Проект
проект (подготовительная группа) на тему

Никулочкина Наталья Владимировна

" Наш край родной- Донской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность «Наш край родной-Донской» в подготовительной группе « Сказка».

 Вид проекта: познавательно-речевой,  долгосрочный.

 Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

 

 Актуальность проекта.

 Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Данный проект способствует приобщению детей к истокам культуры Донского края. Воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой Родине.

Цель проекта: - воспитание любви к родному краю, посёлку, формирование представлений о достопримечательностях ;

- воспитание чувства гордости за посёлок, в котором живем;

- обобщить и систематизировать знания о родном крае,

 - расширение детского кругозора.

 

Задачи:

 - создание условия для формирования у детей чувства любви к Родине;

 - поддерживать познавательное отношение к окружающему миру донской   природы;

 - способствовать обогащению представлений о прошлом малой Родины ;                                - формировать представления детей о родном крае .

Ожидаемые результаты: ребенок узнает историю, культуру своего региона, города. Имеет представление об обычаях и традициях донского казачества. Воспитание уважения к людям родного края, воспитание толерантности.

Обеспечение проектной деятельности:

1. Интернет- ресурсы

2. Подбор литературы.

 3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

 4. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.

5. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.

 6. Посещение музея, библиотеки.

 7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

                   

                             Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап:

- изучение методической литературы;

 - создание развивающей среды;

 - подбор игр и оборудования;

 - взаимодействие с родителями, анкетирование «Родной свой край люби и знай».

 Основной этап (реализация проекта) :  

- анкетирование родителей «Родной свой край люби и знай»;

 - беседы «Край, в котором ты живешь»;

 - выставка рисунков «Посмотри как хорош край, в котором ты живёшь» ;

 -проведение цикла познавательных занятий, на темы: - «Синий, желтый,         красный» - знакомство с символикой Ростовской области;

 -познавательное занятие «Животные и птицы Донского края».

 - познавательное занятие «Ой, ты Дон широкий».

 - оформление альбомов “Достопримечательности моего посёлка”, «Природа моего края»;

 -беседы:  «Растения Дона», «Животные, обитающие в нашей области» «Птицы, населяющие наш край», «Лекарственные травы донской земли»

  -вечер поэзии (стихи Донского края);

 - рассматривание картинок, открыток и иллюстраций о родном крае.

 - экскурсия в библиотеку «Знакомство с донскими писателями».

 - игры донских казачат (Ручеёк, Плетень)

Заключительный этап :

- проведение итогового досуга – викторины «Знатоки родного края».

Методы проекта:

 1. Наблюдение .

 2. Совместные игры.

 3. Анкетирование.

 4. Познавательные игровые занятия.

 5. Беседы.

 6. Экскурсии.

 7. Досуги.

 8. Конкурсы.

 Вывод: приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

 Дальнейшее развитие проекта:

 - расширение работы по ознакомлению с историей села, с именами героев, в честь которых названы улицы села;

 - пополнение развивающей предметно-пространственной среды макетом куреня с атрибутами казачьего быта.

ЛИТЕРАТУРА:

 1. Логинова В.И. и др.«Детство. Программа развития и воспитания детей в  детском саду» «Детство-пресс», 2004.

 2. Журнал «Музыкальный руководитель». №4 -2008

 3. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» ;

6. Жирякова И.В. «Нравственное-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Управление ДОУ №4/2008.

Приложение:

 

              Сценарий досуга-викторины «Знатоки родного края»

 Цель: Обобщить и систематизировать знание детей о Донском крае.

 Задачи:

 - воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине: любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к нему;

 - формировать уважительное отношение к государственным символам;

 -  закрепить знания о флаге, гербе, гимне;

 - закрепить названия городов, названия рек, растительный и животный мир Донского края;

 -  совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, обогащать речь детей выразительными средствами;

 -  воспитывать уважение к сверстникам, умение работать в команде.

Предварительная работа:

- рассматривание репродукции картин о Донском крае, его прекрасной природе;

- чтение стихов и выборочное заучивание.

Ход досуга:

 Воспитатель:- Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по Донскому краю. Живем мы в радостном краю, и знать его должны. мы наш край родной – Донской всей душой  любим . О чем мы говорили во время путешествия? Давайте вспомним, но не обычным способом, а во время викторины. Для этого вам нужно разделиться на две команды, выбрать капитана, именно он будет говорить, кто будет отвечать на вопросы. Итак, начнем.

 ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

 Девизы команд:

1. Люблю свой край, простор родимый, Станицы, рощи, хутора, Широкий Дон, ковыль, гонимый Низовым ветром до утра.

 2. Мой край родной. Там воздух чистый, бежит шумящим ветерком по ниве зрелой, золотистой, с манящим синим васильком.

 1 –вопрос первой команде, 2 – вопрос второй команде, 3- вопрос для обеих команд, который дает дополнительное очко команде. 1. Назовите страну, в которой мы живем? (Россия) 2. Назови область, в которой ты живешь? (Ростовская) 1. Как называется главный город нашей области? (Ростов-на-Дону) 3. Кто живет на Дону (казаки) 1. Что означает слово казак? (вольный человек) 2. Назови боевого друга казака (конь) 1. Кем был атаман для казака? (командир) 2. Главное занятие для казака (охрана Родины) 3. Что такое казачий круг? (на кругу решались самые важнейшие вопросы казачьей жизни: выбор атамана, принятие в казаки, женили или разводили казаков)

Воспитатель:- А сейчас давайте покажем нашим гостям одну из игр донских казачат  «Плетень».

Игра «Плетень»:

 Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)

 Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)

 Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)

Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)

 Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)

 Очень долго (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)

Только никакого толка (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.)

- Кто-нибудь из вас хочет прочитать стихотворение о нашем крае?

Чтение стихотворений:

Есть у матушки России край особенный, Донской

 По раздолью и по силе не найдешь другой такой.

Здесь нашла простор отвага удалого казака,

Защищал, не зная страха, Дон, Россию от врага.

 Степь налево, степь направо, а над Доном – тополя…

 Как прекрасна, величава Родина моя!

 Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон.

 И послушно отозвался на призыв свободы он.

Зеленеет степь донская, золотятся волны нив.

И с простора, слух, лаская, вольный слышится призыв.

Славься, Дон, и в наши годы в память вольной старины,

 В час невзгоды — честь свободы отстоят твои сыны.

 Люблю тебя, степь родная, с твоей причудливой красой.

 Ты колыбель моя святая, ты гордость славы вековой.

Люблю смотреть, как серебриться На солнце море ковыля

 И в небесах орел кружится, над ширью степовой паря.

 И Дон стальною полосой, что степь так смело рассекает,

Что в бурю пенистой волной Казачий взор в степи ласкает.

 И где-то слышится вдали, среди простора голубого

 Напев протяжной старины о красоте пережитого.

 Совместная деятельность детей :

- создание коллажа «Наш край сегодня и «вчера»

 Командам дается задание составить коллаж:  1 –« Наш край сегодня»,

 2 –« Наш край вчера»

Или лепка из соленого теста «плетень»

 Рассматривание работ, подведение итогов.

 

 Познавательно-речевое занятие по экологии + региональный компонент.

                          Тема «Ой ,ты Дон широкий».

 Цель: создать условия для развития у детей экологических представлений посредством познавательной деятельности.

Задачи:

 -формировать стремление к познанию окружающего мира , который начинается с изучения родного края;

 -обогащать знания и представления детей об обитателях водоёмов донского края;

 - познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов;

-развивать экологическую культуру: понимать влияние человека на состояние водоёмов;

 - воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу. Оборудование:

лаборатория (фильтры из ткани, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки), иллюстрации рыб.

Ход деятельности:

 Воспитатель:- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Загадка:

 Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя,  а называется…(земля)

Воспитатель:- Уезжая из родного дома на военную службу, казаки брали с собой горсть родной земли в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придаёт им силы в бою. Это не просто земля – это наша родная земля.

 А кто знает, как называется наша малая Родина?

 А область, в которой мы живём?  (Ростовская область.)

 Воспитатель: - верно. А почему?  (Главный город Ростовской области город Ростов – на – Дону).

 Воспитатель: Правильно. А знаете почему возникло такое название? (Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон)

Название «Дон» - означает «река, вода».

 Воспитатель:

- Всё правильно. Ему посвящено огромное количество стихов и поэм. Прослушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чём он пишет с такой любовью и восхищением.

 Ой, да ты широкий и глубокий Величавый Тихий Дон,

 Край казачий, край раздольный, Низкий мой тебе поклон!

Ты не только тихий, плавный И широк среди всех рек.

 Дон привольный, необъятный он наш – батюшка на век.

 Воспитатель:- Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

 Дети:- о реке Дон.

Воспитатель:

-Как в стихотворении автор называет реку Дон?

Дети рассказывают стихи о родном крае.

 Воспитатель:

 -давайте проследим течение реки на карте.

 Дон берёт начало в центральном парке г. Новомосковска Тульской области. Исток его - струйка воды заключен в каменное ложе. Извиваясь, неторопливо набирая силы, течёт Дон по Тульской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской, Ростовской землям, собирая многочисленные притоки. Течение реки спокойное и медленное. Недаром реку прозвали «Тихим Доном». Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены деревни, сёла, города. Местные казаки уважительно именуют реку «Доном-батюшкой».

 Воспитатель : Река даёт людям пищу, заработок, жизнь. Как вы это понимаете?

- А, кому нужна вода для жизни?(человеку, животным, растениям ,птицам) - Река Дон богата рыбой. В ней водится много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Посмотрите вот на эту иллюстрацию .

 Физминутка .

Но некоторые виды рыбы находятся под угрозой исчезновения из-за безответственной деятельности человека. Редко встречаются: сом, осетр, белуга, стерлядь. Из-за загрязнения реки рыбные запасы Дона постоянно уменьшаются. (слышится звуковой сигнал) - « Голос» речки (запись на кассете):

 «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок и коробок, что я задыхаюсь от грязи... Пожалуйста, помогите мне!».

Воспитатель:

- Дети, а чем мы можем помочь? (почистить пруд, вытащить мусор из воды, не выливать отходы) .Существует международная природоохранная организация «Гринпис». Основная цель «Гринпис» — решение экологических проблем .У нас в стране тоже есть такая организация- «Зелёные».(повторить) Я предлагаю стать участниками этой организации и помочь решить проблему. (Раздаю эмблемы).

 Воспитатель:

 - И людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает все живое, засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Сегодня чистой воды остается всё меньше и меньше. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров.

- А теперь я вас приглашаю в лабораторию. В нашей мини лаборатории мы научимся очищать воду, то есть фильтровать.

- Ребята, проходите к рабочим местам рассаживайтесь поудобнее.

 А теперь представьте себя, что вы настоящие лаборанты. Посмотрите, ребята на свои рабочие столы. У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду набрали из реки. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобится в работе.

-Ребята, все готовы. А теперь внимание. Сейчас я предлагаю вам выбрать любой фильтр и попробуйте профильтровать воду.

 -Все ребята профильтровали? Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? -вода стала чистой? (ответы детей: нет). (Дети рассказывают, кто какой фильтр взял, стала ли чистой вода?)

- А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду через ватные диски. В воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки) . Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да) . Конечно, этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

- Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята, что стало с водой? (ответ детей: она стала ещё чище) Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях. Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду. Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду? (ответы детей: правильно, через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду) .

 Воспитатель:

- Рядом с нашим поселком тоже протекает река. Как она называется? (Северский Донец) Что мы можем сделать для того, чтобы вода в реке была чистой? (ответы детей).

 

Воспитатель:

 - Ведь без воды мы не сможем жить. Мы должны беречь наши реки. Чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Воспитатель:-что интересного для вас было сегодня на занятии? Чему учились? Сегодня вы научились фильтровать воду и запомнили правила поведения в природе (демонстрация символов – запрещающих загрязнение водоёмов) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...