"Превращение как важнейшее мыслительное действие дошкольников".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гладченко Ирина Александровна

Выступление на Педагогическом совете по стеме самообразования "Превращение как важнейшее мыслительное действие  дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashchenie.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию.

Воспитатель: Гладченко И.А.

"Превращение как важнейшее мыслительное действие  дошкольников".

Способность к преобразованию - очень важная составляющая творческих способностей дошкольников. Творчество есть процесс создания принципиально нового продукта. Возникает вопрос: откуда может быть взят этот продукт?

Впервые ответ нашли исследователи мышления животных и человека, принадлежавшие к известному психологическому направлению гештальт - психология (М.Вертгемер, К.Коффка, В.Келер и др.). Они показали, что новое возникает сначала как результат умственной деятельности, а затем воплощается в практике. При этом сама умственная деятельность оказывается весьма примечательной - она заключается в том, то человек не просто придумывает или находит нужное новое решение (новый продукт), а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается.

Полается, то новое в результате преобразования того, то имеется человека на данный момент. Гештальт - психологи не смогли объяснить доходчиво, как же совершаются эти преобразования.

Отечестенные психологи А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и другие пришли к выводу: преобразования совершаются с помощью действий. Поэтом проблема свелась к тому, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта. Именно этот подход привёл к пониманию того, что в основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.

Способности к преобразованию изучались в исследованиях Н.А.Багдасаровой, Л.Ф.Баяновой, О.Д.Галимова, Е.С.Ермаковой, Е.Е.Крашенинникова, И.БШияна, О.А.Шиян и других, выполненных под руководстом Н.Е.Вераксы. Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию.

Например, имея кусок пластилина, мы можем сделать его длинным, растянув его, или коротким, отщипнув от него кусок. Можем сделать мягкий пластилин твёрдым - для этого достаточно положить его в холодильник.

Во всех этих случаях мы преобразуем исходную ситуацию по определённому правилу: выбираем какое-то свойство ситуации и превращаем его в противоположность. Такая процедура называется действием превращения одной противоположности в другую.

Превращение является важнейшим из мыслительных действий. Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществляет это на практике.

Дествия превращения совершаются не только в мышлении человека. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, зима -  лето, новые вещи - в старые и т.п.

Эти процессы лежат в основе соответствующих действий. Нажав на выключатель, темноту мы превратим в свет, вымыв руки с мылом, из грязных мы сделаем их истыми и т.д.

Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребёнок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.

Очень важно в процессе познавательно - исследовательской деятельности обращать внимание на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.

Мир физических явлений, окружающих ребёнка, даёт огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.

В течении года в нашей средней группе был реализован проект "Если опыт проведём, всё на свете мы поймём!", главной целью которого было знакомство детей с физическими явлениями природы в процессе выполнения опытов и экспериментов.

Сентябрь - знакомство с противоположностями (НОД "Наоборот").

Октябрь - развитие умения находить и различать противоположности, НОД "Большой - маленький" (физическое явление роста).

Ноябрь - поиск превращений, формирование действия "превращения", НОД "Превращение" (физические явления: рост, смена дня и ночи).

Декабрь - освоение схемы превращения НОД "Схема превращения" (физические явления: смена дня и ночи, времён года).

Январь - развитие представлений о превращении льда в воду, о смене времён года, НОД "Лёд - вода" (физические явления: превращение льда в воду, смена времён года).

Февраль - формирование представлений о твёрдых веществах, открытый просмотр НОД "Лёд и камень" (физическое явление: превращение льда в воду, смена времён года).

Март - развитие способности к преобразованию, НОД "Жидкое - твёрдое" (физическое явление: отвердение веществ, смена времён года).

Апрель - формирование представлений о свойствах веществ, развитие способностей к преобразованию, НОД "Свойства веществ" (физические явления: преобразование веществ).

Май - формирование представлений о воздухе и его свойствах, НОД "Воздух и его свойства" (физическое явление: ветер).

В течение года с детьми проводились беседы, игры, чтение художественной литературы по вышеуказанным темам, пополнялся уголок экспериментирования: предметными картинками, резиночками, камушками, воздушными шариками, были приобретены лупы.

Познакомив детей с противоположными понятиями, объяснив и показав детям, то такое процесс превращения на простых примерах, дети без особого труда освоили схему превращения. Им стало гораздо легче понять физические явления природы.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Одно из таких сложных понятий  — классификация. (Это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации).  Классифика­ция явлений, предм...

Беседа с родителями "Активация мыслительных процессов-это важно!"

Беседа с родителями "Активация мыслительных процессов-это важно!"...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...