Проект "Люби и знай родной наш край"
проект на тему

Мартынова Татьяна Юрьевна

Использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_svoy_kray.docx394.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\plain-yellow-background.jpg

«Детский сад №158 «Рябинушка»

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики

        

ПРОЕКТ

 «Люби и знай родной наш край»

(старший дошкольный возраст)

http://www.radugaart.ru/images/project/azbuka/1/4.jpgC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\plain-yellow-background.jpg

Разработали:

заведующий Сославина И.А.                                                                                                                   старший воспитатель  Мартынова Т.Ю.

                                                              воспитатель  Шарафутдинова Э.С.

                                                                             МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары

                                                               

г. Чебоксары 2018

               Мы живем на Чувашской  земле, поэтому чтим чувашское  культурное наследие. Изучение культурного наследия чувашского  народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего».

         Процесс приобщения к чувашскому языку в детском саду призван не только обеспечить детей возможностью овладения ещё одним способом общения,  он должен ввести детей в мир культуры чувашского народа. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

            Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности приобщения  к изучению чувашского языка через познавательное развитие.      

          Город Чебоксары исторически сложился как центр Чувашской Республики. Здесь проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия.  Овладевая родным языком, ребенок учится понимать свою принадлежность и оценивать роль родной культуры в мире.

           Обучение чувашскому языку в детском саду направлено на развитие способностей детей дошкольного возраста к общению.  «Программа образования ребенка - дошкольника»  предусматривает обучение детей чувашскому языку дошкольного возраста как необходимое условие формирование продуктивного чувашско – русского билингвизма (двуязычие) ведущее средство полноценной реализации закона «О языках в Чувашской Республике».  Реализация главной цели обучения чувашскому языку в детском саду связана с расширением общеобразовательного кругозора дошкольников. Наполнение содержания обучения информацией о Чувашской Республике последовательная опора на социокультурный и речевой опыт в родном языке, и сопоставление этого опыта  с приобретенным в совместной деятельности с педагогами и родителями. [3]

          Детский сад, семья, окружающая микросреда оказывает сильное влияния на ребенка в плане формирования интереса, уважения к своему народу, к месту, где он вырос. [1]

          В нашем детском саду большую часть контингента составляют русскоязычные дети. Проанализировав анкетирование, проводимое с родителями воспитанников ДОУ,  выявили утрату в чувашских семьях самоценности родного языком. Дети из многих чувашских семей не владеют чувашским языком, так как дома члены семьи общаются на русском языке между собой и с детьми. Недостаточная  педагогическая культура родителей не позволяет  обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре и чувашскому языку. Поэтому был создан проект  «Люби и знай родной наш край». Предложенные нами познавательные маршруты  для родителей и детей помогут в изучении культурного наследия чувашского  народа и усвоении чувашского языка.

        Цель проекта: использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.

       Задачи:

  • привлечение ресурсов городской среды и семей дошкольников к  изучению чувашского языка через познавательное развитие;        
  • приобщение к историческим, культурным, национальным памятникам;
  • вовлечение детей в активный исследовательский поиск;
  • формирование интереса к настоящему и прошлому, умения видеть историю вокруг себя;
  • формирование чувства патриотизма, нравственности, духовности;
  • усваивание опыта социальных взаимоотношений;
  • повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к  обучению детей чувашскому языку через  историю родного  края.

Участники: 

- дети старшего дошкольного возраста;

-  родители воспитанников;

-  воспитатель группы;

-  старший воспитатель;

-  руководитель ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • сформируется у детей интерес и положительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, истории родного края;
  • осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу; понимании важности изучения чувашского языка
  • сформируется чувства патриотизма, нравственности, духовности;
  • повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к  обучению детей чувашскому языку через  историю родного  края;
  • повысится профессиональная компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине;

План реализации проекта

Форма организации работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

                Наглядная информация по реализации проекта «Люби и знай родной наш край» Образовательный маршрут 1 маршрут «Старт». Знакомство с образовательными маршрутами.

Октябрь

Образовательный маршрут 2  

- «Путешествие по карте Чувашской Республики».

-Рисование  «Лист дуба»

-Составление презентации : «Города Чувашии», «Реки Чувашии»

-Дидактическая игра «Гербы городов Чувашии»

Образовательный маршрут 2  

- «Путешествие по карте Чувашской Республики».

-Рисование  «Лист дуба»

Ноябрь

Образовательный маршрут 3

«Проспекты городов Чувашии»

Составление презентации:  «Проспекты города Чебоксары», «Проспекты городов Чувашии»

Образовательный маршрут 3

«Семейный выходной»

Выход на проспекты г. Чебоксары

Декабрь

 Образовательный маршрут 3

«Проспект Тракторостроителей»

-Выставка художественного творчества «Я на проспекте Тракторостроителей»

Составление презентации «Проспекты города Чебоксары»

«Семейный выходной»

Выход на проспект Тракторостроителей.

Январь

Образовательный маршрут 3

Экскурсия к заводу  ОАО "Промтрактор"

Строительство тракторного завода-гиганта началось в Чебоксарах 12 января 1972 года.(история)

февраль

Экскурсия в  «Музей   истории тракторов»

Март

Образовательный маршрут 4

«Выдающиеся люди» Возложение цветов к пямятнику И.Я. Яковлева, 

С.Н.Федорова

Организация  фотовыставки «Памятники выдающихся людей» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ

Апрель

Образовательный маршрут 4

День космонавтики

Экскурсия к памятнику А. Николаева

Организация  

экскурсии к памятнику А. Николаева

Фотоотчет для родителей об экскурсии на сайте ДОУ

Май

Экскурсия в Парк Победы. Возложение цветов к Вечному огню.

Июнь

Экскурсия в Чувашский национальный музе

Июль

«Сердцу милый уголок»,

 фотовыставка о  родном  чувашском  крае

Оформление выставки творческих работ«Край родной»

Участие в выставки творческих работ«Край родной»

Август

День города Чебоксары (1469 г. «Мой город»

Конкурс  творческих работ

Отчет по реализации проекта «Люби и знай родной наш край»

 

Организация  фотовыставки «Мой город» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ

Маршрут 5 «Финиш» Квест – игра «Знатоки родного края» совместное мероприятие с родителями и детьми.

Приложение 1

Маршрут: «Люби и знай родной наш край»

Дорогие родители!      Проходя этот маршрут, вы сможете вместе с детьми попутешествовать по карте нашей республики и выяснить,  сколько городов,  их название, определить, когда они были основаны, узнать, что отражает герб города, какие основные реки протекаю. Во время путешествия по маршрутам возьмете для себя на заметку интересные факты, в ходе предложенных заданий.  Вы узнаете все, что вам нужно знать, о такой дорожной единице, как проспект. Совершите «прогулку» по проспекту и выясните его протяженность, название и расположение крупных объектов и памятников. Какой новый проспект появится в скором времени г.Новочебоксарск. «Познакомитесь» с выдающимися людьми Чувашии, обратите внимание на памятники, увековеченные в их честь, а напоследок сделаете селфи на фоне заинтересовавших или понравившихся объектов, названные в честь знаменитых людей нашей республики. В ходе каждого познавательного маршрута во время прогулок  знакомьте детей  с окружающими объектами на чувашском языке. После завершения всех маршрутов нас ждет увлекательная квест – игра «Знатоки родного края».

1 маршрут «Старт»

       Добрый день, родители! Мы  начинаем  путешествие по чувашскому краю и родному городу. В путешествие вы можете отправиться с командой родителей, всей семьей и с друзьями.

      Пусть маршрут  будет для вас добрым. И разбудит в каждом из вас лучшее – чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Это поможет вам выполнить  задание по предложенному маршруту.

 

 2 маршрут «Путешествие по карте»

      Перед  вами карта Чувашской Республики. Она поможет вам определить города нашей республики. Узнать, какой самый молодой и старейший город   в хронологическом порядке  их основания. Постарайтесь найти старые фотографии городов и указать источник, где  нашли эту информацию. Исследуйте  историческую характеристику герба выбранного вами города, т.е,  как менялся герб (найдите  фотографии и расположите в последовательности их изменения). Что  отражает герб?

     Определить основные реки,  протекающие по территории республики.

Задание для маршрута

1. Рассмотрите карту и попробуйте определить,   лист,   какого дерева напоминает граница территории Чувашской Республики?  (Сопоставьте с листьями разных деревьев  и зарисуйте).

КАРТАЧУВАШИИ

2.Назовите большие города, которые расположены на территории Чувашской Республики (на русском и чувашском языках). Распределите  их от самого старейшего к самому молодому, если известен (если есть возможность, сделайте коллаж из старых и современных фотографий городов Чувашии)

3.Соотнесите гербы с городами Чувашии. Выберите один из гербов и расскажите о его истории.

       Coat of Arms of Cheboksary (Chuvashia).png  Coat of Arms of Novocheboksarsk (Chuvashia) (2005).png       alatyr_city_coa_n11898    Coat of Arms of Shumerlya (Chuvashia) (1976).png   tsivilsk   Kozlovka.png  Coat of Arms of Mariinsky Posad (Chuvashia).png  yadrin1989_city_coa_n11455kanash_city_coa2017

   

4.Определите по карте, какие основные реки, протекают  по территории Чувашской  Республики. (закрепление называние рек  на русском и чувашском языках).  Праздник этой реки отмечается каждый год. Когда и какой реки? Откуда произошло ее название,  и какая первая профессия зародилась на ее берегах.

 3 маршрут «Проспекты городов»

   

       Практически в каждом городе можно найти хотя бы один проспект. Что такое этот проспект? В чем его отличия от улицы? В первую очередь необходимо определить значение слова «проспект». Что такое? Выясните, в каких городах имеются проспекты и их протяженность. В ходе исследования выбранного вами проспекта получите более полную информацию: его протяженность, определите начало и где заканчивается,  почему он был так назван.

     Подробнее узнайте информацию о крупных объектах проспекта с зарисовками или их фотографиями.(во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).

Задание для маршрута

1.Определите значение слова «проспект». Что  такое?

2.Какие города Чувашии имеют проспекты. Назовите их. Определите самый длинный и короткий проспект.

3. Выберите проспект, о котором вы будете рассказывать. (Происхождение названия проспекта и протяженность, в честь кого или какого события дано название, откуда берет начало и где заканчивается). Найдите старые фотографии проспекта.

4. Какие крупные объекты расположены  по проспекту (памятники, социально значимые объекты), сделайте их фотографии.

5. Где появится новый проспект,  и как будет называться?

 4 маршрут   «Выдающиеся люди». 

      Не бывает городов без людей. Но есть люди, которые прославили наш город и республику. Таким людям ставят памятники, чтобы их не забывали.  Выдающимися  людьми Чувашии названы личности, внёсшие существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества, известные своими достижениями или влиянием на ход истории. В ходе предложенных заданий, вам необходимо сначала выяснить, чем прославили нашу чувашскую землю нижеперечисленные люди. Найти памятники  выдающихся людей. А напоследок,  исследуйте объекты, названные в честь выдающихся людей,  и не забудьте сделать селфи с интересующими вас объектами. (во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).

Задание для маршрута

1. Определите, чем знаменит каждый из этих людей?

(Иван Яковлевич Яковлев, Константин Васильевич Иванов, Михаил Сеспель, Василий Иванович Чапаев, Андриян Григорьевич Николаев , Соколов Валериан Сергеевич,  Павлова Надежда Васильевна) 

2.Найдите  и  сфотографируйте памятники   выдающихся людей  Чувашии.

3. Какие объекты  названы в честь выдающихся людей Чувашии, выберите интересующие вас  объекты, сделайте селфи.

5  маршрут «Финиш»

Вот мы и на финише!

Мы надеемся, что вам  понравился  маршрут «Люби и знай родной наш край».

Пройдя это маршрут, вы узнали много о своём родном крае. Расскажите о своём путешествии   своим друзьям. Покажите им свои фотографии  и сделайте вместе  альбом или  газету.

Квест – игра «Знатоки родного края»

http://gov.cap.ru/UserFiles/news/201608/18/Original/post-167780-1408678128-4762.jpg

Литература:

1.  Бруснигина Л.Х. Моя малая Родина: Народная школа, № 2-3 2007

2. Иванова Н.В. Билингвальное образование дошкольников . ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Электронный научный журнал. 2013. – № 4. Современные проблемы науки и образования.

3. Кузнецова Л.В. науч.руков. доктор педагогических наук, профессор: Программа образования ребенка – дошкольника. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.

4. Михайлова С.Г. Учимся говорить по-чувашски.– Чебоксары: Чуваш. Гос. пед. ун – т, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"

Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Люби и знай родной свой край

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Люби и знай родной свой край

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К.Паустовский  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первосте...