Главные вкладки

    Патриотическое воспитание в средней группе
    учебно-методический материал на тему

    Золотуха Надежда Михайловна

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patriot_doklad.docx23.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Патриотическое воспитание в средней группе                   воспитатели: Золотуха Н.М. Страхова В.М.

    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

    сохранённое предшествующим поколением, может

    любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

    С. Михалков

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию,  это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

    В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

    Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

    Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста  - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

    Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:

    - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

    -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

    - формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

    Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

    - знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;

     с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

    с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени,

    достопримечательностями;

    - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

    - проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, посадка кустов, деревьев и другое;

    - организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

    Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

    - беседы;

    - личный пример;

    - праздники, утренники;

    - игры-занятия;

    - целевые прогулки;

    - экскурсии;

    - работа с родителями.

    1. Познавательные НОД   мы проводим блоками.

    блок   МОЯ СЕМЬЯ

    -  Этикет взаимоотношений в семье;

    -  Семейные праздники.

    блок    ДЕТСКИЙ САД МОЙ ВТОРОЙ ДОМ

    -  Кто работает в детском саду;

    -  Территория детского сада;

    -  Взаимоотношения между детьми.

    блок   РОДНОЙ ГОРОД

    -  Мой любимый город;

    -  Мы заботимся о родном городе.

    блок   РОДНАЯ СТРАНА

    -  Наша страна Россия.

    блок РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    -  Жилище русского человека;

    -  Труд русских людей;

    -  Человек и природа (Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней);

    -  Одежда русских людей (знакомство с русским народным костюмом).

    2 Традиции  ( знакомство детей с культурой, языком, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу).

    -  Обрядовые праздники:

    "Рождество""Масленница", "Посиделки" -  они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

    -  Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

    -  Театральная деятельность (постановка русских народных сказок);

    -  Народные подвижные игры  (планируем провести спортивный праздник «Весна красна» - основанный на народных подвижных играх с участием родителей).

    3 Героическое прошлое

    Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших. Это такие мероприятия как:

    «Неделя памяти» включающая:

    • Занятия и беседы:

    - «Герои войны – наши земляки».

    - «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

    • Открытое занятие посвященное «Дню Победы».

    4 Взаимодействие с родителями

    Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

    С их участием проводятся:

    • Выставки рисунков, поделок:

    «Мама солнышко моё» - к дню Матери

    «Моя семья»

    «Моя жизнь летом»,

    «Мой город любимый»,

    Собирается материал для альбома

    • Утренники, праздники, соревнования.

    • Природоохраняемые  акции, такие как:

    «Копилка добрых дел» - где дети вместе с родителями изготавливают кормушки, скворечники – домики для птиц;

    «Посади цветок»;

    участвуют в благоустройстве участка д/с.

    Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

    Материально-техническое сопровождение

    • Дидактические и наглядные пособия;
    • современные средства ТСО;
    • методическая литература;
    • Репродукции картин;
    • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы
    • «Мой город»;
    • «Моя семья»;
    • художественная литература;
    • аудиозаписи с русскими народными песнями (колыбельные), песнями военных лет;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    В тематическом плане представлен различный методический материал, виды и формы обучения с детьми в средней группе распределенный по блокам  "Мир природы", " Мир людей". "Рукотворный мир".  "...

    Отчёт по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы ДОУ.

    В данной работе представлен отчёт по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего возраста....

    Патриотическое воспитание в средней группе

    Календарно-тематическое планирование...

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию в средней группе

    Мероприятия по патриотическому воспитанию в средней группе...

    Конспект по патриотическому воспитанию в средней группе «День защитника Отечества»

    Занятие для закрепления материала по теме: "День защитника Отечества" ....

    Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Город и село».

    Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Город и село»....