Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 лет «Родной свой край люби и знай»
проект (средняя группа) на тему

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С декабря – март

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
      Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
             И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
               Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

       Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

       Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

       Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

       Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

       Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

     Задачи:

      1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

      2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие      интереса к истории семьи, семейным традициям;

      3.Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

       4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

       5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

       6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

  • выставки детских работ, семейных коллекций

3 этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
  • - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
  • самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

 

                                                          Утверждаю заведующий

                                                     МА ДОУ «Детский сад №5»

                                                               _______________/Суворова Т.В./                     

Проект 

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

Разработал: воспитатель

I квалификационной категории

Зыкова О.О.

г. Нижний Новгород

2018 г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С декабря – март

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
     Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
            И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
              Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

       Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

       Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

       Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

       Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

       Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

     Задачи:

      1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

      2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие      интереса к истории семьи, семейным традициям;

      3.Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

       4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

       5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

       6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

  • выставки детских работ, семейных коллекций

3 этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
  • - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
  • самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

    тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

«Мой

любимый

детский

сад»

-Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

- Рассматривание альбома « Жизнь нашей группы»

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение и разучивание стихов о дружбе.

-Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

-Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

-Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

декабрь

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и « Ты да я – мы семья»

-Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

январь

«Наши защитники»

«Народное творчество»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для пап

-Аппликация «Самолеты».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-  Празднование праздника «Масленица»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Слушание р. н. песни «Детская кадриль».

- Видео презентация р. н. танца «Калинка»,

-Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

-Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

февраль

«Мой любимый город»

-НОД «Символы России»,

-Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины»

-Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

-Рассматривание фотографий с улицами города,

-Д/и «Узнай свой город»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Просмотр мультфильма «Россия. Нижний Новгород»

- Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую Нижний»

-Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

-Фотовыставка «Мой любимый Нижний Новгород»

-Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Нижегородским кремлём».

-Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет «Родной свой край люби и знай»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшей группы (3-4 года)...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"

В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...