Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования
статья по теме

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                                                                                                                             Файдрова Л.Х.

                                                                                                                                                           воспитатель

                                                                                                                                                               г. Нижнекамск

                                                                                                                                                             МБДОУ № 88

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребёнка в самый синзитивный период его жизни. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребёнка, поэтому нами было взято направление на повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка.

 Нравственно-патриотическое воспитание, опирающееся на традиционную отечественную культуру, при накоплении социального опыта в Татарстане, в своём родном городе. Приобщение к миру его культуры, при ознакомлении с географическим, национальным и природно-экологическим своеобразием региона. 

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. 

Экологическое воспитание детей проводится через включение педагогов и специалистов ДОУ в инновационную деятельность, через освоение ими вариативных образовательных программ, педагогических технологий, через разработку ими собственных оригинальных программ.

 В саду осуществляется внедрение регионального компонента в эстетическое, экологическое воспитание детей, обобщается опыт работы. Так же  проводится кружок « Родной край – зелёная колыбель»  в котором формируется начало экологической культуры Татарстана. 

 На экологическом конкурсе чтецов дети рассказывали стихи о насекомых, о деревьях, кустарниках, о заботливом к ним отношении; играли в экологические игры, пели песни о своём крае, о любви к нему. 

Экскурсии по родному краю оставляют огромное впечатление в маленьких детских сердцах, и конечно же после их посещений дети намного добрее относятся к растениям, птицам, животным, насекомым.  Наблюдая красоту окружающего мира ( у озера, в саду, в лесу) - всегда вспоминаешь с детьми слова «Если я сорву цветы, если ты сорвёшь цветы, если все сорвут цветы – то не будет красоты…» 

Ребенок, как и любое живое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Все знают, насколько общение с природой  благоприятно для взрослого человека. У ребенка же эти процессы происходят во много раз интенсивнее, он буквально впитывает в себя все происходящее вокруг.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает, понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы ребенок научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Детям свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует развитию ребенка как личности, создает условия для познавательного и эколого – эстетического развития, оздоровления ребенка, формирования нравственных качеств и экологически правильного поведения.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение календаря наблюдений, занятия, целевые прогулки,  экскурсии, использование игровых обучающих ситуаций. Большую роль в экологическом воспитании играют литературные произведения, картины, которые доступно и достоверно знакомят с явлениями природы, характерными особенностями и образом жизни животных, насекомых, птиц. Произведения искусства учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Знакомство с наиболее яркими явлениями природы целесообразно проводить через любование ими. Ребенок выражает свое отношение к ним с помощью слова и эмоций. Часто можно наблюдать, как дети рвут цветы, собирают насекомых. Прочитала детям про переживания одного мальчика: “Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.  И тогда я понял, что прикасаться к природе можно только сердцем”. Задала вопрос: “Почему к природе можно прикасаться только сердцем?” Обратила внимание детей на результаты их деятельности. Они наглядно увидели ответ на этот вопрос. После таких бесед дети начинают бережнее относиться к природе, перестают бездумно ломать ветки, рвать цветы, ловить насекомых. Знакомя детей с природой  необходимо раскрыть все богатство растительного и животного мира, показать прямую зависимость человека от природы. Подвести детей к пониманию того, что природа может существовать без человека, а человек без нее – нет. Люди пользуются дарами природы, не всегда заботясь о последствиях своих действий. Загрязнение воздуха, водоемов, земли поставило под угрозу не только здоровье, но и жизнь людей.

Чтобы как то наглядно объяснить детям как страдает природа без помощи человека, познакомила их с   “Красной книгой” Татарстана, показала ее. Вместе с детьми рассмотрели иллюстрации растений, животных и насекомых. Отметили их своеобразие, неповторимость и красоту. Спросила детей, как они думают, почему у книги такой цвет. Дети отвечали, что красный цвет яркий, красивый, ее сразу видно. Спросила, какие чувства еще вызывает этот цвет. Подвела детей к пониманию, что красный цвет – это цвет опасности, тревоги. Предложила подумать, почему так назвали книгу и дали ей такой цвет. Объяснила детям, что многие растения и животные, занесенные в “Красную книгу”, находятся на грани исчезновения т.е. в ближайшем будущем они могут исчезнуть с лица земли и от этого природа станет беднее. Необходимо показать ценность каждого вида растений и животных, их взаимосвязь. Исчезнет один вид, могут исчезнуть и другие, поставив под угрозу существование человека на земле. Предложить детям подумать, что же мы можем сделать для того,  чтобы сохранить природу Татарстана? Составить с детьми правила поведения на природе, можно предложить нарисовать или сделать в форме аппликации запрещающие знаки. Предложить детям составить альбомы лекарственных растений, растительного и животного мира нашего края. Эта работа позволит детям взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира. Организовать чтение глав из книги “Экология в картинках”, стихов “Земля прекрасна” (Пьер Мананто), “Крылатое деревце” (Михаил Яснов). Все эти произведения глубоко трогают души детей, находят в них эмоциональный отклик, чувство сострадания, сопричастности, сопереживания.

Подводя итог вышесказанному, в настоящее время продолжаю работу по избранным ранее приоритетным направлениям (нравственно- патриотическое воспитание детей, художественно-эстетическое развитие детей, охрана и укрепление здоровья детей). Но как диктует время, без экологических основ всё это не позволит нам перейти на качественно новый этап в развитии и образовании детей. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...

Сообщение из опыта работы Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования через организацию мини – музея в ДОУ

Тенденции современного мира требуют, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук челов...