Проект «Цветочный островок детства» (ландшафтный дизайн территории ДОУ)
проект по теме

Ермолина Светлана Юрьевна

Содержание:

 

  1. Информация об участнике
  2. План-схема фактического озеленения
  3. Проект озеленения территории на 2016 – 2020 гг.

Реализация проекта:

  • Анотация

- цель, задачи

  • Актуальность

- цель, задачи

  • Объект исследования
  • Предмет исследования

- цель, задачи

  • Методика и материал

 

        4. План мероприятий по озеленению территории и реализации проекта  

                                                          на  2016-2020 г.г.

  •    Пояснение к план – схеме

 

 

         5.  Ожидаемый результат

         6.  Список литературы

 

 

         7. Приложения.

 

               - Анализ работы по озеленению территории и реализации проекта 

                  на  2016-2020 г.г.

 

               - Фотогалерея ландшафтного дизайна территории ДОУ по  проекту

                «Цветочный островок детства».

 

               - Наши достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об участнике конкурса «ОАЗИС»:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое».

Ответственная группа:

  • заведующая МКДОУ;
  • старший воспитатель;
  • зам. по АХЧ;
  • педагоги ДОУ;

    Дата составления проекта: октябрь 2016 года.

1.Контингент воспитанников всего: 78 чел.
2.Площадь территории детского сада: 5855 кв.м.
3.Площадь, приходящаяся на одного воспитанника: 75.06 кв.м.

4.Количество растущих деревьев:

1.карагач-клен – 61шт.
2. дикая яблоня – 5 шт.

3. лиственница – 2шт.

4. ель – 1 шт.

5.Количество растущих кустарников:

1. сирень - 20 шт.

2. шиповник лекарственный – 4шт.(огорожен).

3. рябина – 1 шт.

4. Вишня садовая -3шт
 

6.Протяжённость живой изгороди территории детского сада: 1497кв.м.

7.Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников: 2 гр.
 

8.Площадь опытного участка (зачищенного грунта):

  • огород: 21 кв.м. Площадь огородного участка, приходящаяся на одного воспитанника: 0.26 кв.м.
  • цветники: 97 кв.м. Площадь цветников, приходящаяся на одного воспитанника: 1,2 4кв.м.

 

9.Количество видов цветочных растений: 54 шт.

10.Наличие декоративных элементов цветников:

  • альпийская горка (лекарственные растения)– 1 шт. цветочная -1 шт.
  • газон - 6 шт.,
  • клумба – 6 шт.

 

 11.Наличие огорода -1

12.Наличие и обустроенность экологической тропы, её протяжённость:963м.

  • карагач-клен,
  • цветник «Фантан цветов»,
  • деревня «В гостях у бабушки Полины»,
  • хлебосольный пенек,
  • животные Африки в гостях у детей ДОУ,
  • спортивный центр «Остров Сокровищ»,
  • ПДД «Веселый светофор»
  • сухие ручьи,
  • птичья столовая,
  • метеостанция,
  • сказки грибной полянки,
  • цветник «Мамина радость»,
  • цветник «Вальс цветов»,
  • цветник «Цветочная азбука»,
  • в гостя у доктора Айболита,
  • цветник и зона «Фантазии насекомых»,
  • живая изгородь,
  • перебери мусор,
  • веселый огород.

 

13.Проведено опытов по растениеводству (количество): 25 опытов.
Темы опытов:

Выращивание овощной рассады:

  • томатов, огурцов, перца;
  • рассады на зелень: лук, петрушка, укроп, щавеля.

Посадка семян разными способами.

  • моркови, свеклы, редиса, картофеля.

Выращивание рассады цветов – однолетников:

  • петуния, портулак, бархатцы, астры. 

Посадка и выращивание семян:

  • злаковых, бобовых, масляничных культур.

 

 

14.Зелёное оформление групп, кабинетов и других помещений детского сада:
-площадь детского сада: 1912 кв.м.
-количество растений зелёных интерьеров: 5
-количество растений, приходящихся на 1 кв.м площади детского сада: 0,06 шт.

15.Наличие проекта озеленения ДОУ и состояние его использования:                        проект  «Цветочный островок детства» находится в стадии выполнения  2016-2020 г.г.

 

 

 

План – схема

мероприятий по озеленению территории и реализации проекта   «Цветочный островок детства»
на 2016–2020 учебный год


                                                                                                                       приложение №1

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

Детский сад – это, то место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. Детский сад становится, для многих детей, практически вторым домом, и, конечно же, хочется, чтобы он был комфортным и благоустроенным как изнутри, так и снаружи.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

На протяжении нескольких лет мы работаем над экологическим проектом «Цветочный островок детства» (ландшафтный дизайн территории ДОУ)

 

 

Цель проекта: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

 

  • Проанализировать литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  • Определить систему работы с детьми, родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Формировать у дошкольников активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональное восприятие
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Выявить эффективность проделанной работы.
  • Привлечение родителей к тесному сотрудничеству

 

Для решения вышеперечисленных задач необходимо создание комфортной ландшафтной зоны  и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Вид проекта – творческий.

Сроки реализации проекта – сентябрь 2016 – август 2020г.

Участники проекта:сотрудники ДОУ, родители, дети.

 

 

Актуальность.

Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Цель: спроектировать ландшафтный дизайн ДОУ для благоустройства и декоративного оформления участков, игровых площадок, цветников, озеленения и оформления малыми игровыми формами.

 

 

 

Задачи:

  • реализовывать проект с помощью имеющихся материалов и оборудования с привлечением дополнительных материальных средств;
  • повышение качества озеленения дошкольного учреждения;
  • спроектировать ландшафтный дизайн участка детского сада с целью эффективной работы по экологическому образованию дошкольников;
  • организация развивающей среды, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов с внедрением экспериментальной работы;
  •  привлечение воспитанников и социума к работе по благоустройству и озеленению территории детского сада.

 

Объектом исследования

 территория МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п.Боровое»

 Предмет исследования

технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»

 Цель исследования:

создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини- экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

 

1.Приобретение навыков ландшафтного проектирования.

2.Привлечение к реализации проекта по ландшафтному проектированию и озеленению территории  образовательного учреждения общественных организаций- ООО «Боровое».

3.Узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов.

4.Создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

5. Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и взрослых.

6. Привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

7. Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

8. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

 

В ДОУ и вокруг него на воспитание ребенка мы считаем, что должен работать каждый квадратный метр. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений обучающихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика двора дошкольного учреждения. Разнообразный ландшафт позволит дошкольникам расширять границы возможностей. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная  территория дошкольного учреждения, воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

       

Методика и материал.

Место исследования – территория МКДОУ« Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»»

Для успешной реализации проекта необходимо:

 

Продолжить работу:

1. Составить план - схему благоустройства территории МКДОУ

    «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое».

2. Продолжить работу над проектом «Что за чудо огород».

3. Продолжить работу по организации мини – лабораторию по изучению объектов    

     окружающей среды.

4. Продолжить проект по созданию зоны отдыха.

5. Продолжить работу над проектом «Деревенька. «В гостях у бабушки Полины».

 

Организовать работу по проектам

1. Проект по оформлению малых архитектурных форм в микрозонах:

  • «Фантазии насекомых»;
  • Метеостанция;
  • лекарственные растения «В гостях у доктора Айболита» ;
  • зона отдыха « Сказки грибной полянки» ;
  • экологическая тропа «Познаю тебя мой край родной» ;
  • «Переберем мусор»;
  • «Сухие ручьи»;
  • цветник « Азбука цветов» ;
  • организация и проведение экспериментальной работы в экологической комнате.

 

Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит  от интересов  детей, родителей, сотрудников ДОУ. Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад был составлен план реализации проекта, этапы которого представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

План мероприятий по озеленению территории и реализации проекта
на 2016–2020 учебный год

 

 



п/п


Наименование мероприятия


Исполнитель


Срокиреализации

1. Подготовительный этап


1.1


Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме. 


Ответственный исполнитель проекта – 

ст. воспитатель   


октябрь 2016г. – февраль 2017г.,

 


1.2


Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы


Заведующая ДОУ
Ст. воспитатель 


ноябрь 2016г.


1.3


Разработка проекта


Заведующая ДОУ 
Ст. воспитатель 


ноябрь-февраль, 2017г.


1.4


Изучение особенностей территории ДОУ


Творческая группа


март, 2017г.


1.5


Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание плана-схемы территории;
–  цветовой фон зоны озеленения;
– подбор растений цветников, деревьев и кустарников.

- планирование работы на огороде


Творческая группа


март – май, 2017г.


1.6


Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта


Зам. заведующей по хозяйственной части 
 


февраль, 2017г.

2. Деятельностный (практический) этап

2.1

Создание инновационной площадки-опытническая лаборатория  «Экологическая комната» ДОУ


Творческая группа


ноябрь-февраль 2016г.-2017г.


2.2


Посадка семян на рассаду (цветочных и овощных культур)


Воспитатели 


Февраль – март, 2017г.

 

2.3


Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы


Зам. заведующей по хозяйственной части


апрель, 2017г.


2.4


Разбивка участков, цветников, подготовка почвы (S-97 кв.м.).


Сотрудники ДОУ


апрель, 2017г.


2.5


Закупка саженцев (лиственница-2 шт., ель – 1 шт) и посадка.


Зам. заведующей по хозяйственной части 


апрель, 2017г.


2.6


Акция «Посади свой цветок».
Посадка многолетних растений 


Воспитатель


Май-июнь 2017-2020гг.


2.7


Устройство альпийской горки  «В гостях у Айболита», посадка лекарственных трав


Воспитатели, родители, 
дети


Май-июнь 2018-2020гг.


2.8


Посадка овощных культур на огороде

( 21 кв.м.)


Воспитатели,
дети


Май-июнь 2017-2020гг.


2.9


Изготовление табличек-указателей с названиями овощных культур


Творческая группа


Июнь, 2017г.


2.10


Высаживание рассады однолетних цветов


Воспитатели,
дети, родители


Май-июнь 2017-2020гг.


2.11


Составление плана работы на экологической тропе


Ст. воспитатель

 


Май, 2017-2020гг.


2.12


Работа на экологической тропе  (по плану)


Ст. воспитатель
Педагоги ДОУ


Постоянно 


2.13


Экологические праздники:
по годовому плану и плану на летне-оздоровительный период 


педагоги ДОУ


март-август, 2017-2020гг.


2.14


Акция «Трудовой десант»: 

-  посадка семян и высадка рассады в грунт.
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
–  поливка, 
– подкормка, 
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.


Сотрудники ДОУ, родители

 

 


май-сентябрь,

2017-2020гг.


2.16


Опытно-экспериментальная деятельность


Воспитатели групп


Постоянно 


2.17


Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов  детьми в уголках природы


Воспитатели групп 

рощект


В течение всего проекта


2.18


Экскурсии по экологической тропе.


Воспитатели групп


В течение всего проекта


2.19


Занятия с детьми


Воспитатели групп


 Постоянно 

2.20

Посадка сосновых саженцев «Сказки леса» (S 100 кв. м)

Коллектив ДОУ, родители, лесхоз

2019-2020 гг.

3. Заключительный этап


3.1


Итоговая презентация:
– на сайте
– в средствах массовой информации
– участие в конкурсах


Творческая группа


Сентябрь – октябрь, 2017-2020гг. 


3.2


Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы на уровне районе и города.


Ст. воспитатель
 


Сентябрь – декабрь, 2017-2020гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – схема

инновационной площадки-опытническая лаборатория

«Экологическая комната» ДОУ

Приложение №2

 

 

Пояснение

к план – схеме мероприятий по озеленению территории и реализации проекта
на 2016–2020 учебный год

 

 

 

Все центры и зоны на территории МКДОУ нацелены на:

  • Развитие детской фантазии;
  • Формирование бережного отношения к природе;
  • Воспитание культуры поведения в естественной среде;
  • Проведения экологических и туристических игр

 

1. Центр «Фантазии насекомых»

  • высадка цветов,
  • изготовление композиционных искусственных цветов,
  • оформление паутины паука на дереве,
  • оформление ствола дерева гусеницей,
  • оформление муравейника,
  • оформление композиции «Жизнь пчелки»,
  • божьи коровка «Модные крошки – черные горошки»

Назначение:

Созданный макет предназначен для ознакомления с многообразием мира насекомых, их пользой для человека и природы, воспитание бережного отношения к природе.

 

2. «Цветочная азбука»

  • Цветник из однолетних  и многолетних цветов в форме прямоугольника со скамейкой внутри. В цветнике распланированы  мини клумбы по видам цветов, которые имеют свою букву алфавита (пример: петунья- буква «П»).

Назначение:

Знакомство с разновидностью цветов, закрепление алфавита.

Создание творческой атмосферы, обеспечение комфортного пребывания детей, родителей, сотрудников в ДОУ, трудовое воспитание дошкольников.

 

3. Центр «Лебединое озеро»

  • искусственное озеро из полиэтилена и декоративных камней;
  • фигурки лебедей
  • искусственные кувшинки

Назначение:

Создание творческой атмосферы, ознакомление с миром природы (водоем).

 

4. Центр «Деревенька. В гостях у бабушки Полины»

  • избушка
  • колодец
  • плетеная ограда
  •  мельница
  • фигурки домашних животных: поросята, коровы, овцы, утки, куры, петухи, гуси, лошадь

Назначение:

Формирование знаний о быте деревни, о способах ухода за домашними животными, трудовое воспитание, театрализованная деятельность.

 

5. Ягодник «Сладкая жизнь»

  • Кустарники: вишня, шиповник.

Назначение:

Ознакомление с миром природы, трудовое воспитание.

 

6. Лекарственные растения «В гостях у доктора Айболита»

(часть экологической тропы)

Назначение:

Собрать на отведенном участке территории ДОУ все лекарственные растения, которые растут по всей территории (мать – мачеха, подорожник, чистотел, череда, ромашка, тысячелистник, календула и др.), оформить паспорт лекарственных растений.

 

7. Зона отдыха «Сказки грибной полянки»

  • садовые фигуры сказочных героев
  • оформление разновидностей грибов (съедобные, ядовитые),
  • оформление соснового бора

Назначение:

Формирование представлений о разновидностей грибов. Формирование любви к родной природе, эстетическое воспитание, театрализованная деятельность.

 

 

8. Центр «Африканские животные в гостях у детей ДОУ»

- банановые пальмы из пластмассовых бутылок

- фигурки льва, зебры, слона, жирафа

- экскурсионная машина

Назначение:

Организация сюжетно – ролевых игр.

 

 

10. «Метеостанция»

-Разметка площадки под метеостанцию и ее оформление метеоборудованием

-Посадка растений – «предсказатели погоды»

-Солнечные часы

-Вазоны с цветами

Назначение:

Позволит проводить с детьми наблюдение за изменением погоды родного края

 

 

11. Спортивный центр «Остров Сокровищ»

Спортивная площадка

Назначение:

Проведение спортивных мероприятий на свежем воздухе.

 

12. Цветник «Фантан цветов»

Клумба в форме фонтана из однолетних цветов.

Назначение:

Эстетическое оформление участка.

 

13. Цветник «Вальс цветов»

Клумба – альпийская горка из многолетних и однолетних цветов оформленная с учетом высоты растений.

Назначение:

Эстетическое оформление участка.

 

13. Цветник «Мамина радость»

Клумба –из многолетних, однолетних и комнатных цветов оформленная с учетом их цветения.

Назначение:

Эстетическое оформление участка.

 

 

В рамках данного проекта были реализованы следующие проекты:

 

1. Проект «Экологическая тропа».

2. Проект «Что за чудо огород».

3. Проект «Сказки грибной полянки».

4.Проект «Метеостанция».

5. Проект «В гостях у доктора Айболита».

6. Проект «Жители цветочного города».

7. Проект «Фантазии насекомых».

8.Проект «Сухие ручьи».

9.Проект «Переберем мусор».

10.Проект «Цветочный островок детства»

 

 

      Данная предметная среда позволит нашим воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

 

Ожидаемые результаты:

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по темам проектов;
  • Участие 100% сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна ДОУ и нравственного воспитания детей;
  • Привлечение к благоустройству и озеленению территории 50% родителей.


          Качественные показатели:

  • В результате  реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период. 
  • Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:


Эстетическая

Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». 


Информационная

Оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях,  наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев и т.д).


Развлекательная

Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.




 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн.- ООО Аделант, 2006г.

2.Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965г.

3.Князева Т.П. Газоны – Москва ЗАО Фитон, 2001г.

4.Улейская Л.И. Вертикальное озеленение – Москва ЗАО Фитон, 2001г.

5.Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007г.

6.Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005г.

7.Марковский Ю.Б. Современный цветник –Москва ЗАО Фитон, 2001г.

8. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», июнь, 2015 г.

9. Интернет ресурсы


 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Карагач - кленовый

Яблоня дичка

Вишня (кустарник)

Сосновый мини бор «Сказки леса»

Шиповник (кустарник)

Рябина

Сирень (кустарник)

Цветник «Мамина радость»

Цветник «Фонтан цветов»

Цветник «Вальс цветов»

Цветник «Фантазии насекомых»

Лекарственные растения                       «В гостях у доктора Айболита»

«Чудо огород»

Цветник «Цветочная азбука»

Экологический уголок                             «Перебери мусор»



Предварительный просмотр:

окно

 Зона  «Животный  и растительный мир  Брединского района»

Стенд и стол для рабочей документации

Проектор, экран

Рабочие зоны  (столы) для выращивания рассады

Стол для работы по заполнению дневников наблюдения

Детский стульчик

Лаборатория

Экспериментальная зона

Зона  для размещения рабочего инструмента и цпецодежды

 Вход в экологическую комнату

Стелаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Ландшафтный дизайн прилегающей территории Центра»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о ландшафтном дизайне.Задачи:Ознакомление с основными стилями ландшафтного дизайна.Развивать логическое мышление. Формировать художественный вкус, ...

Ландшафтный дизайн территории детского сада № 10 «Аленушка» «Память о войне»

Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории дошкольного образовательного учреждения...

ПРОЕКТ «Ландшафтный дизайн территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и челове...

ПРОЕКТ «Ландшафтный дизайн территории ДОУ»

Проект "Ландшафтный дизайн территории ДОУ"...

Ландшафтный дизайн территории детского сада Номинация: «Ландшафтные элементы» Проект «Сибирские узоры»

создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников....

Проект "Ландшафтный дизайн территории детского сада "Золотой улей"

Данный проект разработан и направлен на обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагоги ДОУ, дети и их родители).        Авторы проекта...