Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
проект (старшая группа) по теме

«Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».

Актуальность. На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

 Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Цель. Приобщение детей к культуре татарского народа.

Задачи.

  1. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм.
  2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, к родной земле.
  3. Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками.
  4. Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.
  5. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

По продолжительности проект долгосрочный (1год); познавательно – творческий.

Подготовительный этап.

  1. Подбор материала для бесед, игр и занятий.
  2. Сбор иллюстрации, демонстрационного материала, литературы.
  3. Подбор фольклорного материала.
  4. Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
  5. Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).

Работа над проектом.

Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.

Прогнозируемый результат.

Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:

  • нравственно-патриотические чувства;
  • основы национального самосознания;
  • умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
  • положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских
  • писателей; предметам народной культуры.

Тематический план

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Народная культура и традиции татар.

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

Октябрь

«Я и моя семья». Обычаи и традиции.

Знакомство с понятием «Семья» - Гаиля. Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

 Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Ноябрь

Народные татарские праздники и игры.

 Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются.

«Праздник гуся – Каз омясе».

Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони».

День татарских народных игр.

Декабрь

Татарская национальная одежда (мужская и женская).

Художественное творчество.

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов.

Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой.

Январь

Национальная кухня и гостеприимство татарского народа.

Ознакомление с  национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др.

Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо»

Ознакомление с правилами приема гостей в татарских семьях.

Февраль

Татарстан.

Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.

Знакомство со столицей Татарстана – город Казань.

Развлечение «Путешествие в Татарстан»

Март

Устное народное творчество

Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора.

Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Знакомство с татарскими народными сказками.

Слушание татарских мелодий.

Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы».

Апрель

Творчество поэтов и писателей Татарстана.

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале» (Леший).

Разучивание стихотворения Г.  Тукая «Работу закончил – можно поиграть»

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк».

Экскурсия в библиотеку.

Расширить представление детей о татарском народе.

Май

Люби свой край и воспевай.

Фестиваль славянской культуры «Дикий пион»

Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник.

Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.

«Венок дружбы». Представление татарской площадки.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
  2. Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
  3. Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
  4. «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
  5. «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».

Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»

приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...

Проект "Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственн...

Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...

Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...