"В гости к Матушке - природе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Минькова Светлана Викторовна

Экологический образовательный терренкур для детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ №33 «СВЕТЛЯЧОК» СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Экологический образовательный терренкур для детей старшей группы.

D:\мамино\растения\букет\0_63c80_5f0d6781_L.png

Воспитатель

Минькова С.В.

2017г.

Цель:

Закрепить знания о многообразии растительного мира.

Задачи:

  • Формировать представления о растениях и животных леса и луга.
  • Формировать представления о растениях и животных озер и рек.
  • Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.
  • Развивать познавательную активность, творчество, инициативность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Развивать чувство коллективизма.

Материалы и оборудование:  

Письмо от Матушки – природы; карты, с нанесенным на них маршрутом движения; конверты с заданиями; набор картинок «Птицы», 3 емкости (стакана) для воды, вода, пищевые красители красного и синего цвета, белые цветы; шапочки – маски для подвижной игры «Лягушки», мелки; саженцы деревьев, лопата, ведро с водой, маленькие ведерки.

Предварительная работа:

Чтение произведений детских писателей о природе. Использование фольклора при ознакомлении детей с природой. Рассматривание иллюстраций. Рисование растений и животных. Создание тематического альбома «Живи Земля».

Ход:

Воспитатель:

- Ребята к нам сегодня пришло письмо от Матушки – природы. Давайте его скорее прочтем?

Письмо.

«Дорогие мои друзья, девчонки и мальчишки. Я, Матушка – природа, жду вас в гости, но путь ко мне не прост. Нужно будет выполнить разные задания. В поисках вам поможет карта, на которой указан путь в мои владения. Желаю удачи!».

- Вы готовы отправиться в путь? А не боитесь? Ведь путь предстоит не близкий, да и задания будут не простые. Чтобы найти карту отгадайте загадку:

Между веток новый дом, 
Нету двери в доме том, 
Только круглое окошко, 
Не пролезет даже кошка. 

(Скворечник)

Ведущий:

Ребята, а где у нас находится скворечник? (Ответы детей) Здесь нас ждет первое задание.

1 задание.

Дидактическая игра «Наблюдение за птицами»

Задачи: 

  • Закреплять умение узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу;  
  • Развивать наблюдательность, память;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

  1. В серой шубке меховой,  

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица. (Воробей.)

  1. Окраской — сероватая,

Повадка — вороватая,  

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. (Ворона.)

  1. Не сидит она на месте —

На хвосте разносит вести. (Сорока.)

  1. Как стрела летает,

Мошек собирает (Ласточка)

  • Какие птицы прилетают к нам на участок?
  • Какого они размера?
  • Какая у них окраска?
  • Чем питаются?
  • Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
  • Как птицы заботятся о своем потомстве?
  • Как вы помогаете птицам?
  • Какую пользу приносят птицы?
  • Каких еще птиц вы знаете?

(Дети показывают изображения знакомых птиц и называют их).

После выполнения задания находим карту, которая указывает маршрут к следующему заданию.

Воспитатель:

Чтобы приступить к выполнению задания, нужно отгадать загадку:

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

2 задание.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Задачи:

  • Уточнять названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков;
  • Побуждать к сравнительным высказываниям;
  • Прививать любовь к природе.

Ход наблюдения.

  • Какие полевые цветы растут на территории нашего детского сада?
  • Как они называются?
  • Какие цветы растут в цветнике?
  • Как они называются?
  • Какие из них многолетние?
  • Какие однолетние?

3 задание.

Воспитатель:

Ребята, что необходимо для роста растений? (Тепло) Да, это солнечное терло. Как вы думаете, растения пьют воду? (Ответы детей) Давайте проведем опыт.

Опыт «Как растение пьет».

Материалы и оборудование:  

3 емкости (стакана) для воды, вода, пищевые красители красного и синего цвета, белые цветы.

Ход опыта:

  1. Налить воду в емкости для воды.
  2. Подкрасить воду в двух стаканах пищевыми красителями синего и красного цвета.
  3. Поставить в каждые стакан белый цветок.
  4. Провести наблюдение.

Вывод:

Корневая система растения поглощает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений. В данном опыте растение впитало в себя окрашенную воду в результате чего, цвет листьев изменился.

После выполнения задания находим карту, которая указывает маршрут к следующему заданию.

4 задание.

Воспитатель:

Чтобы приступить к выполнению следующего задания, отгадайте загадку:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Ребята! Посмотрите, здесь у нас разлилась полноводная река.

  • Какие рептилии живут в реках, озерах, прудах? (Лягушки, змеи, черепахи)

Давайте поиграем в подвижную игру «Лягушки».

Задачи:

  • Закрепить умение прыгать в длину, бегать в рассыпную;
  • Развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, двигательные умения, чувство ритма;
  • Формировать интерес к совместным играм, природе.

Материал. В ходе игры дети читают стихотворение А.Барто.

Ход игры.

На земле очерчивается большой прямоугольник – это река. С двух сторон берега, на них – кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник). «Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как волдырь,

Стала квакать из воды:

«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,

Будет дождик на реке».

Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается.

Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит, и пока не повылезают снова все «лягушки».

После того как «журавль» поймает несколько «лягушек», выбирается новый «журавль» из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.

Дети на «кочках» сидят на корточках, а в воде могут «плавать» (бегать внутри прямоугольника). Обратно на кочку можно попасть только прыжком.

Правила игры.

  • Начинать движения можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение.
  • Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки – на «кочке» или между ними за прямоугольником.
  • Каждые третий , пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась новая игра? (Ответы детей) 

А кто еще обитает в реке? (Рыбы)

Здесь в коробке лежат мелки, давайте оживим нашу реку, нарисуем рыбок.

Дети мелками рисуют разнообразных и разноцветных рыбок.

После выполнения задания находим карту, которая указывает маршрут к следующему заданию.

5 задание.

Воспитатель:

Перед нами очередная загадка:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

Нам нужно ответить на вопросы, которые лежат в конверте? Слушайте внимательно!

  1. Как одним словом называется лес, где растут дубы, березы, ели и сосны? (Смешанный.)
  2. Какой лес называют хвойным? (Лес, в котором растут хвойные деревья – сосна, ель, пихта.)
  3. Какой лес называют лиственным? (Лес, в котором растут лиственные деревья – березы, дубы, клены, липы.)
  4. Какие кустарники имеют съедобные ягоды? (Малина, ежевика, смородина, черника, рябина,  калина и др.)

После выполнения задания находим карту, которая указывает маршрут к следующему заданию.

Во время движения по маршруту проводится дидактическая игра

«Назови породу дерева».

Задачи:

  • Закрепить знания пород деревьев;
  • Развивать воображение, память, ориентировку в пространстве;
  • Прививать любовь к природе, необходимость ее охранять.

Дети определяют породы деревьев, отмечают их особенности (цвет коры, ее гладкость или шероховатость, разнообразие форм листьев).

6 задание.

Воспитатель:

Чтобы приступить к выполнению задания, нужно отгадать загадку:

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

Давайте поиграем в игру «Кто живет в лесу?».

Игра малой подвижности «Кто живет в лесу?».

Задачи:

  • Закрепить знания о диких животных, их повадках;
  • Развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, двигательные умения, чувство ритма;
  • Формировать интерес к совместным играм, природе.

Ход игры.

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг и произносят слова:

Солнце светит – раз,

Дует ветер – два,

Плывут облака – три,

Кто живет в лесу, покажи.

После того как были произнесены слова, дети замирают в позах, изображающих диких животных. Ведущий должен отгадать, какого «животного» изобразил тот, или иной участник игры.

Правила игры.

  • Ведущий водит до тех пор, пока не отгадает загаданного «животного».
  • Если ведущих отгадал правильно загаданного «животного», он и игрок, изобразивший «животное», меняются местами и игра продолжается.
  • Дети изображающие «животных» стоят не подвижно.

После игры приходим в гости к Матушке – природе.

Матушка – природа:

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада, что вы выполнили все задания, преодолели все трудности, и пришли ко мне. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)

  1. В лесу нельзя шуметь.
  2. В лесу нельзя сорить.
  3. В лесу нельзя разводить костер.
  4. В лесу нельзя ломать молодые деревца и ветки.
  5. В лесу нельзя собирать, и есть незнакомые ягоды и грибы. Они могут оказаться ядовитыми.
  6. Из леса нельзя брать домой детенышей животных.
  7. Лес нужно беречь и охранять.

Матушка – природа:

Молодцы! Ребята, а что нужно делать, чтобы лес не исчез, чтобы был чистым воздух, которым мы дышим? (Ответы детей) Я предлагаю вам, помочь мне сделать нашу землю красивее и зеленее. Давайте посадим в нашем саду молодые деревца. (Ответы детей)

Проводится акция «Посади дерево».

Дети помогают Матушке – природе в посадке деревьев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий досуга "В гостях у матушки природы"

обобщающая игра по экологическому воспитанию детей 6-7 лет...

Сборник экологических сказок. " В гостях у Матушки природы"

Данный сборник предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В нем представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире и воспит...

" В ГОСТЯХ У МАТУШКИ ПРИРОДЫ"

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты:  включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуще...

Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной группе по теме «В гостях у матушки природы»

Предлагаю вам конспект занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе по теме «В гостях у матушки природы». Данный материал будет полезен как воспитателям, логопедам, так и музыкальным работ...

"В гостях у матушки природы"

Конспект по непосредственно-образовательной деятельности по логоритмике.Развитие речевого дыхания,мелкой моторики,артикуляционной моторики.Развитие двигательных навыков,чувство ритма....

В гости к матушке Природе

Методическая разработка природоведческой экскурсии "В гсти к матушке Природе"...

Проект «В гостях у Матушки-природы»

Проект «В гостях у Матушки-природы»...