Работа по краеведению в старшей группе
проект (старшая группа) на тему

Романова Екатерина Евгеньевна

Работа по краеведению в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya_romanova.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Екатерина Евгеньевна,

Детский сад «Алёнушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка – Детский сад «Светлячок»

воспитатель

Актуальность темы

      Понимание культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему необходимо развивать с дошкольного возраста. Изучение родного края, уважение и почтение его истории, играют огромную роль в становлении личности ребёнка.  В современном мире, дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Значение работы по краеведению  трудно переоценить.  Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости, а самое главное, воспитываем  человека с высокой социальной ответственностью, то есть достойного сына своей страны.


Обращение к трудам учёных

      Знаменитый академик Д.С. Лихачёв, пропагандист нравственности и духовности, к  трудам которого мне посчастливилось обратиться, подметил: Краеведение – это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие учёные и дошкольники. Также в своей работе я опираюсь на статьи известных тюменских краеведов Владимира Калининского и Александра Петрушина, которые много лет занимаются изучением старой Тюмени и близлежайших городов, и Елены Петровны Ермачковой, которая является автором «Летописи земли Заводоуковской».

Основные проблемы. Механизмы реализации.

      В настоящее время, рост научно – технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности, потребность в изучении истории своего родного края. Пообщавшись с детьми и родителями на данную тему, проведя анкетирование и проанализировав данные, я пришла к выводу, что необходимо усилить работу в данном направлении и наполнить её новым содержанием. На мой взгляд, решением данной проблемы могло быть использование квест – технологий в образователной деятельности с детьми. Квест  - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с разными персонажами, решать проблемные ситуации. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, команда получает подсказку к выполнению следующего, что повышает мотивацию к познанию и исследованию.

      Все мы знаем, что дошкольное образование Заводоуковского городского округа работает над сетевым проектом «Город, в котором мы живём», и поэтому все мы реализуем единую задачу по воспитанию нравственно – патриотических ценностей. Но перед тем, как заступить на этот долгосрочный проект, немаловажным было и для педагогов освежить свои знания в области краеведения. Администрацией нашего детского сада было предложено педагогам выехать на базу отдыха Акватория в посёлок Сосновка, где нас разбили на команды, чётко проинструктировали и дали старт началу квеста. Каждая команда должна была пройти 5 станций, где нас ждали самые необычные и интересные задания, связанные с историей нашего края. Безусловно, это благотворно повлияло на наш педагогический уровень.

       Для детей мной был разработан и подготовлен  квест «По знакомым тропинкам города», где дети в игровой форме познакомились с флагом и гербом родного города, имели возможность сравнить и найти отличия от государственных символов, познакомились с Заимкой купцов Колмаковых и узнали о тонкостях их производства, а также, почему американский путешественник Джордж Кеннан, побывав в гостях у Колмаковых, был немало удивлён. Дети узнали, как выглядели знакомые им места много лет назад и как изменился город с начала его основания.

      Так же мы поддерживем и не теряем связь с краеведческим музеем нашего города, сотрудниками которого был предложен свой образовательный квест, в ходе которого дети познакомились с предметами старинного быта, со старинными монетами, а также узнали историю реки нашего города, откуда она берёт свои истоки, а в конце мы все вместе нашли клад и получили почётное звание кладоискатели.

     Особое внимание я уделяю связи с родителями, так как они являются полноценными участниками педагогического процесса, то им просто необходимо быть в курсе, быть в теме, и поэтому родительскую встречу я запланировала также в форме квеста. Я пригласила родителей в субботу, мы поделили их на команды, и они выполняли задания, связанные с историей нашего города.

Полученный результ

      Использование квест – технологий в работе с детьми показало, насколько эффективнее может строиться образовательный процесс. Ведь грамотно выстроенный квест является не только способом развлечения и приятного времяпрепровождения, но и несёт реальную практическую пользу ребёнку.     Помимо конкретной задачи, которую ребёнок решает, проходя испытания, квест в значительной степени способствует тренировке и развитию многих личностных качеств: инициативность, спокойствие, терпимость, лидерские задатки, общение со всеми членами команды, ведь если диалога не будет, то игра обречена на провал. Благодаря новой форме работы, у детей появилось желание узнавать свой край, свою историю, своих предков, а это самое главное для педагога.

Перспективы решения проблемы:

       В перспективе я планирую составить общий квест для детей и для родителей, который будет способствовать открытию новых знаний о своём родном крае, ведь столько для нас остаётся неопознанным, неизученным,  а проходить квест вместе с мамой и папой и получить новые знания для ребёнка будет особенно ценно для его личного поискового опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы по краеведению для старшей группы

В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....

«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе

В канун 400-летия нашего города мы с детьми и родителями решили воплотить в жинь, созданный совместно проект. И вот, что из этого получилось....

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Занятие по краеведению в старшей группе "Весёлые ложки"

Цель:Ø Познакомит детей с деревянными ложками;Ø Активизировать познавательную деятельность ( познакомить с приёмом изготовления деревянной ложки);Ø Активизировать словарь ( «ложкарь», «ложечник», «чер...

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Перспективный план работы по краеведению в старшей группе

Перспективный план работы на год по теме "КРАЕВЕДЕНИЕ"...


 

Комментарии

Сухарева Светлана Александровна

yesДаёшь квестов - много и разных! И это так интересно!