Хранители традиций.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лаптева Светлана Ивановна

    В этом направлении мною разработаны и успешно используются  конспекты образовательной деятельности, с помощью которых, успешно удается закреплять и систематизировать знания детей о родном крае, о народах населяющих Чукотку, о растительном и животном мире, уточнять знания о национальной одежде коренных народов; развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; чувство уважения к людям коренной национальности, их труду и мастерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hraniteli_traditsiy_lapteva_s.i_anadyr.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лаптева Светлана Ивановна,

Воспитатель,

МБДОУд/с «Ладушки»,

г. Анадырь

Хранители традиций.

  Если мы хотим сохранить национальную культуру и традиции родного края, научить детей любить свой народ, родной язык, начинать нужно с раннего детства. Детскому саду, не должна отводится роль только «хранителя традиций». Назначение дошкольной орагнизации состоит в том, чтобы дать детям начальные знания истории, самобытной культуры, традиций и обычаев своего народа, приобщить к системе его культурных ценностей и духовному наследию.

Воспитывать у ребенка гордость за свой край, способность осознавать себя носителем национальной культуры, развивать желание и потребность быть его достойным представителем. Основная цель –пробуждение интереса к истории и культуре родного края.

   Педагогический коллектив детского сада «Ладушки», поставил перед собой задачу обогатить имеющийся информационно-наглядный материал о жизни и культуре народов Чукотки, с целью широкого ознакомления детей. Для этого в каждой группе созданы национальные уголки, экспозиции передающие  быт и жизнь народов Крайнего Севера.
   В детском саду была создана творческая группа, для работы в этом направлении, собран материал о мифах, сказаниях, праздниках и обрядах народностей Чукотки, а так же обычаи и запреты, макеты предметов быта коренных жителей. Сделана подборка национальных подвижных игр, сценарии национальных праздников, распространенных на Чукотки с целью воспитания у детей чувства гордости за родную культуры, через организацию их досуговой деятельности.

    На непосредственной образовательной деятельности педагогический коллектив знакомит детей с фольклором, проводится занятия по изучению родного края, где дети получают необходимый минимум знаний о культуре коренных народов, населяющих Чукотку.

    В этом направлении мною разработаны и успешно используются  конспекты образовательной деятельности, с помощью которых, успешно удается закреплять и систематизировать знания детей о родном крае, о народах населяющих Чукотку, о растительном и животном мире, уточнять знания о национальной одежде коренных народов; развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; чувство уважения к людям коренной национальности, их труду и мастерству.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Мой родной край»

Цель:познакомить детей с природой Чукотки,  развивать умение отражать в речи полученные впечатления,   воспитать любовь к родному краю, желание беречь и охранять природу.

Оборудование: аудиозапись, наглядный материал, картинки, фотографии.

Ход ОД:

-Ребята, сегодня мы побеседуем о интересном крае и народах населяющих этот край. В этом замечательном крае живём и мы с вами. Как он называется? (Чукотка)

-Да, мы с вами живём на самом краю нашей большой страны – на Чукотке. На Чукотке начинается утро, начинается жизнь. А какой главный город на Чукотке? (Анадырь)

-Да, Анадырь и мы с вами живём в этом городе. Что вы можете сказать о своём городе? (красивый, стоит на берегу лимана, много улиц…)

-Но ведь на Чукотке люди живут не только в одном городе Анадырь, но и в других городах и посёлках. Какие вы знаете города и посёлки? (Рассматривают на карте, называют)

-Многие люди приезжающие на Чукотку, говорят, что холодно и скучно. Правда ли это? (Нет)

-Вот что ответил таким людям чукотский поэт Виктор Кеулькут в своём стихотворении.

Чтение стихотворения «Неправда это»

                              «Иногда от людей я слышал,

                              Что у нас не житьё, а горе.

                              Злые ветры срывают крыши

                              Постоянно бушует море.

                              Скучно, холодно и пустынно

                              Ни весны мол здесь нет, ни лета.

                               Вы спросите у чукотского сына,

                               Я отвечу – не правда это!»

-Чукотка – это суровый край: длинная зима, короткое лето, лишь незаметные штрихи осени, весны. И хотя у нас на Чукотке холодно, но здесь живут прекрасные люди, которые не боятся ни жгучих морозов, ни холодных ветров, ни пурги. Они очень любят край, в котором они живут и трудятся. Кто же живёт на Чукотке? Люди каких национальностей? (Русские, украинцы, чукчи…)

-Да, здесь живут люди разных национальностей: русские и украинцы, чукчи и эскимосы, юкагиры и эвены, но чукотская земля это родина чукчей, эскимосов, юкагиров, коряков, эвенов. Их называют коренными жителями. Как вы думаете, почему их так называют? (Они родились, живут и трудятся здесь)

-Правильно, как когда-то жили и работали их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

К нам в гости сегодня пришла чукотская девочка Аня. Аня пришла в чукотском национальном костюме. Посмотрите, какой красивый костюм.

-Какую национальную чукотскую одежду вы знаете? (Кухлянка, малахай, торбаса)

-Аня очень хочет послушать, что вы знаете о чукотском крае, в котором вы живёте, о её родине. Давайте расскажем ей, что мы знаем, а я помогу вам вопросами.

-В каком жилище раньше жили коренные жители? (В яранге)

-А где они живут сейчас? (В домах)

-А кто-нибудь сейчас живёт в ярангах? (Оленеводы, охотники)

-А кто знает, из чего и как построить ярангу? Шалашом ставятся жерди и обтягиваются оленьими шкурами. А как вы думаете, почему именно шкурами? (Шкуры не продувает ветер, сохраняют тепло)

-Послушайте стихотворение, которое написала чукотская поэтесса А.Камытваль «Как построить ярангу»

-Но как бы не было тепло в яранге, жителям очень тяжело жить в них, так как в них нет окон, темно, много копоти.

-А как вы думаете, какая самая распространённая профессия коренных жителей? (Оленеводы)

-А как ещё по- другому можно назвать оленевода? (Пастух)

-Почему? Что он делает? Какая это профессия? (тяжёлая, он пасёт оленей, оберегает их от волков, лечит, если они заболели, подкармливает зимой)

-Чем питаются олени? (Мхом, ягелем, грибами)

-Как олень добывает себе пищу зимой? (Копытом разгребает снег)

-Какую пользу приносят олени? (Перевозят груз, из их шкуры делают яранги, шьют одежду, обувь, мясо – употребляют в пищу, из рогов оленя делают лекарство)

-У нас на Чукотке есть немало животных и птиц. Давайте вспомним: я буду загадывать загадки про них, а вы отгадывать.

Кто это зимой с рогами,

А весной без рогов?    (Олень)

Хозяин тундровой

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.   (Медведь)

-Какой медведь? (Бурый) А какие ещё медведи есть на Севере? (Белые) Как ещё называют белого медведя? (Умка)

Косоглазый, маленький

В белой шубке, в валенках.   (Заяц)

Зверь усатый, неуклюжий

Еле ползает по суше.

Море даже подо льдом,

Для него желанный дом.

Там он ловок и проворен

Может плавать целый день!

Он с рожденья любит море,

А зовут его… (Тюлень)

-А каких животных вы ещё знаете? (Моржи, нерпы, евражка, песец…)

-Мы вспомнили почти всех животных, но совсем забыли о самом верном друге человека. О ком? (О собаке) У чукчей, живущих в посёлках, в каждой семье есть по 8-10 собак. Как они помогают своим  хозяевам? (Охраняют стадо, перевозят людей, груз)

Не каждая собака выдержит суровые испытания тундры. Поэтому на Чукотке живут особые породы собак: Северные лайки и чукотские ездовые. Это очень сильные, выносливые собаки, не боящиеся ни пурги, ни морозов. Они очень помогают своим хозяевам.

-Я хочу загадать вам ещё одну загадку:

Много ягод у неё,

Много зверя у неё.

Не скупа, наоборот

Всё нам щедро отдаёт.

Что это?     (Тундра)

-Да, это тундра. Тундра нам очень много дарит, это действительно щедрая земля. Что растёт в тундре? (Ягоды, грибы, цветы, травы, мох…)

-Какие ягоды вы знаете? (Голубика, морошка, шикша, брусника,)

-Ну что, Аня, понравилось тебе, как отвечали наши дети? Видишь, сколько много они знают о своём крае; суровом, но очень красивом, крае, в котором они живут, а многие и родились здесь.

Что известно вам о Севере?

Нам известно всё о нём.

На далёком белом Севере

Даже ночь бывает днём.

Север – это звон упряжек,

И под снегом – мёрзлый мох.

Север – это край, где пляшет

Над ярангами дымок.

- Спасибо, Аня, что ты пришла к нам в гости. Приходи к нам ещё!

Список литературы:

  1. Бурыкин А.А. Чукотские загадки.  Для дошкольного и младшего школьного  возраста, СПб.: ООО «Мистрал»,  2006.-48с.
  2. Выквырагтыргына Л. Лымнылтэ6 сборник сказок народов севера.- СПб.: Издательство Политех.универ., 2011.-59с.
  3. Носков А.А., Северята.-ГУИПП «Омский дом печати»,2000.-319с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хранители традиций народной игрушки

Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.например: когда я работала в малыш. гру...

Хранители традиций

                 Фрагмент  непосредственно – образовательной  деятельности по  художественно – эстетическому развитию...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ангел Хранитель. Традиции празднования именин"

Материал конспекта позволит воспитателям расширить представления детей  о значении Дня Ангела для каждого человека, значении имен, значении покровителя, научит отличать День Ангела от именин, поз...

Хранители традиций

Хранители традиции русской национальной культуры. ...

Проект «Семья – хранитель традиций»

    Идея проекта заключается в том, чтобы познакомить детей и их родителей с разнообразием семейных обычаев в каждой семье. Это поможет на практике сформировать духовно-нравственое...

Проект "Семья-хранители традиций"

Проект "Семья-хранители традиций" имеет высокую актуальность, так как способствует сохранению ценностей и традиций, формирующих прочный фундамент для здоровых и гармоничных отношений в семье...