«Баян – хранитель культурных традиций русского народа»
проект (старшая группа)

Старцева Наталья Александровна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей, воссоздание и сохранение этих традиций – одна из важнейших задач нашего времени. Сегодня этот вопрос наиболее актуален, так как повсеместно идёт утрата национальной культуры, национальных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида» г. Сыктывкара

Исследовательская деятельность

«Баян – хранитель культурных традиций русского народа»

Для детей старшей группы

Подготовила:

музыкальный руководитель:

Старцева Н.А.

2020 г.

Цель исследования:Формирование представления дошкольников о русском народном музыкальном инструменте – баяне, через опытно-познавательную деятельность.

Для достижения цели поставлены следующие задачи-этапы:

1. Обучающие: Исследовать историю возникновения баяна, описать   разновидности музыкальных инструментов, научить делать выводы по окончанию каждого опыта.

2.Развивающие:развивать познавательную активность детей; развивать речь детей; развивать восприятие формы и мелкую моторику, развивать музыкальные способности.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Программа исследования:

1.Изучение литературы по теме ««Баян – хранитель культурных традиций русского народа»

2. Сделать альбом «Всё о баяне».

3. Исследование истории возникновения баяна, разновидностей баянов и значение, и роль баяна в современной жизни.

4.Мини-выствка баянов, аккордеонов, гармошки.

5.  Провести анкетирование, с целью выяснить понимание у детей значимости народных инструментов в сохранении культурных традиций нашей страны.

6. Обработка результатов исследования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей, воссоздание и сохранение этих традиций – одна из важнейших задач нашего времени. Сегодня этот вопрос наиболее актуален, так как повсеместно идёт утрата национальной культуры, национальных традиций.

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и есть свой народный музыкальный инструмент: у украинцев это бандура, у молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, а у русских – балалайка, гармошка и баян.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе.

Гипотеза исследования: является ли баян хранителем традиций русского народа.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование,анализ.

Объект исследования – русский народный инструмент баян.

Предмет исследования – воспитательное значение баяна в формировании патриотического воспитания и осознании важности сохранения культурных традиций детьми старшего дошкольного возраста.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течении одной недели.

1.История возникновения баяна.

Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов, приехав на ярмарку в Нижний Новгород был очарован губной гармошкой и, привезя её на оружейную фабрику в Тулу организовал массовое производство гармоник

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. После за дело взялись саратовские мастера. Следом вятские мастера уже модернизировали инструмент.  Гармоника стала принимать более привычный нам вид.   Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

            Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы.         В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость.

В 1907 году мастер Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Мастером названа гармонь была баяном, чествуя Бояна - легендарного певца-сказателя древней Руси. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.

Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений. Баян становится во - истину народным. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.

Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых, до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.

В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.    

     И в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем.

 И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

2. Разновидности баяна.

Правая клавиатура у баяна бывает  трех-, четырех- и пятирядной, левая- трех- пяти- или шестирядной.

Типы баяна: концертный, оркестровый и ученический.

Концертный баян, оснащён регистровыми переключателями, изменяющими тембр звучания баяна. Они имеют многорядную правую и левую кнопочную клавиатуру, множество переключателей - регистров, позволяющих управлять многозвучием инструмента так же, как это делается у аккордеона.

Иной разновидностью баянов являются оркестровые баяны (пикколо, альт, прима, тенор, бас, контрабас), которые применяются в оркестрах баянистов. В связи с широким развитием в нашей стране художественной самодеятельности спрос на оркестровые баяны (особенно в последнее время) сильно возрастает.

    Баяны для начального обучения в детских музыкальных  школах или студиях имеют чистое, унисонное звучание язычков, ответственных за тот или иной музыкальный тон. Вес таких инструментов не превышает десяти килограммов.

 3.   Значение и роль баяна в современной жизни

Баян в жизни русского народа был больше, чем просто музыкальный инструмент. Баян и гармонь, можно смело сказать, считаются нашими культурными и национальными символами. Символом надежды и веры.

Баян пошел все этапы жизни нашего народа и радостные и горькие. Песни под баян стали символом эпохи, с песнями строили БАМ, покоряли тайгу. С песнями русский народ  отвоевывал у природы право жить в суровых северных условиях. И не случайно в устах народа музыкальный инструмент баян   приобретает роль одушевленного организма, друга и товарища. «Вместе веселей!».

Даже в военные годы, в промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! Именно баян прошел весь нелегкий путь русского война от Бреста до Берлина, что бы у здания поверженного Рейхстага развернуть меха в победной песне

В последнее время, можно заметить всплеск и интерес к народным традициям. Оставаясь, как прежде любимым фольклорным инструментом, баян утверждается на вершине музыкального олимпа, он вырос, занял достойное место в ряду большой музыки и стал символом  русского народного искусства.

С 1986 года на «Первом» канале транслируется телепередача «Играй, гармонь любимая!», посвящённая русскому народному музыкальному творчеству России. Её основателем и ведущим был ГеннадийЗаволокин. С 2001 года ведущими являются Анастасия и Захар Заволокины (дети Геннадия Заволокина). Съёмки передачи проходят во всех регионах России. Особая заслуга Геннадия Заволокина состоит в сохранении русской традиции.

В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Вновь пошли заказы на изготовление гармошек. Хотя следует признать, что из 22 фабрик по изготовлению гармони осталось только 2: Тульская и Шуйская. 

Известный аккордеонист-виртуоз Пётр Дранга, Сергей Войтенко и его «Баян- микс», и другие исполнители.

На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х  годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными  и музыкальными традициями. 

В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках, а в его лице – всем гармонистам-фронтовикам.

Созданы музеи музыкальных инструментов по всему миру. И из них четыре музея гармоник - в Германии, Италии, США и в России. Музей русской гармоники расположен в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице.

4. Результаты анкетирования детей.

        Мною были составлены вопросы для анкетирования детей старшей группы №9, ДОУ №92 по теме «Баян – хранитель культурных традиций русского народа». Было подготовлено 30 анкет.

       В анкетировании приняли участие 24 воспитанника. В анкете было предложено 4 вопроса.

На первый вопрос анкеты «Знакомо ли вам слово «баян?» выяснилось, что 19 человек ответили положительно,5 человек ответили отрицательно.

 В ходе исследования выяснилось, что большинство опрошенных (16 человек) ответили, что баян – это музыкальный инструмент, 2 человека – что это музыкальная форма, 6 человек – фамилия композитора.

На третий вопрос анкеты «Слово «баян» произошло от:» имени древнего сказителя-певца (15 чел.), название города, где он появился (9 чел.).

На последний вопрос анкеты:» Является ли баян хранителем традиций русского народа» все дети однозначно ответили - «да»(24 чел.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все опрошенные считают, что баян является хранителем традиций русского народа.

Гипотеза подтвердилась:баян является хранителем традиций русского народа.

Заключение

В последние годы, гармонь очень медленно, но довольно уверенно возрождается. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов, как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений. Исследуя интернет-пространство, можно заметить, что зарождается очень большой интерес к записям гармонистов, люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре на инструменте. Активно баян и гармошка представлены на эстраде. Пропагандируя не только как эстрадный, но и исконно русский, родной инструмент, являясь хранителем традиций русского народа.

Я считаю, что исполнительство на гармонике будет расти и совершенствоваться. И вот что радует: стали сейчас в нашей стране проходить конкурсы, настоящие праздники русской гармошки, на которые съезжаются гармонисты-любители со всей страны. Благодаря телевидению и мы все можем слушать их замечательную игру. Спасибо Геннадию Заволокину! Именно он придумал и воплотил в жизнь такую замечательную идею. Интерес к исконно русским, родным традициям возрождается. И это правильно! Юное поколение, мы, должны знать свои истоки, должны помнить, где наш дом, наша страна, наша Родина! Думаю, что будущее гармони и баяна в руках молодых, талантливых музыкантов и их педагогов, а также в слушателях, поклонниках их великого творчества. Хочется верить, что в 21 веке, русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.

Список литературы:

  1. А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.
  2. А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.
  3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.
  4. С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.

Интернет-ресурсы:

1. https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-na-temu-bayan-hranitel-kulturnih-tradiciy-russkogo-naroda-1600065.html

2.https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_tema_bayan_kak_hranitel_muzykalnyh_traditsij_russkogo_naroda-14562

3.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/11/19/issledovatelskaya-rabota-0

4.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/02/07/otkrytyy-urok-muzyki-pevtsy-russkoy-stariny-bayan-sadko

5.https://toolsmusic.ru/yazyichkovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-bayana.html

     6.Детям о музыке: www.muz-urok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

"Возрождение культурных традиций русского народа"

Пояснительная записка Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки,...

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

Приобщение культурным традициям русского народа

Знакомить детей с фольклорными произведениями русского народа. Воспитывать любовь к родному языку. Вызвать у детей интерес и желание поиграть, создать радостное настроение....

«Тряпичная кукла в возрождении народных культурных традиций русского народа»

Актуальность данного проекта заключается в том , что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной ку...