Конспект занятия Птицы Ямала.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_zanyatiya_ptitsy_yamala.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы Ямала».

Цель: расширить представление детей о птицах, обитающих на Севере. Познакомить с названиями птиц, внешними признаками, обобщающим словом «птицы». Ввести в словарь существительные – названия птиц. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Продолжать формирование звуко – буквенного анализа, лексико – грамматических средств, связной речи, фонематического восприятия. Продолжать делить слова на слоги (одно - , двух - , трёхсложные слова).

Оборудование: картинки с изображением птиц.

Речевой материал: бекас, чечётка, варакушка, веретенник малый, гагара, гага, галстучник, гаршнеп, гуменник, дербник, дупель, камнешарка, зимняк, кедровка, крачка, луток, мородунка, морянка, пискулька, поморник, стерх, пуночка, фифи, турпан, скопа, свиязь, грач, ворона, воробей, синица, снегирь.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Что за птица угадайте

Букву в слове поменяйте

В слове «врач» вы опустите букву «В»

А поставьте букву «Г».

Что за птица угадали?    (Грач).

- Грач.

- Правильно.

- Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, которые живут на Ямале.

Показ картинок и знакомство с названиями птиц. А сейчас давайте покажем, как мы умеем играть с язычком.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Лопаточка». Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Чистим зубы». Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке.

Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье». Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкий передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

3. Игра «Составь предложение по картинке». Дети самостоятельно составляют предложение.

Образец: Морянка обитает в водоёмах.

Пискулька живёт в тундре.

Фифи очень маленькая птица.

У бекаса очень длинный клюв.

4. Разделите слова на слоги. Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в заданном слове.

Гагара, дупель, крохаль, пуночка, турпан.

5. Физкультминутка «Мир птиц».

Люблю гулять я в тундре -

Там много разных птиц

В ней можно встретить пуночку, песчанку и фифи.

Дети выполняют ходьбу на месте.

6. Игра «Один – много».

Одна варакушка – много …… варакушек.

Один гуменник – много ……… гуменников.

Одна мородунка – много …… мородунок.

Одна морянка – много …….. морянок.

Один стерх – много ….. стерхов.

Одна чечетка – много ….. чечёток.

7. Пальчиковая гимнастика «Птицы Ямала».

Будем пальцы загибать,

Будем птиц считать.

Первый палец – песчанка,

Второй палец – морянка,

Третий палец – пискулька,

Четвёртый палец – луток,

Пятый палец – варакушка.

Пальцы скорей разгибай и птиц называй.

Дети на каждое название птицы загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца.

8. Игра «Определите первый звук в словах».

Гага, кряква, ржанка, стерх.

9. Игра «Найдите лишнее слово». Определите, какое слово лишнее и почему?

Морянка, налим, пуночка.

Стерх, грач, пыжьян.

Нельма, гагара, гуменник.

10. Итог занятия.

- О чём мы говорили на занятии?

- Какие птицы живут на Ямале?

- Что нового вы узнали на занятии?

Спасибо всем за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия Животные Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя  и связной речи....

Конспект занятия Цветы Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...