Патриотическое воспитание в средней группе
учебно-методический материал на тему

Золотуха Надежда Михайловна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_doklad.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в средней группе                   воспитатели: Золотуха Н.М. Страхова В.М.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию,  это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста  - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;

 с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени,

достопримечательностями;

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

- беседы;

- личный пример;

- праздники, утренники;

- игры-занятия;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- работа с родителями.

1. Познавательные НОД   мы проводим блоками.

блок   МОЯ СЕМЬЯ

-  Этикет взаимоотношений в семье;

-  Семейные праздники.

блок    ДЕТСКИЙ САД МОЙ ВТОРОЙ ДОМ

-  Кто работает в детском саду;

-  Территория детского сада;

-  Взаимоотношения между детьми.

блок   РОДНОЙ ГОРОД

-  Мой любимый город;

-  Мы заботимся о родном городе.

блок   РОДНАЯ СТРАНА

-  Наша страна Россия.

блок РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

-  Жилище русского человека;

-  Труд русских людей;

-  Человек и природа (Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней);

-  Одежда русских людей (знакомство с русским народным костюмом).

2 Традиции  ( знакомство детей с культурой, языком, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу).

-  Обрядовые праздники:

"Рождество""Масленница", "Посиделки" -  они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

-  Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

-  Театральная деятельность (постановка русских народных сказок);

-  Народные подвижные игры  (планируем провести спортивный праздник «Весна красна» - основанный на народных подвижных играх с участием родителей).

3 Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших. Это такие мероприятия как:

«Неделя памяти» включающая:

• Занятия и беседы:

- «Герои войны – наши земляки».

- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

• Открытое занятие посвященное «Дню Победы».

4 Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

С их участием проводятся:

• Выставки рисунков, поделок:

«Мама солнышко моё» - к дню Матери

«Моя семья»

«Моя жизнь летом»,

«Мой город любимый»,

Собирается материал для альбома

• Утренники, праздники, соревнования.

• Природоохраняемые  акции, такие как:

«Копилка добрых дел» - где дети вместе с родителями изготавливают кормушки, скворечники – домики для птиц;

«Посади цветок»;

участвуют в благоустройстве участка д/с.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы
  • «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • аудиозаписи с русскими народными песнями (колыбельные), песнями военных лет;