Проект "Люби и знай родной наш край"
проект на тему
Использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 394.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №158 «Рябинушка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
ПРОЕКТ
«Люби и знай родной наш край»
(старший дошкольный возраст)
Разработали:
заведующий Сославина И.А. старший воспитатель Мартынова Т.Ю.
воспитатель Шарафутдинова Э.С.
МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары
г. Чебоксары 2018
Мы живем на Чувашской земле, поэтому чтим чувашское культурное наследие. Изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего».
Процесс приобщения к чувашскому языку в детском саду призван не только обеспечить детей возможностью овладения ещё одним способом общения, он должен ввести детей в мир культуры чувашского народа. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности приобщения к изучению чувашского языка через познавательное развитие.
Город Чебоксары исторически сложился как центр Чувашской Республики. Здесь проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. Овладевая родным языком, ребенок учится понимать свою принадлежность и оценивать роль родной культуры в мире.
Обучение чувашскому языку в детском саду направлено на развитие способностей детей дошкольного возраста к общению. «Программа образования ребенка - дошкольника» предусматривает обучение детей чувашскому языку дошкольного возраста как необходимое условие формирование продуктивного чувашско – русского билингвизма (двуязычие) ведущее средство полноценной реализации закона «О языках в Чувашской Республике». Реализация главной цели обучения чувашскому языку в детском саду связана с расширением общеобразовательного кругозора дошкольников. Наполнение содержания обучения информацией о Чувашской Республике последовательная опора на социокультурный и речевой опыт в родном языке, и сопоставление этого опыта с приобретенным в совместной деятельности с педагогами и родителями. [3]
Детский сад, семья, окружающая микросреда оказывает сильное влияния на ребенка в плане формирования интереса, уважения к своему народу, к месту, где он вырос. [1]
В нашем детском саду большую часть контингента составляют русскоязычные дети. Проанализировав анкетирование, проводимое с родителями воспитанников ДОУ, выявили утрату в чувашских семьях самоценности родного языком. Дети из многих чувашских семей не владеют чувашским языком, так как дома члены семьи общаются на русском языке между собой и с детьми. Недостаточная педагогическая культура родителей не позволяет обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре и чувашскому языку. Поэтому был создан проект «Люби и знай родной наш край». Предложенные нами познавательные маршруты для родителей и детей помогут в изучении культурного наследия чувашского народа и усвоении чувашского языка.
Цель проекта: использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.
Задачи:
- привлечение ресурсов городской среды и семей дошкольников к изучению чувашского языка через познавательное развитие;
- приобщение к историческим, культурным, национальным памятникам;
- вовлечение детей в активный исследовательский поиск;
- формирование интереса к настоящему и прошлому, умения видеть историю вокруг себя;
- формирование чувства патриотизма, нравственности, духовности;
- усваивание опыта социальных взаимоотношений;
- повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к обучению детей чувашскому языку через историю родного края.
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители воспитанников;
- воспитатель группы;
- старший воспитатель;
- руководитель ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- сформируется у детей интерес и положительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, истории родного края;
- осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу; понимании важности изучения чувашского языка
- сформируется чувства патриотизма, нравственности, духовности;
- повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к обучению детей чувашскому языку через историю родного края;
- повысится профессиональная компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине;
План реализации проекта
Форма организации работы | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Наглядная информация по реализации проекта «Люби и знай родной наш край» Образовательный маршрут 1 маршрут «Старт». Знакомство с образовательными маршрутами. | ||
Октябрь | Образовательный маршрут 2 - «Путешествие по карте Чувашской Республики». -Рисование «Лист дуба» | -Составление презентации : «Города Чувашии», «Реки Чувашии» -Дидактическая игра «Гербы городов Чувашии» | Образовательный маршрут 2 - «Путешествие по карте Чувашской Республики». -Рисование «Лист дуба» |
Ноябрь | Образовательный маршрут 3 «Проспекты городов Чувашии» | Составление презентации: «Проспекты города Чебоксары», «Проспекты городов Чувашии» | Образовательный маршрут 3 «Семейный выходной» Выход на проспекты г. Чебоксары |
Декабрь | Образовательный маршрут 3 «Проспект Тракторостроителей» -Выставка художественного творчества «Я на проспекте Тракторостроителей» | Составление презентации «Проспекты города Чебоксары» | «Семейный выходной» Выход на проспект Тракторостроителей. |
Январь | Образовательный маршрут 3 Экскурсия к заводу ОАО "Промтрактор" | Строительство тракторного завода-гиганта началось в Чебоксарах 12 января 1972 года.(история) | |
февраль | Экскурсия в «Музей истории тракторов» | ||
Март | Образовательный маршрут 4 «Выдающиеся люди» Возложение цветов к пямятнику И.Я. Яковлева, С.Н.Федорова | Организация фотовыставки «Памятники выдающихся людей» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ | |
Апрель | Образовательный маршрут 4 День космонавтики Экскурсия к памятнику А. Николаева | Организация экскурсии к памятнику А. Николаева | Фотоотчет для родителей об экскурсии на сайте ДОУ |
Май | Экскурсия в Парк Победы. Возложение цветов к Вечному огню. | ||
Июнь | Экскурсия в Чувашский национальный музе | ||
Июль | «Сердцу милый уголок», фотовыставка о родном чувашском крае | Оформление выставки творческих работ«Край родной» | Участие в выставки творческих работ«Край родной» |
Август | День города Чебоксары (1469 г. «Мой город» Конкурс творческих работ | Отчет по реализации проекта «Люби и знай родной наш край»
| Организация фотовыставки «Мой город» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ |
Маршрут 5 «Финиш» Квест – игра «Знатоки родного края» совместное мероприятие с родителями и детьми. |
Приложение 1
Маршрут: «Люби и знай родной наш край»
Дорогие родители! Проходя этот маршрут, вы сможете вместе с детьми попутешествовать по карте нашей республики и выяснить, сколько городов, их название, определить, когда они были основаны, узнать, что отражает герб города, какие основные реки протекаю. Во время путешествия по маршрутам возьмете для себя на заметку интересные факты, в ходе предложенных заданий. Вы узнаете все, что вам нужно знать, о такой дорожной единице, как проспект. Совершите «прогулку» по проспекту и выясните его протяженность, название и расположение крупных объектов и памятников. Какой новый проспект появится в скором времени г.Новочебоксарск. «Познакомитесь» с выдающимися людьми Чувашии, обратите внимание на памятники, увековеченные в их честь, а напоследок сделаете селфи на фоне заинтересовавших или понравившихся объектов, названные в честь знаменитых людей нашей республики. В ходе каждого познавательного маршрута во время прогулок знакомьте детей с окружающими объектами на чувашском языке. После завершения всех маршрутов нас ждет увлекательная квест – игра «Знатоки родного края».
1 маршрут «Старт»
Добрый день, родители! Мы начинаем путешествие по чувашскому краю и родному городу. В путешествие вы можете отправиться с командой родителей, всей семьей и с друзьями.
Пусть маршрут будет для вас добрым. И разбудит в каждом из вас лучшее – чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Это поможет вам выполнить задание по предложенному маршруту.
2 маршрут «Путешествие по карте»
Перед вами карта Чувашской Республики. Она поможет вам определить города нашей республики. Узнать, какой самый молодой и старейший город в хронологическом порядке их основания. Постарайтесь найти старые фотографии городов и указать источник, где нашли эту информацию. Исследуйте историческую характеристику герба выбранного вами города, т.е, как менялся герб (найдите фотографии и расположите в последовательности их изменения). Что отражает герб?
Определить основные реки, протекающие по территории республики.
Задание для маршрута
1. Рассмотрите карту и попробуйте определить, лист, какого дерева напоминает граница территории Чувашской Республики? (Сопоставьте с листьями разных деревьев и зарисуйте).
2.Назовите большие города, которые расположены на территории Чувашской Республики (на русском и чувашском языках). Распределите их от самого старейшего к самому молодому, если известен (если есть возможность, сделайте коллаж из старых и современных фотографий городов Чувашии)
3.Соотнесите гербы с городами Чувашии. Выберите один из гербов и расскажите о его истории.
4.Определите по карте, какие основные реки, протекают по территории Чувашской Республики. (закрепление называние рек на русском и чувашском языках). Праздник этой реки отмечается каждый год. Когда и какой реки? Откуда произошло ее название, и какая первая профессия зародилась на ее берегах.
3 маршрут «Проспекты городов»
Практически в каждом городе можно найти хотя бы один проспект. Что такое этот проспект? В чем его отличия от улицы? В первую очередь необходимо определить значение слова «проспект». Что такое? Выясните, в каких городах имеются проспекты и их протяженность. В ходе исследования выбранного вами проспекта получите более полную информацию: его протяженность, определите начало и где заканчивается, почему он был так назван.
Подробнее узнайте информацию о крупных объектах проспекта с зарисовками или их фотографиями.(во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).
Задание для маршрута
1.Определите значение слова «проспект». Что такое?
2.Какие города Чувашии имеют проспекты. Назовите их. Определите самый длинный и короткий проспект.
3. Выберите проспект, о котором вы будете рассказывать. (Происхождение названия проспекта и протяженность, в честь кого или какого события дано название, откуда берет начало и где заканчивается). Найдите старые фотографии проспекта.
4. Какие крупные объекты расположены по проспекту (памятники, социально значимые объекты), сделайте их фотографии.
5. Где появится новый проспект, и как будет называться?
4 маршрут «Выдающиеся люди».
Не бывает городов без людей. Но есть люди, которые прославили наш город и республику. Таким людям ставят памятники, чтобы их не забывали. Выдающимися людьми Чувашии названы личности, внёсшие существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества, известные своими достижениями или влиянием на ход истории. В ходе предложенных заданий, вам необходимо сначала выяснить, чем прославили нашу чувашскую землю нижеперечисленные люди. Найти памятники выдающихся людей. А напоследок, исследуйте объекты, названные в честь выдающихся людей, и не забудьте сделать селфи с интересующими вас объектами. (во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).
Задание для маршрута
1. Определите, чем знаменит каждый из этих людей?
(Иван Яковлевич Яковлев, Константин Васильевич Иванов, Михаил Сеспель, Василий Иванович Чапаев, Андриян Григорьевич Николаев , Соколов Валериан Сергеевич, Павлова Надежда Васильевна)
2.Найдите и сфотографируйте памятники выдающихся людей Чувашии.
3. Какие объекты названы в честь выдающихся людей Чувашии, выберите интересующие вас объекты, сделайте селфи.
5 маршрут «Финиш»
Вот мы и на финише!
Мы надеемся, что вам понравился маршрут «Люби и знай родной наш край».
Пройдя это маршрут, вы узнали много о своём родном крае. Расскажите о своём путешествии своим друзьям. Покажите им свои фотографии и сделайте вместе альбом или газету.
Квест – игра «Знатоки родного края»
Литература:
1. Бруснигина Л.Х. Моя малая Родина: Народная школа, № 2-3 2007
2. Иванова Н.В. Билингвальное образование дошкольников . ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Электронный научный журнал. 2013. – № 4. Современные проблемы науки и образования.
3. Кузнецова Л.В. науч.руков. доктор педагогических наук, профессор: Программа образования ребенка – дошкольника. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
4. Михайлова С.Г. Учимся говорить по-чувашски.– Чебоксары: Чуваш. Гос. пед. ун – т, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40663.jpg)
Конспект образовательной области "Познание" в подготовительной группе "Люби и знай родной свой край"
Данное занятие было проведено ко Дню округа ХМАО- Югры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-51350-1475340099.jpg)
Проект "Люби и знай родной свой край"
Несколько занятий, посвященных изучению природы своего края....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-175265-1485884057.jpg)
Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"
Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-257163-1386607688.jpg)
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-257184-1386339977.jpg)
Люби и знай родной свой край
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-329881-1385999910.jpg)
Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).
изучение и анализ по проблеме проекта. - формирование нр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-377787-1508419855.jpg)
Люби и знай родной свой край
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К.Паустовский «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первосте...