Конспект занятия Животные Ямала.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Занятие по формированию лексико - грамматического строя  и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Животные Ямала».

Цель: расширить представление детей о животных Ямала. Познакомить с названиями животных, внешними признаками, обобщающим словом «животные». Ввести в словарь существительные – названия животных. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Продолжать формирование звуко – буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, связной речи. Продолжать делить слова на слоги (одно - , двух - , трёхсложные слова). Учить согласованию числительных с существительными. Продолжать формирование навыка чтения.

Оборудование: картинки с изображением животных Ямала.

Речевой материал: лось, олень, медведь, волк, выдра, горностай, лисица, песец, росомаха, рысь, соболь, белка, питаются, охотятся, гуляют, добывают, пасутся, запасают.

Ход занятия:

Организационный момент:  Сядет тот, кто назовёт животное, которое обитает на Ямале.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Блинчик. Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Чашечка. Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Маляр. Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы на натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

3. Чтение стихотворения.

«Животные Ямала».

Горностай, песец и росомаха,

Живут на Севере у нас -

Их очень дружная семья,

По тундре гуляет вместе всегда.

Ответьте на вопросы:

- О каких животных говорится в стихотворении?

- Какие животные обитают на Ямале?

4. Игра «Рассели животных».

     Дом из трёх этажей. На первый этаж поселить животных, в названии которых один слог, на второй этаж поселить животных, в названии которых два слога, на третий этаж поселить животных, в названии которых три слога.

Лось, горностай, песец, соболь, волк, лисица.

5. Физкультминутка «В тундре».

Гуляя по тундре -

Увидел я животных,

Лося, лисицу, горностая

Они все вместе собрались

Получилась огромная стая.

   Дети маршируют на месте.

6. Игра «Весёлый счёт». Образец: один лось, два лося, три лося, четыре лося, пять лосей.

Выдра, белка, соболь.

7. Пальчиковая гимнастика «Олени».

Раз, два, три, четыре, пять,          Загибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Вышли олени по тундре гулять,                                        Руки загибать в кулаки.

Гуляли, гуляли, ягель искали,

Ягель нашли, поели, и домой пошли.

8. Составить схему предложения.

Олени гуляют по тундре.

- Назвать 1 – е, 2 – е, 3 – е, 4 – е слово в предложении?

- Назвать предлог?

9. Итог занятия.

- О чём говорили на занятии?

- Какие животные обитают на Ямале?

- Что нового вы узнали на занятии?



Предварительный просмотр:

Тема: «Обитатели водных просторов Ямала».

Цель: расширить представление детей о рыбах. Познакомить с названиями рыб, внешними признаками, обобщающим словом «рыбы». Ввести в словарь существительные – названия рыб. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Закрепить предлоги «ВОЗЛЕ», «НА», «ОТ», «В». Продолжать формирование звуко – буквенного анализа, связной речи, фонематического восприятия. Продолжать делить слова на слоги (одно - , двух - , трёхсложные слова).

Оборудование: картинки с изображением рыб.

Речевой материал: ряпушка, пелядь, муксун, пыжьян, тугун, омуль, нельма, налим, язь, таймень, голец, плавать, ловить, варить, жарить, рыбалка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Послушайте стихотворение:

Есть на Ямале речка

Название ей Обь

Водится в ней рыба

Хороший здесь улов

Пойдём мы на рыбалку

Поймаем муксуна

И приготовим ужин для мамы и меня.

Ответьте на вопросы:

- Про какую речку говорится в стихотворении?

- Какая рыба обитает в реке Обь?

2. Артикуляционная гимнастика:

«Лопаточка». Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. 

«Почистим зубы». Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Заборчик». Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3. Игра «Вставь нужный предлог».

1) …. берега плавает налим.

2) …. удочку я поймала тугуна.

3) …. берега отплыл голец.

4) …. реке обитают пелядь, ряпушка.

4. Игра «Определите первый звук в словах».

Омуль, нельма, муксун, голец, налим.

5. Физкультминутка «Прогулка по берегу».

Берег реки настолько широк,

ходьба на месте

Вправо пойдешь, края не найдёшь,    

шаг вправо

Влево пойдешь, тоже не найдёшь,

шаг влево

Очень долго я гуляла, а потом совсем устала.      

ходьба на месте.

6. Игра «Раздели слова на слоги».

    Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.

Налим, ряпушка, язь, омуль, пелядь, нельма.

7. Пальчиковая гимнастика «Поход на рыбалку».

На рыбалку мы ходили

Много рыбы наловили

Я поймала – ряпушку,

Папа – тугуна,

Мама – омуля поймала,

Брат поймал большого муксуна.

Но, а младшая сестрёнка небольшого пыжьяна.

Вечером всей дружною семьёй мы отправились домой.

На каждое название рыбы загибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

8. Игра «Что можно приготовить из рыбы?». Закончи предложения.

Из налима можно приготовить ………………… (пирог).

Из муксуна можно приготовить ……………….. (строгонину, малосолку).

Из щурогайки я сварю ………………………….. (уху).

Из нельмы и омуля можно приготовить …………….. (котлеты).

9. Игра «Третий лишний». Определите, какое слово лишнее и почему?

Омуль, пескарь, пыжьян.

Налим, нельма, чебак.

10. Итог занятия.

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

- Какая рыба встречается в реке Обь?

- Что нового вы узнали на занятии?

Спасибо всем за помощь!



Предварительный просмотр:

Тема: «Наша страна. Округ ЯНАО. Город Салехард».

Цель: Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Вспомнить названия улиц, обратить внимание в честь кого и чего названы улицы. Познакомить с разнообразными народами, живущими в Ямало – ненецком автономном округе. Обогатить словарь существительными и прилагательными. Продолжать формирование мелкой моторики руки, артикуляционной моторики. Воспитывать любовь к родине, Российской Федерации, округу, городу Салехарду, своему дому, к семье, родителям.

Оборудование: картинки с изображением коренных жителей, фотографии с изображением достопримечательностей города.

Речевой материал: область, округ, Родина, Российская Федерация, президент, столица, Москва.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Ответьте на вопросы:

- В каком городе мы живём? (Мы живём в городе Салехард).

- В какой стране мы живём? (Мы живём в России).

- Как называется наш округ? (Ямало – ненецкий автономный округ).

Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем родном городе.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.

Чашка – поднять боковые края языка.

Барабанщик – постучать широким языком по небу.

3. Игра «Выбери правильный ответ и выучи его».

1. Как называется наша страна?  (Россия, Латвия).

2. Как называется наш округ (Ямало – Ненецкий Автономный Округ, Ханты – Мансийский Автономный Округ).

3. Как называется наш город, в котором мы живём? (Лабытнанги, Салехард).

4. Игра «Расскажите сами».

  1. Как называют коренных жителей? (Ненцы, Ханты).
  2. Чем они занимаются? (Рыболовством, охотой).
  3. Как называется национальная одежда? (Малица).
  1. Физкультминутка «Наш город Салехард».

В Салехарде я живу

Город наш я люблю,

Люблю по улицам гулять

И свежим воздухом дышать.

   Дети выполняют ходьбу на месте.

  1. Игра «Составь рассказ «Моя улица» по плану:

Как называется  улица, на которой ты живёшь? (Моя улица называется Свердлова).

Какая улица? (Тихая, шумная, узкая, широкая, зелёная).

Что расположено на этой улице? (Магазины, другие учреждения).

  1. Пальчиковая гимнастика «Наш двор».

Вышел я с друзьями во двор погулять,

Мы решили в игру поиграть.

Посчитали мы дома нашего двора -

Один, два, три, четыре, пять,

Продолжаем мы играть.

   Как только начинается счёт на каждую цифру загибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

  1. Игра «Скажи наоборот».

Город большой, а деревня маленькая.

В городе многоэтажные дома, а в деревне одноэтажные.

В деревне улицы узкие, а в городе широкие.

В городе высокие здания, а в деревне низкие.

  1. Игра «Что больше, что меньше?».

Что больше, Российская Федерация или Тюменская область?

Что меньше, Тюменская область или город Салехард?

Что больше, Ямало - Ненецкий автономный округ или город Салехард?

Что больше, город Салехард или город Москва?

Что меньше, Тюменская область или Ямало - Ненецкий автономный округ?

  1.  Итог занятия:

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Где мы живём?

- Как называется наш город?

Спасибо всем за помощь!



Предварительный просмотр:

Тема: «Цветы Ямала».

Цель: расширить представление детей о цветах, которые растут на Ямале. Познакомить с названиями цветов, внешними признаками, обобщающим словом «цветы». Ввести в словарь существительные – названия цветов. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Продолжать формирование связной речи. Учить согласованию числительных с существительными. Продолжать обучать составлению предложений с предложенными словами. Учить отгадывать загадки.

Оборудование: картинки с изображением цветов, которые растут на Ямале.

Речевой материал: аконит, багульник, бекмания, бодяк, буквица, василёк, грушанка, дриада, душица, диапенсия, зверобой, зубровка, клевер, лён, купальница, лилия, мята, незабудка, пушица, ромашка, седмичник, синюха северная, тмин, фиалка, цикорий, чистотел, ясколка, яснотка, ятрышник, мак.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Логопед показывает картинки с изображением цветов и называет их (буквица, василёк, грушанка, ромашка).

- Дети, как одним словом можно назвать все эти картинки? Что это?

- Цветы.

- Правильно. Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о цветах, которые растут на Ямале.

- Прежде, чем мы начнём наше занятие выполним, артикуляционную гимнастику.

II. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик». Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Чашечка». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«Лошадка». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребёнка (следить за чистотой рук).

III. Игра «Весёлый счёт» (согласование числительного с существительным).

Один пион, два пиона, три пиона, четыре пиона, пять пионов.

Ромашка …………………………………………………………..

Лилия ………………………………………………………………

IV. Игра «Жадина» (подобрать как можно больше названий цветов к местоимениям: моя, мой).

Моя …… ромашка, грушанка, буквица, лилия.

Мой …… василёк, бодяк, клевер, мак.

V. Физкультминутка «Наши алые цветки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Плавно поднимаем руки вверх.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качание руками влево – вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.

Головой качают,

Движения головой влево – вправо.

Тихо засыпают.

VI. Игра «Составь предложение из слов».

Цвет, синий, василёк (Василёк синего цвета).

Красивая, очень, ромашка (Ромашка очень красивая).

Пахучая, очень, мята (Мята очень пахучая).

VII. Пальчиковая гимнастика «Цветы».

     Поднимите руки, пальцы каждой руки собраны щепотью – это бутоны. Медленно раздвиньте пальцы. Ладони раскрываются – «цветочки распускаются».

Вот бутоны, вот цветки

Распускают лепестки.

     Попросите ребёнка самого изобразить, как утром на лугу распускаются цветы, и еще раз прочитайте стишок. Покажите ребёнку самый яркий и большой распускающийся цветок. Сложите две ладони, слегка округлив пальцы, - это бутон. Постепенно раздвигайте пальцы и раскрывайте ладони, оставляя их соединёнными лишь на уровне запястья, - «цветок» распускается.

Вот ещё один цветок

Смотрит прямо на восток.

К солнцу раскрывается.

Утру улыбается.

     Попросите ребёнка изобразить ладошками самый большой цветок.

VIII. Игра «Опиши цветок» (подберите признаки).

Василёк (какой?) - ………………………………;

Мак (какой?) - ……………………………………;

Лилия (какая?) - …………………………………..;

Одуванчик (какой?) - ……………………………..;

Пион (какой?) - ……………………………………

IX. Отгадайте загадки и найдите картинку - отгадку.

  1. Шёл я лугом по тропинке,

     Видел солнце на травинке.

     Но совсем не горячи

     Солнца белые лучи.

                  (Ромашка).

  1. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

            (Одуванчик).

  1. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый.

               (Василёк).

X. Итог занятия.

- О чём говорили на занятии?

- Какие цветы растут на Ямале?

- Что нового вы узнали на занятии?

 



Предварительный просмотр:

Тема:  «Ягодные россыпи Ямала».

Цель: Расширить представление детей о ягодах. Познакомить с названиями ягод, внешними признаками, обобщающим словом «ягоды». Ввести в словарь существительные – названия ягод. Закрепить предлоги «ПОД»,  «ИЗ - ПОД», «ОКОЛО». Развивать высшие психические функции. Совершенствовать навык чтения. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Продолжать делить слова на слоги (одно - , двух - , трёхсложные слова). Развивать связную речь.

Оборудование: картинки с изображением ягод.

Речевой материал: брусника, водяника, голубика,  костяника, можжевельник, морошка, рябина, толокнянка, черника, варить, замораживать, сахарить, кушать, собирать.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Беседа о ягодах:

Как одним словом можно назвать бруснику, клюкву, ежевику, костянику, морошку, голубику?

Где они растут?

Какого цвета? Какой формы?

Что можно приготовить из ягод?

  1. Артикуляционная гимнастика:

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.

Чашка – поднять боковые края языка.

Барабанщик – постучать широким языком по небу.

  1. Игра «Зимние запасы».

Что можно приготовить из голубики? Из голубики я сварю компот.

Что можно приготовить из черники? Из черники я приготовлю джем.

Что можно приготовить из морошки? Из морошки я сварю варенье.

Что можно приготовить из голубики? Из голубики можно сварить варенье и компот.

  1. Игра «Волшебная ромашка».

       На лепестках ромашки напечатаны слова с названиями ягод,  слова нужно прочитать и найти соответствующую картинку. Разделить слова на слоги.

  1. Физкультминутка «Прогулка по тундре».

Дружно в тундру мы пойдём,                                        марш на месте

Там мы ягоды найдём

Шаг вперёд морошку видим                                          шаг вперёд                       

Шаг назад брусника там                                                 шаг назад

Влево чуть отошли можжевельник, нашли                 шаг влево

Вправо пойдём голубику найдём                                 шаг назад

И вернёмся мы обратно                                                 марш на месте

По тундре погулять приятно!

  1. Игра «Четвёртый лишний».

Какая картинка лишняя и почему?

http://gublibrary.ru/pub/yagody_yamala/golubika1.jpghttp://gublibrary.ru/pub/yagody_yamala/Moroshka1.jpghttp://gublibrary.ru/pub/yagody_yamala/Brusnika1.jpgРябина обыкновенная / Ягоды Ямала / Губкинская ЦБС

  1. Пальчиковая игра «Сбор ягод».

Люблю я осенью по тундре гулять,

Ягоды вкусные люблю собирать,

В ней растёт брусника, голубики куст,

Вижу можжевельник к нему я наклонюсь.

Дальше за кустом увидел я морошку,

А теперь чернику осталось мне найти.

И с полною корзиной домой пойти.

    На каждое название ягоды загибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

  1. Игра «Где могут прятаться ягоды».

Продолжи предложения с предлогами  «ПОД»,  «ИЗ - ПОД», «ОКОЛО».

Брусника может расти  ОКОЛО ………………………………………………….;

Ягоды голубики спрятались  ПОД………………………………………………..;

Ягоды морошки выглядывают  ИЗ – ПОД ……………………………………….;

  1. Составление описательного рассказа.Клюква (ненецкое название – харё нгодя)  / Ягоды  Ямала / Губкинская ЦБС
  1. Что это за ягода?
  2. Где она растёт?
  3. Какого цвета? Какой формы?
  4. Какая она на вкус?
  5. Что из неё можно приготовить?
  1. Итог занятия:

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- В какое время года можно собирать урожай ягод?

Спасибо всем за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

Конспект занятия "Животные" с использованием ТСО

Конспект занятия по окружающему с использование ТСО и ЭВМ...

конспект занятия животные

На занятии дети вспоминают животных по-английски,тем самым помогая главному герою с заданиями....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект занятия Птицы Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....

Конспект занятия Цветы Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....