Творческий проект «Знакомство с творчеством Г. Тукая»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Гаврилова Наталия Николаевна

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

     Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

     26 апреля 2016 года исполняется 130 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.

     Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

     Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

     26 апреля 2016 года исполняется 130 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.

     Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Берёзка»

Творческий проект

«Знакомство с творчеством Г. Тукая»

     

Подготовила воспитатель

Гаврилова Наталия Николаевна

Актуальность проекта: 

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

     Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

     26 апреля 2016 года исполняется 130 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.

     Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

     Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.

     Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

     Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

1. работа с детьми,

2. работа с воспитателями,

3. работа с родителями.

Участники проекта: дети средней, старшей старшей «А» группы , педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.

Срок реализации: апрель месяц.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;
  • формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;
  • учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;
  • расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;
  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • активное участие родителей;
  • понимание родителей важности семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный

  • обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.

2 этап основной

  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);
  • проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;
  • проводить работу с родителями;
  • создание условий для реализации;
  • накопление и разработка методических материалов.

3 этап заключительный

  • праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.

План работы с детьми

Мероприятие

Цели

Сроки

Ответственные

1

Организовать в группе библиотеку «Г. Тукай, все о нем»

Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1 неделя

воспитатели

2

Вечерние чтения «Путешествие по книгам Тукая»

Приобщать детей к книгам Г. Тукая

1-4 неделя

воспитатели

3

Чтение произведений Тукая

«Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц».

Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения.

2 неделя

воспитатели

4

Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач».

Развивать песенное творчество, слушать друг друга;

1-4 неделя

Муз. руководитель, воспитатель татарского языка

5

Художественное творчество (рисование ) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой»

Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно.

3 неделя

Воспитатели, родители

6

Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов.

Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая.

3 неделя

Воспитатели, воспитатель тат.языка

7

Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая.

Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам.

1-4 неделя

Воспитатели

8

Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая.

Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

1-4 неделя

воспитатели

9

Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая

Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4 неделя

Воспитатели, муз. руководитель, воспитатель тат.языка

План работы с воспитателями.

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Обсуждение с воспитателями

Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта.

1 неделя

Воспитатели, родители

2

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

1-4 неделя

Воспитатели, воспитатель тат.языка

3

Подбор книг по творчеству Тукая.

Развивать интерес детей к произведениям Тукая.

1 неделя

Воспитатели, библиотекари

4

Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая»

Приобщение детей к творчеству Тукая

1 неделя

Воспитатель тат.языка

5

Акция «Мы читаем книги

Тукая»

Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.

2 неделя

воспитатели

6

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе.

3 неделя

воспитатели

Работа с родителями

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая

Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать.

1 неделя

воспитатели

2

Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая»

Просвещение родителей.

3 неделя

Воспитатели

3

Акция «Читаем книги Тукая»

Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

2 неделя

Воспитатели, родители

4

Памятка «Как мы дружим с книгами»

Поддерживать у родителей интерес.

4 неделя

Воспитатели, библиотекари

Итоговое мероприятие:

Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.

Цитаты на татарском и русском языке:

«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий : Много-много лет назад , в один весенних солнечных дней , 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1 ребенок : О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.

2 ребенок : О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Ведущий : Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.

Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел , скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать , читать и сочинять стихи.

Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)

Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребенок: С народом мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую быть.

Русский танец

Звучит музыка, в зал входит Шурале.

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их год назад.

Ай, умру – беда такая

Жизни я своей не рад.

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.

Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?

Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали , что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.

Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.

«Танец цыплят»

Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.

Мальчик: Будет ли улов, или нет?

Песня «Бала белэн кубэлэк»

Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.

Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.

Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!

Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.

Мальчик: Мама , мама! Смотри , я нашел золотой гребень, красивый.

Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!

Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!

Стучится кто-то к нам в окно.

Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?

Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.

Мама бросает гребень в окно.

Мама: Ох, сынок, что ты наделал?

Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.

Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?

Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.

Татарский танец.

Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.

Песня «Солнечный край»

Список использованной литературы:

1.Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»

Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов русского писателя...

Познавательно-творческий проект "Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого"

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основные представления о нормах морали и нравственных ценностях....

Творческий проект «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об...

Познавательно-творческий проект "Знакомство с творчеством К.И. Чуковского"

Цель проекта- развитие свободной творческой личности ребенка, формирование устойчивого интереса к чтению и художественной литературе через знакомство с произведениями К.И.Чуковского...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...

Осенний праздник "Рябинник" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Дети научились водить хороводы под народные песни о рябине, узнали много нового о ценных свойствах рябины и получили радость от знакомства с народными играми, танцами и песнями....