Опыт работы по патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Векшина Светлана Николаевна

Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Опыт работы:

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной»

                                                       

                                         

                                         Подготовила: воспитатель Векшина С.Н

2016г.

Описание  педагогического опыта

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной

Актуальность

           Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

           Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству.

         В обобщенном мною опыте  работы решена следующая проблема:

    - разработано перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной – селом Завражья, Кадыйским районом, Костромским краем,  сформированы у детей интерес и потребность к посещению  музея, обогащены знания детей об истории, культуре и природе родного края.

        Проблема решалась с помощью реализации следующих задач:                        1. Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, к природе родного края.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную  деятельность с детьми.

3.  Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины через социокультурную среду музея.

Педагогические средства, используемые в работе

          Формы и методы  работы с детьми:

1. Необычное приветствие.

2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

3. Приглашение в путешествие.

4. Создание проблемной ситуации  ( «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»,  «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»)

6. Совместная проектная деятельность.

7. Ручной труд.

8. Природоохранная деятельность.

9. Выставки и экспозиции.

10. Развлечения, досуги, праздники, концерты.

11. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

12.  Сказки.

13. НОД, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей.

         Формы организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

        Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические –  дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.

        Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, различного рода игры.

        При работе с родителями использовались такие формы работы как:

 - анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»,

- индивидуальные консультации, беседы,

- круглый стол для родителей «Как воспитать патриота и гражданина»,

- совместное творчество родителей и детей  - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций),

- совместное проведение  взросло-детского  проекта «Сердцу милый край»,

- оформление информационного стенда:  рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании),- встреча с интересными людьми.

Технология работы

            В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, селе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине.  Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

             В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.

      Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною сделано следующее:

- разработан совместный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей  «Сердцу милый край», цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю,  развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям,

- составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным краем»,

- разработаны беседы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, селом Завражье (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего края, символикой Костромского края и Кадыйского района,

- разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю,

- оформлены альбомы : «Природа родного края»,  «Моё село», «Наша группа»,

- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ,

- оформлены  выставки.

             Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном крае, селе Завражья.  Для того, чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем крае, я провела анкетирование (см. приложение 1). Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы (см. приложение 2), что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников» (см. приложение 4)  и оформлении папки – передвижки, в которой были представлены материалы о нашем селе, достопримечательностях района и края.

         В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории села и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проектов совместно с детьми. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

            В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) -  к более сложному (село, район, край, страна).

            Знакомство с родным селом Завражья осуществляла на НОД познавательного характера. На НОД «Моё любимое село» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (дом культуры, спортплощадка, библиотека, и т.д.), о достопримечательностях села. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем селе и районе дети получают при проведении бесед на темы: «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш район. Представления о жизни людей в нашем селе дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.

            Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее, чем повествовательное. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии на почту, стадион, в библиотеку, встречи с почтальоном, помогают детям  понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях села, о чистоте на наших улицах.

          Неизгладимое впечатление на детей произвела Церквь в  честь Преподобного Макария Унженского и Желтоводского – главная достопримечательность нашего села.

            Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

             Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем селе, о людях. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности

             Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с ветеранами. В детском саду собраны  книги, поэтические сборники наших завражных авторов. Дети с удовольствием заучивают стихи о нашем Кадыйском районе, селе, крае.

            Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.  Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, у реки. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу  Костромского края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

             Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлены уголок патриотического воспитания, уголок родного края.  В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с Кадыйским районом, селом Завражье, Костромским краем, тематические папки «Достопримечательности нашего села», «Природа нашего края», дидактические игры.

             Я считаю, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Мною был разработан и  долгосрочный исследовательско-творческий  проект «Сердцу милый край». Организована поисковая деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Вместе с родителями дети обращались в библиотеку, для получения информации. В процессе исследования дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии возникновения некоторых названий.

            Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но, по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района. Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.

            Во время НОД знакомлю детей с устным народным творчеством и искусством. В селе  есть исторический музей, посещение которого вызывает особую радость у дошколят.

           Перед тем, как начать приобщение детей к музейной культуре, были выработаны определенные правила и нормы поведения:

- не шуметь - «Слушай сам и дай слушать другому»,

- экспонаты без определенной необходимости не трогать -    «Сохрани историю для других»,

- будь доброжелателен по отношению к другим -  «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»,

- соблюдай порядок -  «Взял на определенном месте, положи на то же место»,

которые неукоснительно соблюдались детьми.

           Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края.           В музее много  предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривают их, узнают о людях, изготовивших их.

Также дети наглядно познакомились с известным кинорежиссёром, в честь которого назван музей – Тарковским и Флоренским.

                В зале музея, посвященном Великой Отечественной войне, дети узнают о беспримерном мужестве и храбрости воинов, защитивших нашу страну, знакомятся с именами и подвигами наших земляков Героев Советского Союза. Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет, слушают военные песни.

            Все это оказывает  эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного района, села, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.

           Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,   к  своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Результативность опыта работы

           Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края,  района села. Сформирован интерес и потребность к посещению музея. Дети, посетив музей, узнали много интересного и полезного.

Критерии оценки   уровня патриотического воспитания  

старших дошкольников

        Высокий уровень-5 баллов.

        Знает свое имя, фамилию, название станицы, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности,   знает и узнает флаг, герб, называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта;  знает 4-5 представителей растительного и животного мира; заботится об окружающей природе. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

        Средний уровень-3-4 балла.

        Знает свое имя, фамилию, название страны, станицы, свой адрес; флаг, герб, затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки;

        Низкий уровень-1-2 б.

        Не знает названия страны, села, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях; плохо знает названия улиц.  не может назвать народные праздники, игрушки; не знает  представителей растительного и животного мира; отсутствует представление о том, как заботиться об окружающей природе. Не имеет чёткого представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Имя ребёнка

Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц        родного села

Знает символику, флаг,

Герб.

Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках        

Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде

Средний балл

Векшин Дима

4

4

4

4

4

Тиркина Даша

4

2

3

4

3

Василевский Макар

3

3

2

3

2,7

Василевская Настя

2

3

3

2

2,5

Крестьянинов Рома

3

3

3

3

3

Савина Катя

3

2

3

4

3,3

Якупбаев Ширхан

2

1

3

3

2,5

Лебедева Настя

3

2

4

2

2,7

Кирилычева Алёна

3

2

3

2

2,5

Коротаев Костя

2

2

1

3

2

        На начало работы по теме:

- высокий уровень - 0%,

- средний уровень - 25%,

- низкий уровень - 75%.

Ф.И. ребёнка

Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц        родного села

Знает символику, флаг,

Герб,

Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках        

Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде

Средний балл

Векшин Дима

5

4

4

5

4,7

Тиркина Даша

3

3

4

4

3,5

Василевский Макар

4

4

3

5

4

Василевская Настя

3

3

4

4

3,5

Крестьянинов Рома

5

5

5

5

5

Савина Катя

5

5

5

5

5

Якупбаев Ширхан

4

4

4

4

4

Лебедева Настя

5

4

4

5

4,6

Кирилычева Алёна

3

5

5

4

4,2

Коротаев Костя

2

3

2

3

2,5

        На конец работы по теме:

- высокий уровень - 17%,

- средний уровень - 66%,

- низкий уровень - 17%.

           Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о селе Завражья, Кадыйском  районе, Костромском  крае повысился. В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

            Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к селу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

            Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

        

Приложение 1

                                           Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

Знаете ли Вы о внутригрупповом проекте  «Сердцу милое село»?

А. Да____________________________________________________________

Б. Нет____________________________________________________________

Считаете ли вы возможным для себя и своего ребёнка участие в проекте?

А. Да____________________________________________________________

Б. Нет____________________________________________________________

В. Не знаю_______________________________________________________

К каким источникам вы обратитесь за информацией?

А. В библиотеку__________________________________________________

Б. В интернет_____________________________________________________

В. К старшему поколению.__________________________________________

Знакома ли вам история вашего дома?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

Если вы идёте по улице, то обсуждаете ли красоту нашей станицы, порядок на улицах и кто его поддерживает?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

Если у вас в руках фантик от конфеты, как вы поступите, если нет рядом урны?

А. Выбросите_____________________________________________________

Б. Как-то по - другому______________________________________________

Как вы считаете, будет ли полезна эта проектная деятельность вам и вашим детям?

А. Да____________________________________________________________

Б. Нет________________________________________________________

В. Сомневаюсь_______________________________________________

                           Спасибо за сотрудничество!

                       

Приложение 2        

 Перспективный план по национально – региональному компоненту

«Наш край родной»

Цели: Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего села, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа. Знакомство с историческим прошлым и культурой родного края.

Месяц

Формы работы с детьми

Сентябрь

1.Рассматривание альбома «Моё село Завражье».

2. Беседа «Село в котором мы живём»

3. Занятие «моя семья»

3.Заучивание стихотворения Сурикова «Вот моя деревня»»

4.Рисование на тему «Я и моя семья»

5. Чтение рассказа О. Кириллова «Книга ласковых имён» (знакомство детей с историей русских имён.

Октябрь

1. Рассматривание  иллюстраций, фотографий  Кадыйского района.

2. Беседа «Завражье – старинное село»

3.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

4. Рисование «Улицы родного села»

5. Конструирование «Моя улица»

6. Занятие «Мой детский сад»

7. Экскурсия по улице Садовой (где расположен детский сад)

Ноябрь

1. Символы Костромской области, района, села: флаг, герб села, района.

2. Рисование  флага Костромской области.

3. Знаменитые люди села Завражья . Знакомство с А. Тарковским.

4. Музей нашего села.

5. Посещение музея А.Тарковского.

6.Рисование на тему «Наше село»

 Декабрь

1. Рассматривание  иллюстраций  села Завражья зимой.

2. Беседа «Наша река Волга».

3.Чтение «Волга и Вазува» С.Я.Маршак

4 Рисование «Нарисуем мост через  Волгу»

5. Рассматривание иллюстраций с изображением набережной р.Волги.

Январь

1 .Беседа «История происхождения с. Завражья»

2. Известные люди села Завражья. А.Тарковский, П. Флоренский

3. Пословицы и поговорки о родном крае, о малой родине.

Февраль

1.Беседа «Животные наших лесов». Рассматривание иллюстраций животных.

2. занятие «Как помочь животным и птицам зимой»

3. Д/и «Составь герб»

4. Рассматривание гербов крупных городов Костромской области.

Март

1. Беседа «Природа нашего края». Рассматривание иллюстраций растений .

2.Беседа  «Музей А.Тарковского».

3. Занятие «Моя мама лучше всех»

4. Чтение и заучивание стихов о маме.

5. Рисование «Портрет моей мамы»

6. Чтение пословиц о маме.

Апрель

1.Наше село в старину

2. Беседа «Первый космонавт планеты Земля»

3. Чтение глав из книг А. Леонова «Выхожу в космос»

Май

1.Что мы знаем о своём селе.

 2. Беседа «Наши герои земляки»

3. Экскурсия в музей Тарковского.

                     

Приложение 3

 Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

          Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

        Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

        В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

        Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

        Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

        Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

        Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

         Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

        Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

         Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

        Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

        Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

                                       

                                          Консультация для родителей

«Нравственно – патриотическое воспитание детей»

         Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Все это укрепляется в ребенке при реализации комплексного подхода в воспитании. Такой подход – это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской природой. Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества. Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Работа с природным и бросовым материалом стимулирует творчество, помогает осмыслить свои трудовые действия, прививает привычку систематического труда. Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством. Народное воспитание применительно уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой. Народная пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Поэтому надо начинать работу уже с первых лет жизни малыша от 2-3 лет. Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Наш путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.

Памятка для родителей

«Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка»

        Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей?

        Как решить проблему:

- действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги,

- обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление,

- некоторые черты характера могут компенсироваться другими особенностями ребенка,

- постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону.

        Если вы не уверены в возможностях ребенка:

Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.

        Как предотвратить эту проблему:

 - определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателей,

 - понаблюдайте за действиями ребенка, обязательно за его деятельностью в целом (что вы видите?),

 - дайте ответ – это настоящая проблема ребенка или результат воспитания,

 - чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка - это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть,

 - помните, ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха,

 - избавьтесь от высказываний «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь»,

- никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку, все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории,

- если вы видите, что ребенок отличается чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить и нужно ли это исправлять,

 - не пугайтесь визита к специалисту, если это необходимо.

Круглый стол для родителей «Русская кухня – здоровье и долголетие»

         Правильное питание – залог здоровья. Но какой малыш добровольно откажется от шоколада или чипсов в пользу какой-то каши? Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить любить овощи, молочные блюда? Донести до понимания значимость здоровой пищи, её пользе? Как приготовить полезные напитки и блюда, которые готовили наши предки ?

        Русская  кухня благодаря своему разнообразию давно стала популярной. Еда стала составной частью культуры русского народа. Во все времена рацион отражал состояние окружающей среды и технические возможности общества, историю и традиции народа. За семейным столом передавались от одного поколения другому кулинарные ценности, знания, жизненный опыт. Совместная трапеза помогла формировать добрые отношения, сближала и знакомила людей.

        Еда входит в самые почитаемые традиции и обряды. Приобщая детей к русской культуре , можно использовать игры, познакомить с культурным наследием русского народа. Играя, ребенок впитывает образцы национальной культуры, знакомятся с историей, бытом и традициями русского народа, учатся называть, понимать и объяснять слова, характерные для нашего региона, узнает о разнообразных блюдах русской кухни.

Русская кухня – это простая здоровая пища на каждый день. Неповторимый растительный и животный мир, богатство рыбных запасов оказали влияние на особенности разнообразных блюд, которым отдают предпочтение казаки.

        Правильно питаться, разумно используя опыт наших предков, помогут рецепты русской кухни, которые в игровой форме познакомят дошкольников с правильной, здоровой кухней. Продукты, обладая великолепным качеством, легко усваиваются и дарят человеку долголетие. Наша задача – активно создавать и сохранять культурные традиции народа, а также объединять усилия в воспитании у детей привычки к здоровому образу жизни.

                                         

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

        Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

        Обращайте внимание ребенка на красоту родной станицы.

        Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

        Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

        Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

        Расширяйте собственный кругозор.

        Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

        Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

        Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание»

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

__________________________________________________________________

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

____________________________________________________________________

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

____________________________________________________________________

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

____________________________________________________________________

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

____________________________________________________________________

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

____________________________________________________________________

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего края? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________

 

                               Спасибо за сотрудничество!

Консультация для воспитателей (выступление на педсовете)

«Особенности  патриотического воспитания дошкольников

в современных условиях»

        Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

        Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями…

         Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур; газеты, журналы, пестрящие материалами похожего содержания; безработица, пьянство, наркомания; бездомные и нищие; компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

        Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны.

        Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

        Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…

        В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

        Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Виссарион Григорьевич Белинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Александрович Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

         Василий Александрович Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

        Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

        Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не связаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

        Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Консультация для воспитателей

«Сказка как средство патриотического воспитания»

        Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

         Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

 • мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;

 • женские, где главная героиня - персонаж женского пола;

 • смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.

        Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера -    «Три поросенка»  и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим -  осторожность и предусмотрительность, с третьим  - хитрость, с четвертым - надежная команда.

        Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих,  желание победить врага.

        Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

        Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока - способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

        Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини - свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

         Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

Конспект НОД в образовательной области «Познание»

для подготовительной к школе группы

«Путешествие в прошлое»

                                

Интеграция и программное содержание.                        

Область «Познание» - познакомить детей с историей села; упражнять в умении составлять предмет из геометрических фигур по образцу; закрепить навыки счёта в обратном порядке, знание времён года, месяца, дня недели.

Область «Чтение художественной литературы» - продолжать знакомить с  обычаями, традициями, стихами и пословицами.

Область «Социализация» - воспитывать патриотические чувства, гордость за принадлежность к русскому народу.

Дидактический материал:

- демонстрационный:

 «Машина времени» - рисунок на большом листе,

- раздаточный:

набор геометрических фигур для каждого ребёнка, тетради в клетку, простые карандаши.        

Ход мероприятия.                  

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, отправиться в прошлое. Что может помочь нам это сделать и перенести нас в другое время? (ответы детей). Специальная машина, которую мы с вами построим из геометрических фигур.

Дети рассматривают рисунок - образец « машины времени». Обсуждают, из каких частей она состоит, какие геометрические фигуры им понадобятся.

Итак. Мы выяснили, какой материал нам необходим для создания  «машины времени». Теперь попробуем её построить.

Ребята делают это самостоятельно, используя набор геометрических фигур.

Воспитатель. Задание выполнено, и машина готова доставить нас в прошлое. Мы должны закрыть глаза и сосчитать от 10 до 1.

И вот мы оказались в прошлом. Что мы видим? Бескрайние поля, леса, и речку. Так и давным давно люди увидев русскую землю, очень обрадовались. Земля была покрыта густой травой, бескрайние леса, поля, в лесах обитали дикие животные: кабаны, зайцы, волки, лисы,в реках было много рыбы. Река Волга была широкой, красивой. Так и решили остаться здесь жить. А село решили назвать Завражье. Потому что оно располагалось за оврагами.

Демонстрация русского подворья. Дети рассматривают иллюстрации.

Русские избы строили из местных природных материалов, каких? (ответы детей). Каркас избы делали из брёвен, крышу крыли шифером. Ребята, а вы знаете, какими инструментами строили избы?

 Задание в тетрадях: соединить точки в определённой последовательности (топор, молоток, пила, кувалда).

Теперь мы видим, с помощью каких инструментов построены избы. Но кроме изб во дворах были и другие постройки: хлев, амбар, курник. А огораживали дворы плетнями. Кто знает, что такое плетень и из чего его делали? (ответы детей).

Игра «Завивайся плетень»

Так и жили сельчане: выращивали хлеб, растили скот, сажали сады и огороды. Во дворе хорошего хозяина было много домашних животных. А каких? Это вы узнаете, отгадав загадки.

1. Эта, прыгая по кручам,

Блеет голосом скрипучим,

Хоть она и молодая,

Но уже совсем седая.

Не напиться ей воды,

Не смочивши бороды. (Коза).

2. Посреди двора

Стоит копна.

Спереди вилы

Сзади-метла. (Корова).

3. А от этой небо скрыто-

Всё глядит она в корыто.

Или, хвост задрав крючком,

Роет землю пятачком. (Свинья).

4. Эти всюду ходят вместе,

Вместе дремлют на насесте,

Вместе раньше всех встают,

Очень долго воду пьют;

После каждого глотка

Долго смотрят в облака. (Куры).

5. Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник

Скор, как стрела, силён, как вол,

В поле бурлак, в бою орёл. (Конь).

За пределами двора расположился огород, давайте заглянем, что в нём растёт.

Игра «Угадай слово». Необходимо по первому слогу угадать слово: Ка...(пуста),

Кар...(тофель),  Про...(со),  О...(вёс),  О...(гурцы), Чес...(нок),  Ка...(бачёк), Тык..(ва),  Ку...(куруза).

Посмотрите-ка, ребята, как красиво украшена изба: резными ставнями, кованными навесами да ручками на двери. Видно живут здесь мастера-умельцы: кузнецы, резчики по дереву. Чудесные изделия из соломки, прутьев ивы, глиняные игрушки посуда, сделаны руками этих мастеров.

Женщины  вязали, пряли, вышивали, расписывали свои избы красками.

Умели они трудиться, но умели и в праздники гулять. Доставали из своих сундуков праздничную одежду и с плясками и песнями шли на главную площадь.

Вот и подошло к концу наше путешествие в прощлое.

Список использованной литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009.- №5 (54). – с.6-8.

3. Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А.Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.

4. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. / Л.Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- №2(51). – с. 21-26.

5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6. Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. –«Мозаика-Синтез», 2008. – 85 с.

7. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . - «Мозаика-Синтез»,  2008. – 165 с.

8. Рожко Л.И., Яровая Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников.  /Л.И.Рожко. - Волгоград. Учебный год.  2008.  - №4. – с.13 – 22.

9. Смирнова Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. / Т.В.Смирнова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104с.

10. Тюрикова А.Н. Сотрудничество детского сада с семьей по гражданскому образованию дошкольников. / А.Н.Тюрикова. -Волгоград. Учебный год. 2008.- №3.– с.108 – 111.

11. Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении.  / Т.Чумалова. Дошкольное воспитание. 2010 - №7 – с.32 – 39.

12. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Е.И.Шаламова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- 160 с.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И.Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. - №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – с.26 – 32.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...