«Животный мир родного края»
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Соболева Ольга Александровна

Район расположен в самой юго-восточной части Башкортостана, на окраине Зилаирского плато. Ключевыми отраслями производства в Хайбуллинском районе традиционно являются  сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность.

Основные лесообразующие породы: береза, ольха серая, ольха черная, тополь черная, липа, клен, осина, сосна и лиственница.

Наш район богат также редкими видами растений: лук плевокорневищный, тюльпан Биберштейна, ирис сибирский,примула длинноножковая, большеголовник  серпуховидный или алтайский, козелец мелкоцветковой, рябчик русский,вечерница сибирская, пырейник инееватый, гвоздика уральская, гвоздика иглолистая, пижма уральская, тимьян губерлинский, смолевка башкирская, солодка коржинского.На Таштугайских горах произрастают три вида ковылей: ковыль Лессинга, ковыль Залесского, ковыль Коржинского.

 Из млекопитающих доминирует  лось, кабан, косуля, бурый медведь, рысь, барсук, лисица, выдра, куница, заяц-беляк, заяц-русак, белка, летяга, тушканчик. Из ценных птиц обитают лесной глухарь, обыкновенный, тетерев обыкновенный, рябчик, куропатка серая, различные виды речных уток и другие.

В реках и прудах водятся щука, налим, окунь, лещ, голавль, карась, карп, елец, хариус, форель, ручьевая, таймень.

Природные памятники: Хребет Шайтан-тау,Таштугаевские или Султашские горы

Реки: Таналык, Сакмар,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir.docx673.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Йэйгор» с.Акъяр

Для практического применения

«Животный мир  родного края»

Автор-составитель: О.А. Соболева,

воспитатель МАДОУ ЦРР ДС «Йэйгор» с. Акъяр

Район расположен в самой юго-восточной части Башкортостана, на окраине Зилаирского плато. Ключевыми отраслями производства в Хайбуллинском районе традиционно являются  сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность.

Основные лесообразующие породы: береза, ольха серая, ольха черная, тополь черная, липа, клен, осина, сосна и лиственница.

Наш район богат также редкими видами растений: лук плевокорневищный, тюльпан Биберштейна, ирис сибирский,примула длинноножковая, большеголовник  серпуховидный или алтайский, козелец мелкоцветковой, рябчик русский,вечерница сибирская, пырейник инееватый, гвоздика уральская, гвоздика иглолистая, пижма уральская, тимьян губерлинский, смолевка башкирская, солодка коржинского.На Таштугайских горах произрастают три вида ковылей: ковыль Лессинга, ковыль Залесского, ковыль Коржинского.

 Из млекопитающих доминирует  лось, кабан, косуля, бурый медведь, рысь, барсук, лисица, выдра, куница, заяц-беляк, заяц-русак, белка, летяга, тушканчик. Из ценных птиц обитают лесной глухарь, обыкновенный, тетерев обыкновенный, рябчик, куропатка серая, различные виды речных уток и другие.

В реках и прудах водятся щука, налим, окунь, лещ, голавль, карась, карп, елец, хариус, форель, ручьевая, таймень.

Природные памятники: Хребет Шайтан-тау,Таштугаевские или Султашские горы

Реки: Таналык, Сакмар,

Косули

 Косули живут на лесных опушках. Почуяв опасность, животные быстрыми и крупными скачками убегают прочь. Размером косуля меньше оленя. У самцов имеются короткие и острые рога: каждый год в середине зимы они спадают, а весной начинают расти новые.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Косуля»

Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – косулях; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Дидактическая игра «Однажды в лесу...»

Цель: Закрепить умение придумывать небольшие истории с предложенными героями животных. Развивать память, речь, фантазию.

Рассматривание картинок и чтение энциклопедии

 «Живой мир» (страничка про косулю).

Разучивание стихотворения

Косуля

Вот промчалась точно пуля,

Мимо стройная косуля.

Грациозна и нежна,

И стремительна она.

Прежде здесь они не жили.

Их в леса к нам запустили,

И теперь они живут,

Травку сочную жуют.

               В.Л. Гаазов

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о косулях).

 Выставка рисунков семейного творчества «Семья косулей».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про косулю).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Семья косулей».

Лось

    Лось - самый крупный из живущих ныне оленей. Длина его тела 3 м, высота 2 м, масса более 5 ц. Обитает он в таёжных болотистых лесах.

     Внешность его оригинальна. Огромные рога самцов лопатообразные о 15 концах и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Весной сохатый сбрасывает их и ждёт, когда вырастут новые. Копыта устроены так, что животное спокойно передвигается по топким заболоченным местам и по рыхлому снегу.

     Кормится лось в основном древесной корой, веточками и побегами, а так же лишайником и водными растениями.

Работа с детьми:

Чтение художественной литературы: И. Бродский «Лось»

Детские загадки про лося:

 (для дошкольников 5-6 лет)

Тяжелы рога по весу,

 Ходит важно он по лесу:

 Он  хозяин, а не гость –

 Хмурый и сердитый (лось)

Он из леса вышел снова,

 Не олень и не корова.

 Повстречаться нам пришлось

 Познакомтесь это...(Лось)

Что за чудище такое

 В чаще леса завелось

 Словно вешалка рогами

 Ну конечно это – (Лось)

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о лосях).

 Выставка рисунков семейного творчества «Семья лося».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про лося).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Лось и лосиха».


Бурый медведь

Работа с детьми:

Беседа Сравнение белого и бурого медведей

Подвижные  игры.

 «Медведь и пчёлы»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал водящего.

У медведя во бору

 Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Лепка: «Медведица с медвежатами учит детей, правильно изображать пропорции; развивать мелкую моторику.

Изготовление игрушки - оригами «Медведь»

Цель:  развивать мелкую моторику закрепить умение работать с бумагой.

Аппликация (коллективная) «Медвежья семья»

 Цель: Учить вырезать предметы округлой и овальной формы, создавать из них образ, дополнять деталями, закрепить умение пользоваться ножницами, воспитывать аккуратность.

Настольный театр «маша и медведь»

Цель: привлечь детей к подготовке и показу, вызвать радостное настроение

Чтение художественной литературы: 

 Соколов-Микитов «Медвежья семья», Г. Снегирёв «Медвежонок».   

Мишка очень любит мед

 Свежий, из пчелиных сот

 Он бы с пчелкой подружился

 Этим лакомством разжился

 Только пчелы вот беда

 С ним не дружат никогда

                         Л. Луканова

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о медведях).

 Выставка рисунков семейного творчества «Семья медведей».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про бурого медведя).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Бурый медведь».

Волк

Работа с детьми:

Рассматривание картины «Волки»

Цель: Продолжать расширять и уточнять у детей представление о животном, образе его жизни, внешнем виде, способе добычи пищи;

Подвижные  игр «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Волк и коза».

Заучивание загадки

 Серый брат

 Из-за куста хвать

 По полю рыщет

 Ягнят и телят ищет.

Лепка: «Волчонок»

Цель:  Учит детей передавать образ животного, правильно изображать строение тела. пропорции; закрепить умение делить кусок на части, сглаживать места соединений

Работа в ИЗО уголке предложить раскраски с изображением волка развивать усидчивость, аккуратность.

Конструирование (оригами) «Волк-волчок»

Чтение художественной литературы:

Загадки о волке

Серый, страшный и зубастый

 Произвел переполох.

 Все зверята разбежались.

 Напугал зверят тех ...

                             (Волк)

Кто зимой холодной

 Бродит злой, голодный?

                              (Волк)

Серый гонится за белым,

 Хочет белым пообедать.

 Как догонит - зубом щелк:

 Белый - бедный, сытый - ...

                             (Волк)

Белка  летяга

Обыкновенная летя́га или белка-летяга, или летучая белка- небольшой грызун семейства беличьих. Единственный представитель подсемейства летяг, обитающий на территории России.

        Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними лапами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью - летательная перепонка, играющая роль парашюта и частично несущей поверхности при прыжках. Спереди она поддерживается длинной серповидной косточкой, идущей от запястья и приблизительно равной по длине предплечью. В отличие от других летяг, у обыкновенной летяги нет летательной перепонки между задними ногами и основанием хвоста. Хвост длинный, опушен густым длинным мехом.

    Мех у белки-летяги густой, мягкий, шелковистый, значительно нежнее и гуще, чем у белки. Верх тела окрашен в серебристо-серый цвет, часто с охристым или бурым оттенком, низ тела - белый с палевым налётом. Глаза окружены чёрным ободком. Хвост очень пушистый, светлее тела; волосы на нём имеют слабый «расчёс» в стороны. Зимняя шерсть особенно пышная, различных оттенков серого. Линяет летяга дважды в год подобно белке и в том же порядке.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Белка летяга»

Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – белках-летягах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Д/И «Кто такой? Чем питается?»

Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и то чем они питаются. Развивать речь, память , мышление.

Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир» ( страничка про белку-летягу).

Чтение художественной литературы:

Александр Галушко «Белка-летяга».

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о белках летягах).

 Выставка поделок семейного творчества «Белка-летяга».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про белку-летягу).

 Оформить выставку поделок семейного творчества

 «Белка-летяга»


Кабан

Кабан - всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода свиней (Sus). Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана (и других близких видов), обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые, клыки у самца гораздо более развиты, чем у самки.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Кабан»

Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – кабанах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Дидактическая игра «Чья мама? Чей малыш?» (зонт)

Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Развивать речь, память, мышление.

Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир» ( страничка про кабана).

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

 На спинке – щетинка  (кабан)

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о кабанах).

 Выставка поделок семейного творчества «Семья кабанов».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про кабана).

Оформить выставку поделок семейного творчества «Семья кабанов».

Выдра

Выдра - крупный зверь с вытянутым гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55-95 см, хвоста – 26-55 см, масса -6-10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, не пушистый.

Окраска меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Плотность шерстистого покрова может достигать 51 тысячи на 1 см2[2]. Такая высокая плотность подшерстка делает мех совершенно непроницаемым для воды и прекрасно изолирует тело животного, защищая его от переохлаждения. Строение тела выдры приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Выдра »

Цель: Дать первоначальное представление о выдрах; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир» (страничка про выдру).

Чтение художественной литературы:

Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации).

Чтение Г.Якупова Заветы красной книги. Выдра стр.210..

Физкультминутка «Выдра».

Выдра по лесу бежала (все детки бегут)

И к пенечку прибежала (вытягиваем шею, заглядывая за пенёк)

Под пенёчком ежик жил (пальчиками показываем ежика)

Выдре прыгать предложил (делаем 2 прыжка)

Выдра прыгала весь день (дети прыгают)

Пока не сломался пень (дети падают на ковер).

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о выдрах).

Выставка рисунков семейного творчества «Выдра».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про выдру).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Выдра».

Рысь

Рысь - это зверь из семейства кошачьих. Проще говоря, кошка. Размерами рысь со среднюю собаку, длина не больше метра, а вес всего 18 килограммов. Выглядит рысь очень интересно: надменный взгляд, жёсткие брыжи, обрамляющие бледную морду, и изящные уши с кисточками. Все остальные части тела северной рыси не очень изящны. Задние ноги слишком длинные, хвост словно обрубили, а лапы слишком широкие для такого маленького существа.

Однако именно благодаря такому строению тела рысь прекрасно приспособлена к суровым северным условиям. Широкие лапы прекрасно держат её на глубоком снегу во время погони за любимой добычей - зайцем. Кисточки на ушах - это не просто украшение, а своеобразная антенна, которая помогает животному слышать даже самые тихие звуки. Если кисточки отрезать, то слух у рыси сразу притупляется.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Рысь »

Цель: Дать первоначальное представление о рыси; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Детские загадки про рысь:

для дошкольников 4-5 лет

На суку таится кошка,

 Но она совсем не крошка,

 И нельзя сказатьей:"Брысь!,

  потому что это (рысь)!

Пятнистая хищница, леса гроза,

 На ушках по кисточке, злые глаза.

 Живёт она в тёмной чащобе лесной

 И лучше её обходить стороной.

Огромная кошка по лесу скачет,

 В ушках серёжки она не прячет,

 Ей не скажешь слова – брысь,

 Потому, что это – (рысь).

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о рыси).

Выставка рисунков семейного творчества «Рысь».

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про рысь).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Рысь».

Сурок-байбак

Сурок-байбак является одним из самых крупных беличьих: длина его тела составляет 50—70 см, масса самцов достигает 6,1 кг. Зиму байбак проводит в глубокой спячке, запасов на зиму не делает, но перед спячкой усиленно кормится, удваивая свой вес за два-три месяца. Норы хорошо закрывает земляными пробками.

Питается сочными и мягкими растительными кормами. Их излюбленными растениями являются дикий овёс, пырей, цикорий, клевер. За день байбак съедает до 1—1,5 кг растительной массы. Воды обычно не пьёт, довольствуясь влагой, содержащейся в растениях, или утренней росой. Потребляет и животные корма — саранчовых, гусениц, обычно поедая их вместе с травой.

Работа с детьми:

Игровая ситуация: «Сурок-байбак »

Цель: Дать первоначальное представление об обитателях степей – Сурок-байбак;

 учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.

Дидактические игры «Найди отличия»; «Чем похоже?» (крот и сурок-байбак)

 Цель: Закрепить умение узнавать и называть отличия и одинаковые качества крота и сурока-байбака. Развивать речь, память, мышление.

Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир» ( страничка про сурока-байбака).

Работа с родителями:

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о сурке-байбаке).

Выставка рисунков семейного творчества «Сурок-байбак »

Предметно-пространственная среда:

Оформление альбома «Животный мир Хайбуллинского района» (страничка про «Сурка-байбак »).

 Оформить выставку рисунков семейного творчества «Сурок-байбак ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...

ВИКТОРИНА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Формирование экологической культуры,   чувства  ответственности за  животный и растительный мир ...

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....