В книжном уголке: рассматривают книги, фотоальбомы с видом города Кировска; самиздат « Кировск, мой город».

    В математическом уголке: проходит работа с палочками (выложи «дом», «машину», «дерево», «солнце»).

    Итоговым мероприятием по теме является  праздник «Мой город», где дети рассматривают презентацию, читают стихи, поют песни о городе Кировске, участвуют в играх – эстафетах.

           Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование проектно-исследовательского метода, который мы применяем в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Проектный метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности, способствует расширению знаний детей об окружающем мире. Региональное содержание включаем в содержание проектов. Например: при реализации проекта «День Победы», мы посетили городской архив, где работниками архива была подготовлена программа о земляках, участниках ВОВ. Дети рассказали о своих родственниках, участвовавших в военных действиях. Посетили Хибинскую гимназию, где был организован мини музей, посвященный празднику Победы. При реализации проекта «Зимующие птицы», дети познакомились с птицами, обитающими в районах Крайнего Севера. Вместе с родителями изготовили кормушки и развесили их в зеленой зоне детского сада. В течение зимы дети имели возможность наблюдать за повадками птиц и подкармливать их, (слайды 12, 13)

            Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.  Глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

    В нашей группе реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: (слайд14)

    • Консультации;
    • Дни открытых дверей;
    • Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй;
    • Совместные праздники («Осень», «Новый год», «8 марта»);  
    • Совместные проекты: («Дары осени», «Весёлый огород», «Новый год», «Моя мамочка», «Зачем нужна кукла?» «9мая»)
    • Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК            на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»;
    • Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.

            Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью города, края.

    Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины. Родители воспитанников стали активными участниками образовательного процесса.

    Литература: (слайд 15)

    • Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
    •  Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников».
    •  Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
    •  «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.
    •  «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина
    •  «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Кировска» « Использование регионального содержания в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ». Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Прицина Вера Альфредовна

    Слайд 2

    Цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения.

    Слайд 3

    Задачи: Коррекционно - обучающие задачи : Формировать у детей представление о родном городе, крае, его достопримечательностях и истории; Закреплять и расширять у детей знания о профессиях людей, работающих в городе, крае; Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначения; Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области. Коррекционно – развивающие задачи: Обогащать и активизировать словарь детей; Совершенствовать диалогическую форму речи; Продолжать формировать творческие способности детей. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться людьми, живущими в нем; Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

    Слайд 4

    Уголок краеведения.

    Слайд 5

    Конкурс стенгазет на тему : «Мой любимый - город Кировск».

    Слайд 6

    Конкурс «Город из песка»

    Слайд 7

    Праздник «Мой город – Кировск»

    Слайд 8

    Экскурсии

    Слайд 9

    Занятия по ФЭМП

    Слайд 10

    Продуктивная деятельность

    Слайд 11

    Игры

    Слайд 12

    Проектная деятельность проект «Зимующие птицы»

    Слайд 13

    Проект «День Победы»

    Слайд 14

    Взаимодействие с семьями воспитанников Консультации; Дни открытых дверей; Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй; Совместные праздники; Совместные проекты; Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»; Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.

    Слайд 15

    Литература: Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов». Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников». Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

    Проектный метод в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

    Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет

    Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...

    Статья :"Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет".На базе ГБДОУ детский сад№43 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга

    В статье "Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности  с детьми 3-5 лет"  рассматриваются нетрадицилонные техники и  использование их в развитии творческих способнос...

    Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

    В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...