проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Мордовия - моя малая Родина"
проект (средняя группа) на тему
Проект "Мордовия - моя малая Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mordoviya_-_moya_rodina1609.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Много есть на свете, кроме нашей страны,
всяких государств и земель, но одна у человека
родная мать, одна у него и Родина».
К. Д. Ушинский
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, дому, городу, республике. Ребенок, как картинку собирает образ малой Родины, накапливает социальный образ жизни, взаимоотношения, приобщается к национальной культуре своего народа, изучает прошлое, знакомится с известными земляками и начинает восхищаться и гордиться родным городом, республикой, страной.
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.
Цель:
Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .
Задачи
Образовательные:
- систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
- познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
- познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
- углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
- развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
- развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
- воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
- воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Сроки реализации: 1 год
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Этапы
- Подготовительный
Содержание работы:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.
3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.
Предполагаемый результат: создание проекта
- Констатирующий.
Содержание работы:
1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.
2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
4. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.
5. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.
Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
- Обучающий
Содержание работы:
1. Обобщение условий для знакомства детей с республикой Мордовией, культурой и традициями мордовского народа.
2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»
3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
4. Накопление методического материала.
5. Реализация плана работы с детьми
6. Анализ контрольного среза.
7.Сравнительный анализ
Предполагаемый результат: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
- 3аключительный
Содержание работы:
1. Проведение контрольного среза;
2.Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента;
3.Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.
Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка, уголка национальной культуры группы, участие в выставках совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечений и досугов.
План реализации проектной деятельности
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Форма проведения | Работа с родителями | Ответственный |
Сентябрь | 3 | Моя малая Родина | Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край. | Беседа. Просмотр видеофильма о Мордовии. | Анкетирование | Надькина Е.Е. |
4 | Государственные символы республики Мордовия | Познакомить детей с государственными символами республики Мордовия –гимном, флагом, гербом. | Беседа. Рисования «Флаг республика Мордовия. | Прослушивание гимна республика Мордовия на русском и мордовском языках. | Надькина Е.Е. | |
Октябрь | 1 | Саранск – столица республики Мордовия | Познакомить детей с городом Саранском как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики. | Беседа. | Экскурсия по городу Саранск | Надькина Е.Е. |
2 | Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии | Дать дошкольникам сведения о том, что народы эрзя и мокша являются коренными жителями Мордовии. Воспитывать чувство гордости за свой народ | Беседа. | Надькина Е.Е. | ||
3 | Народные промыслы Мордовии. | Познакомить детей с народными промыслами нашей республики –тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством. Вызывать чувство восхищения от творчества мордовских мастеров. | Презентация. | Надькина Е.Е. | ||
4 | Мордовские народные сказки. | Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам. | Беседа. Чтение сказки «Вирява» | Чтение мордовских народных сказок. | Надькина Е.Е. | |
Ноябрь | 1 | Герб, флаг города Саранск | Познакомить с гербом, флагом города Саранск. Продолжать воспитывать любовь к своей малой родине. | Беседа. Аппликация «Флаг города Саранск» | Надькина Е.Е. | |
2 | Мордовский национальный костюм. | Продолжать знакомить детей с элементами мордовского национального костюма; показать оригинальность, самобытность костюма. Воспитывать любовь и бережное отношение к костюму. | Презентация «Мордовский национальный костюм народа –эрзи. | Надькина Е.Е. | ||
3 | С.Д. Эрьзя – известный мордовский скульптор. | Познакомить детей с биографией известного скульптора – С. Д. Эрьзи, его творчеством. Прививать чувство гордости за своих земляков. | Беседа. Виртуальная экскурсия по музею С. Д. Эрзи.. | Посещение музея С. Д. Эрьзи в г.Саранск | Надькина Е.Е. | |
4 | Драматизация сказки «Как собака друга искала» | Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Развивать диологическую речь, творческие способности детей посредством драматизации; развивать фантазию и воображение детей; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки. | Драматизация сказки. | Чтение произведений устного народного творчества мордовского народа. | Надькина Е.Е. | |
Декабрь | 1 | Достопримечательности города Саранска | Расширить представления детей о достопримечательностях города Саранска. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. | Беседа. Просмотр видеофильма. | Надькина Е.Е. | |
2 | Мордовские народные зимние игры и забавы. | Продолжать знакомить дошкольников с зимними мордовскими народными играми и забавами. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа | Беседа. | Консультация «Мордовские народные подвижные игры» | Надькина Е.Е. | |
3 | Ф.В. Сычков – известный мордовский художник. | Познакомить детей с биографией и творчеством известного мордовского художника Ф. В. Сычкова; показать красоту и оригинальность его полотен. Воспитывать чувство уважения к произведениям художника. | Беседа. Просмотр альбома с полотнами художника. | Экскурсия в музей им. С. Д. Эрьзи на выставку картин Ф. В. Сычкова. | Надькина Е.Е. | |
4 | Путешествие по родному городу. | Расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; формировать интерес к малой Родине; продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой город. | Беседа. | Прогулка по улицам Саранска. | Надькина Е.Е. | |
Январь | 1 | Города республики Мордовия | Познакомить дошкольников с городами республики Мордовия, их достопримечательностями, формировать интерес к малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к республике Мордовия. | Беседа. | Надькина Е.Е. | |
2 | Праздники мордовского народа. Роштува. | Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия; продолжать знакомить с традициями, обрядами и праздниками мордовского народа; воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордвы. | Развлечение. | Беседа «Мордовские народные праздники» | Надькина Е.Е. | |
3 | С .М. Люлякина-известная мордовская писательница | Познакомить дошкольников с биографией и творчеством известной мордовской сказительницы и детской писательницы С.М. Люлякиной; побуждать у детей желание слушать произведения писательницы. | Беседа. Чтение произведений. | Чтение произведений С. М. Люлякиной | Надькина Е.Е. | |
Февраль | 1 | Знаменитые люди Мордовии. Кто такие чемпионы? | Познакомить детей с знаменитыми спортсменами Мордовии. Воспитывать уважение к чемпионам Мордовии по разным видам спорта, развивать речевую активность, воспитывать дружеские отношения. | Беседа. | Надькина Е.Е. | |
2 | Мордовская национальная кухня | Познакомить детей с мордовской национальной кухней, её особенностями. Воспитывать любовь и уважение к культуре мордовского народа. | Презентация. | Выставка блюд мордовской национальной кухни. | Надькина Е.Е. | |
3 | Устное народное творчество мордовского народа. Пословицы и поговорки. | Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества мордовского народа. Воспитывать любовь к произведениям мордовского фольклора. | Беседа. Чтение и обсуждение пословиц. | Создание картотеки «Мордовские пословицы и поговорки» | Надькина Е.Е. | |
4 | Экскурсия в мини-музей. | Формировать у детей представления об истории, культуре, быте мордвы; систематизировать и закреплять знания о традициях и обычаях мордовского народа; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы, воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать сообща. | Экскурсия. | Экскурсия в мордовский краеведческий музей. | Надькина Е.Е. | |
Март | 1 | Животный мир республики Мордовия | Продолжать знакомить дошкольников с животным миром Мордовии. Воспитывать бережное отношение к природе нашей малой Родины. | НОД | Консультация «Красная книга Мордовии». | Надькина Е.Е. |
2 | Мордовские народные праздники. Мастя. | Продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами мордовского народа, воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор. | Развлечение. | Надькина Е.Е. | ||
3 | Мордовские народные песни. «Ах, Ванине, Ванине». | Познакомить дошкольников с мордовскими народными детскими песнями. Воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор. | Слушание мордовских народных детских песен. | Беседа «Мордовские народные песни» | Надькина Е.Е. | |
4 | В гости к бабушке Полине. | Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа. О предметах старины. Создать эмоциональный настрой, прививать интерес к мордовской культуре. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе. Воспитывать любовь к родному краю. | НОД | Надькина Е.Е. | ||
прель | 1 | Растительный мир Мордовии | Продолжать знакомить с растительностью Мордовии. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому вокруг нас, экологическую культуру детей, чувство гордости за природу родного края. | Беседа. | Выставка рисунков « Цветы Мордовской земли» | Надькина Е.Е. |
2 | Мордовская национальная вышивка. | Познакомить дошкольников с элементами мордовской национальной вышивки. Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к культуре мордовского народа. | Беседа. Рисование элементов мордовской вышивки. | Надькина Е.Е. | ||
3 | Мордовские народные танцы. | Познакомить детей с элементами мордовских народных танцев. Развивать интерес к национальной культуре мордовского народа. | Просмотр видеофильма. Разучивание элементов мордовского танца. | Надькина Е.Е. | ||
4 | Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов. | Развивать интерес к художественно-эстетической стороне окружающего мира посредством изучения произведений мордовских поэтов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | НОД | Чтение произведений мордовских поэтов о природе. | Надькина Е.Е. | |
Май | Контрольный срез. | Надькина Е.Е. |
Литература:
- «Валдоня», региональная программа;
- Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О.В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
- Бурляева О.В., Киркина Е.Н. «Детям о Мордовии» - Саранск, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"
Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....
Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"
Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...
Статья по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомимся с малой Родиной"
Опыт работы со старшими дошкольниками. В статье описана проведённая работа с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию....
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Моя малая Родина - ХОТМЫЖСК»
Цель. Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному к...
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина»
Цель проекта: познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проекта:1. Позна...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина" (средняя группа)
занятие в средней группе...
Познавательный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя малая Родина»
Расширение и углубление знаний детей по краеведению....