Проект «В гостях у Матушки-природы»
проект (подготовительная группа) на тему

Белая Анна Борисовна

Проект «В гостях у Матушки-природы» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №32 ст. Медведовская

«В гостях у

Матушки-природы»

Проект экологической тропы

МБДОУ №32 ст.Медведвоская

Разработчики:

Воспитатель МБДОУ  Белая А.Б.,

Ст.Медведовская

2016

Пояснительная записка

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ №32– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

              Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Актуальность проекта.

Проект «В гостях у Матушки-природы. Экологическая тропа»» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. При организации процесса экологического образования детей дошкольного  возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включаемостью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.

Работа в рамках проекта проводиться регулярно, ненавязчиво. Поддерживается интерес детей и их любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.

К реализации проекта привлекаются родители, т.к. данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Цели проекта:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
  • Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
  • Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
  • Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

Задачи проекта:

Воспитывать у детей:

-       охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;

-       стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

-       стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.

Формировать у детей:

-       образное,  поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;

-       умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;

-       представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;

-      позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить),  познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.

Развивать у детей:

-      познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

-     представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Краснодарском крае, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап

Цель этапа: определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа».

- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.

- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

- Составление паспорта всех точек тропинки.

- Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой

Промежуточный результат

-Разработан маршрут экологической тропы.

-Подбирается материал к занятиям по маршруту экологической  тропы.

-Ведется методическая подготовка педагогов, материально-техническое оснащение маршрута.

Основной этап

Цель этапа: реализация работы по маршруту экологической тропы.

-Выбор объектов для проведения занятий;

-Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

-Изготовление гербариев «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья»;

Промежуточный результат

        - Разрабатывается технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.

        

Заключительный этап

Цель этапа: анализ результативности выполнения поставленных задач.

-Проведение итоговой экскурсии;

-Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы;

-Оформление фотогазеты;

-Выставка детских рисунков.

Промежуточный результат

        -Выполнение задач проекта;

        -Выпуск методических рекомендаций.

Предполагаемый результат проекта:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ № 32».

Описание объектов на маршруте

  1. «Домик хозяина тропы Старичка-Лесовичка»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленьким домиком, скамеечкой, елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку Старичка-Лесовичка. Зачитывает письмо хозяина тропы детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

Так же дети знакомятся с правилами поведения в природе, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

-Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

-Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

-С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

-С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

2. «Лебединое озеро». Искусственный миниводоем.

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

3. «Царство цветов». Цветник.

Обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

4. «Знакомые незнакомцы». Огород.

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. 

5. «Аптека лесной Феи».Фитоогород.

Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

6.  «Лесные великаны». Уголок леса с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (береза, рябина, сосна, ель, и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку для отдыха с пеньками и бревном,

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

7. «Академия букашек». Пень с насекомыми.

Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к окружающей природе. Способствовать формированию представлений о том, что такое «пень».        

Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его.

Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений).

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на  «полянку Старичка-Лесовичка», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)

8. «Лаборатория погоды». Метеостанция.

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

13. «Веселый лужок». Луг с полевыми цветами

Дети рассматривают луговые цветы (колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга, сравнивает с садовыми цветами  их особенностях, помогает выделить общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

Литература:

  1. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
  5. Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин  Г. – М., 1987.
  6. Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.
  7. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.
  8. Грехова Л.И. В союзе с природой. «ЦГЛ» «сервис школа» Москва, 2002
  9. Захлебный А.Н. На экологической тропе. Москва,1981
  10. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
  11. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М. Просвещение, 1983
  12. Лувич М.В. «Детям о природе»
  13. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий досуга "В гостях у матушки природы"

обобщающая игра по экологическому воспитанию детей 6-7 лет...

Сборник экологических сказок. " В гостях у Матушки природы"

Данный сборник предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В нем представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире и воспит...

" В ГОСТЯХ У МАТУШКИ ПРИРОДЫ"

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты:  включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуще...

Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной группе по теме «В гостях у матушки природы»

Предлагаю вам конспект занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе по теме «В гостях у матушки природы». Данный материал будет полезен как воспитателям, логопедам, так и музыкальным работ...

"В гостях у матушки природы"

Конспект по непосредственно-образовательной деятельности по логоритмике.Развитие речевого дыхания,мелкой моторики,артикуляционной моторики.Развитие двигательных навыков,чувство ритма....

"В гости к Матушке - природе"

Экологический образовательный терренкур для детей старшей группы....

В гости к матушке Природе

Методическая разработка природоведческой экскурсии "В гсти к матушке Природе"...