Интегрированная игра-викторина по краеведению в старшей группе «Край в котором мы живем».
материал (старшая группа) на тему

Федюкова Ирина Федоровна

 - Закрепить знания государственных символов (страны и родного края);

 - Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, повысить уровень развития детей;

- Расширять представление о родном крае;
- Воспитывать чувство любви и гордости к своей стране, к родному краю;

- Формировать бережное, заботливое отношение к природе, обращать внимание на ее красоту;

 - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotorom_my_zhivem.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная игра-викторина по краеведению в старшей группе

 «Край в котором мы живем».

.

Цель:  Воспитывать любовь к малой Родине, Отечеству.

Программные задачи:

 - Закрепить знания государственных символов (страны и родного края);

 - Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, повысить уровень развития детей;

- Расширять представление о родном крае;
- Воспитывать чувство любви и гордости к своей стране, к родному краю;

- Формировать бережное, заботливое отношение к природе, обращать внимание на ее красоту;

 - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа: проектная деятельность, беседы о достопримечательностях родного края, памятных местах, экскурсия к памятнику Я.И. Баляева, парк «Боевой Славы», наблюдения за природой, рисование и аппликация флага России и герба г.Таштагола, изготовление фотоальбомов «Знакомимся с родным городом», «Наша Родина», создание мини-музея «Горная Шория – Родина моя», фотовыставка «Природа нашего края», выставки рисунков и поделок на тему природы.

Материалы: эмблемы команд, медали, доска, фотографии достопримечательностей города, картинки с изображением животных, мяч, экологические - природоохранные знаки, ИКТ, грамоты и магнитики.

Ход занятия.

 Организационный момент.

Деление детей на команды. Определить названия и капитанов команд.

(«Звездочки»«Ракеты»).

Объяснение правил игры – викторины.

Ведущий: -  Мы поговорим о нашей стране, о нашем крае, о нашем городе. Мы проведем викторину, где я буду задавать вопросы командам по очереди, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать по цветочку. В конце викторины мы подведем итоги - посчитаем все цветочки и узнаем, какая команда больше знает о нашем родном городе, о нашем крае. Команда у кого больше букет побеждает.

Ну, а за подсчетом бонусов я попрошу следить наше жюри.

Воспитатель задает детям вопросы :

- Ребята!   Как называется наша страна? (Россия)

- У каждого государства, края,  есть свой флаг. Сейчас мы узнаем, знают ли команды флаг России и Кузбасса.

I.часть.  Мой город, моя страна. Каждой команде показывается четыре различных флага. Детям необходимо определить флаг России и Кузбасский флаг; герб.

ИКТ. (Слайды)    Найти:

А)   Флаг России – 1 команда «Звездочки»

       Флаг Кузбасса – 2 команда «Солнышко»

Б)   Герб Таштагола – 1 команда «Звездочки»

       Герб России     -   2 команда «Солнышко»

- команда «Звездочки» - Как называется край в котором мы живем? (Горная Шория).

- команда «Солнышко» -  Назовите столицу Горной Шории? ( г. Таштагол).
- команда «Звездочки - "Что такое "малая Родина?" ( Место, где мы родились, живем.Для нас малая Родина - это город Таштагол, край Горная Шория).

 - команда «Солнышко» - В нашем городе живут много людей. Все мы называемся жителями города. Жителей разных городов называют по-разному, например, в Москве - москвичи, в Кемерово - кемеровчане, а в Таштаголе? (Таштагольцы).

 - команда «Звездочки»  - Назовите коренных жителей Таштагольского района? ( Шорцы).

 - команда «Солнышко» -  Люди какой еще национальности   проживают в нашем городе?    (Русские)

 Конкурс капитанов. Прошу подойти капитанов.

В каждом городе, обязательно есть какие – то памятные места, достопримечательности. Наш город не исключение. Перед вами на столе разложены карточки с изображением памятных мест и мест отдыха нашего города. Капитаны каждой из команд должны будут выбрать карточку и определить, что за достопримечательность города на ней изображена.

Игра  «Четвертый лишний» (Назови достопримечательность). ( Картинки, фото )

Вед. -  В каждом городе есть улицы. Сейчас мы узнаем знают ли игроки команд свой домашний адрес.

Игра с мячом «Назови свой домашний адрес»

Правила игры: Ведущий бросает мяч детям, кому бросили тот называет, из каждой команды по 5 детей.

Музыкальная пауза.

Дети рассказывают стихи про Таштагол.

Гордимся тобою, наш город,

И вместе с тобою растем!

А песню свою мы еще для тебя!

Пропоем!

Дети исполняют песню «Горная Шория

II.часть:  Родная природа Горной Шории.

Ведущий: - Во второй части нашей игры мы проверим, а знаете ли вы природу родного края. Мы живем с вами в крае, где очень богатая и красивая природа.

 Игра «Четвертый лишний» ( ИКТ)

Командам необходимо определить какое животное не обитает в Горной Шории. Перед вами картинки с животными. Какое животное  лишнее?

 команда «Звездочки»: лиса, заяц, волк, белый медведь

 команда «Солнышко»: медведь, белка, еж, лев.

Дети рассказывают стихи про животных Горной Шории.

- Ребята!  Как называется наш лес? (Тайга)

- А какие же птицы живут в нашей тайге мы узнаем с помощью загадок. (слайды.)

 Конкурс загадок.

Отгадайте загадки:

  1. Кедровые орешки добывает ловко

      И зовут ее ... (кедровкой).

2.   Что за птица

      Мороза не боится?

      Хоть снега лежат везде,

      У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)

3.  Догадайтесь, что за птица:

    Ночью ей совсем не спится,

    Не поможет сон-трава,

    Только днем заснет... (сова)

4.  Птица пестрая стрекочет,

    Замолчать на миг не хочет.

    С ней у нас одна морока.

    Птицу как зовут?

                             (Сорока)

5.   Хоть я не молоток —
    По дереву стучу:
    В нем каждый уголок
    Обследовать хочу.
    Хожу я в шапке красной
    И акробат прекрасный.
                                 (Дятел)

6.   Птица хищная с ушами
     Громко ухает ночами.
                          (Филин)

7.  В лесу на ветке она сидит,
    Одно «ку-ку» она твердит,
    Года она нам всем считает,
    Птенцов своих она теряет.
                                 (Кукушка)

8.  У него хороший слух,
    Но когда токует, — глух!
    Можно даже, говорят,
    Взять руками … (Глухаря)

Вед.:  - Очень красива и прекрасна наша природа, много рек течет в Горной Шории. (Слайды)

-Ребята, назовите реки Горной Шории?  (Кондома, Мрассу,Пызас,Кабырза)

Ведущий: - В реках и озерах края обитает большое количество разных рыб. Я буду загадывать вам загадки, а вы угадаете, кто живет в водоемах нашего края. (Слайды)

1.У коряг, травой поросших,

Там, де пенится река,

Я люблю ловить рыбешек,

На два уса-червяка. (Сом)

2.Берегись, плотва, уклейка,-

В речке хитрая злодейка!

Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

На охоту вышла …(щука).

3.Он сибирский крупный хищник,
Может заглотать булыжник.
С ним редкий справится спортсмен...
Как силача зовут? ...(Таймень).

5.    Сухая вкусная рыбёшка,
Её любят кот и кошка.
Его не выпустит рыбак…
Как зовётся он? ...(Чебак)

6.Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь...
Как все зовут его? ...(Пескарь)

7.От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Подскажите, кто? ...(Карась)

Игра « Отгадай загадку» (загадки по командам)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.  (Лес)

Ведущий: - В нашем крае огромное количество разных растений деревьев, кустарников, цветов; животных, птиц, одним словом природа, которую нужно оберегать.

- А сейчас мы в лес пойдем грибы, шишки соберем. А по дороге встретим природоохранные знаки, их нужно будет назвать, чтобы продолжить путь.

Музыкальная пауза.  (Музыкальная разминка с детьми «По весенним дорожкам»)               

Экологическая игра «Природоохранные знаки»

Ход игры: Команды идут в противоположном направлении собирая шишки, грибы. Команды встречают на пути знаки и дети по очереди называют какой  экологический знаки.

Дети читают стихи

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем

Никогда!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом!

Прекрасна, прекрасна

Родная земля.

Прекраснее мне не найти

Никогда!

Зеленые долы, леса и поля,

И синяя в море вода.

                              В. Берестов

 «Давайте вместе»

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду

Мы забываем, то она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая,

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

         ***

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Песня «Весенняя» ( Слайды Природа)

Вед: - На этом наша игра – викторина « Край в котором мы живем»   подошла к концу. Подведем итоги.

Слово жюри: -  Обе команды молодцы! Набрали огромные букеты цветов, а значит, победила – дружба.

Награждение: вручение грамот командам.

- Примите на память о нашей викторине магнитики с изображением  достопримечательности   «Золотая Шория»

Приложение

Стихи  о городе Таштаголе, о природе Горной Шории.

Возле речки, между гор
Расположен Таштагол.
Городок наш не большой,
Окружен он красотой.


В центре горная река
По названью Кондома.
Порыбачить мне не лень
И поймается таймень.
Горный воздух очень чист,
Ведь не зря спешит турист -
Красотой полюбоваться 
И на лыжах покататься,


А весною вся земля,
Расцветают все поля -
Кандыками, огоньками
Залюбуешься глядя.


Не смотря на климат здешний,
Где найдешь людей чудесней?
С добротою, хлебом-солью
Встретят летом и зимою.


Здесь живут сибиряки,
В основном то, горняки,
А народ он не простой,
День и ночь идет в забой,
Ведь не зря наш край родной
Славится так красотой
И объехав целый свет
Лучше в мире места нет!

Шория золотая

Шория одна,

Но разная такая

В ней сила, мощь земная,

То грусть-печаль без края.

Ее тайга державная
Хозяйка полноправная.

В ней кедры крепкоствольные

Мечты в нас будят вольные.

Ввысь горы устремляются,

Они небес касаются

Вершинами могучими,

Играя с ветром тучами.

                                           Цветы «Кандыки»

Только снег чуть сойдет у апрельской реки,

На холодных проталинах черной тайги

Расцветают алея, весной кандыки,

Из глубин древней Шории цвет-кандыки.

Апшак (медведь).

Зверь в развалку ходит важный,

Величавый и отважный.

Ну и пусть, что косолапый,

Гнет деревья мощной лапой

Он у шорцев с давних пор

Наречен «Хозяин гор».

Грозно властвует веками

Меж лесами над зверями,

Зверь хозяйствует в тайге

Нет умней его нигде.

Вся тайга – очаг и дом.

И весь мир его-кругом.

Не судите о нем строго

У него есть дом берлога.

Сыын (олень).

Обитателю горных вершин

Шорцы дали название «сыын»

Сыын рожден благородным оленем

И не схож с неуклюжим тюленем,

Покоритель хребтов и вершин

Избегает невзрачных низин,

Он изящен, рогами-ветвями

Украшает жизнь под небесами.

Ус (читается юс, рысь).

Звать по-шорски зверя «ус»

Очень я ее боюсь.

С ней знакомиться пора:

«Ус», как молния быстра

Ушки с кисточкой торчком.

Каждый шорох ей знаком.

Прячется она в ветвях,

Вызывая в людях страх.

Грациозна. Осторожна.

Перепутать с кошкой можно.

Ей не скажешь: «кошка. брысь!

«Ус» не кошка – это рысь.

Тиинь (белка).

Вам поведать о зверушке,

Что живет в дупле избушке?

В той избушке тихо, сухо,

Не тревожит вьюга слуха.

В ней зимует зверь вдвоем

И порой даже втроем:

Одному в морозы-стужу

Выживать гораздо хуже.

Он встречался вам не раз-

Акробат и верхолаз!

Тиинь, жизнь свою спасая,

С кедра на кедрлетает,

Балансируя хвостом,

Словно летчик – ас рулем.

Запасает вперемешку

Шишки, семечки, орешки.

Ведь зима всегда сурова

Если нет запасов крова.

Тулгу ( лиса).

Отгадайте, дети сами

По тайге пылает пламя,

Пламя быстрое, живое,

Огоньково - золотое.

Сзади пламени есть хвост,

Пышный, длинный, ох не прост!

Что еще сказать могу?

Имя шорское «Тулгу».

Эта модница лесная,

Вся пушистая такая.

До чего ж она красива

Так изящна просто диво!

Правда любит воровать

И хвостом след заметать.

Поре (волк).

Мой рассказ о звере поре,

В сказках он со всеми  ссоре.

Я ж скажу то поре – хищник,

Не простой, стратег – отличник!

Молчаливый, большелобый,

У него и взгляд особый.

Взглянет и пронзит стрелой,

Взор дремучий, дышит мглой

Зверь расчетливый и умный,

Сторонится своры шумной

Хоть похож чуть на собаку,

Не подаст вам просто лапу.

Сей (глухарь)

Величавый, краснобровый,

Он токует парень бравый,

Плавно кружится по кругу

И поет, зовет подругу.

Обо всем забыв на свете,

Воспевает жизнь он дети!

Он у шорцев радость – случай!

Ведь селей из птиц – есть лучший.

Верят в птицу. И незря-

В птицу счастья – глухаря.

Таскачак (сова).

Только день уйдет едва

Только мгла войдет в права,

Выйдет в ночь, пугая мрак,

На охоту таскачак.

Эти птицы всех мастей:

И с ушами, без ушей.

Селится она в лесах

В старых замках и степях.

Шарыткаш (кузнечик)

Не для игр и забав

Меж цветов, душистых трав

Обитает шарыткаш

Отгадайте, кто друг наш?

Его все знают

И конечно уважают:

В кузнице все что-то точит,

Меж листвы, трудясь, стрекочет

Работящий шарыткаш

Добрый друг, кузнечик наш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим. Тема: «Курганинск – город, в котором я живу»

Это занятие было разработано мной для детей подготовительной группы для расширения представления детей о родном городе, для знакомства с гербом с историей образования города.Воспитывать  любовь к...

ООД в подготовительной группе по краеведению «Дорог сердцу моему, край в котором я живу»

ООД в подготовительной группе по краеведению «Дорог сердцу моему, край в котором я живу»...

Проект по краеведению в старшей группе "Край, в котором мы живем"

Знакомство детей с родным краем с культурными, национальными, природными особенностями формирует черты характера, которые помогут ребятам стать патриотами и гражданами своей Родины....

Проект по краеведению в старшей группе "Край, в котором мы живём"

Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гра...

Инновационная деятельность.Интегрированные мероприятия нравственно-эстетического развития детей средней группы. «Дом, в котором я живу»

Интегрированные мероприятиянравственно-эстетического развитиядетей средней группы.«Дом, в котором я живу»...

Конспект занятия для детей старшей группы "Край, в котором мы живём"

С целью ознакомления детей с родным краем - Кузбассом составлен конспект занятия "Край, в котором мы живем", создана слайдовая презентация...