Родительское собрание по проблеме патриотического воспитания Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Назаренко Людмила Афанасьевна

Родительское собрание с целью: формирования представлений родителей в вопросах воспитания патриотизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Родительское собрание    

             по проблеме патриотического воспитания

Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»

                                       в группе №3

           МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145»

                                                                              Подготовила Назаренко Л.А.

                                               Хабаровск

                                                   2017

Родительское собрание. «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»

Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи:

- Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о национальной культуре

- Способствовать формированию понятий о Родине, родном крае, городе.

- привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,

- раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной город Хабаровск".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Хабаровске.

Ход собрания.

1. Вступление.

Воспитатель Назаренко Л.А. знакомит родителей с фотовыставкой, альбомом, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира!

Мама и папа, соседи, друзья.

Город любимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котёнок… и я.

3. Круглый стол. Дискуссия «Какого человека мы называем гражданином?»

В: Здравствуйте уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи «Встреча с интересными людьми». А интересные люди – это все мы, все вы.

- Скажите, пожалуйста, нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?

Некоторые говорят: «Ой, да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются». Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».

-Как вы, уважаемые родители считаете, что означает это слово «ПАТРИОТИЗМ»?

(слово "патриотизм" выставить на доску).

(ответы родителей)

Патриотизм - (греч. πατριώτης  (патриотис)— соотечественник, πατρίς — отечество) —    нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё (Родины).

     Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя    

             (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к

             стране и своему гражданству, языку, традициям)    

с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа  .  Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства .

Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства». 

С младенчества ребёнок слышит родную речь.  Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.

Что значит «Быть гражданином своей страны»?

Это значит

  1. сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной,
  2. обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину именно в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание нужно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели   знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Хабаровск».

 Игра для родителей «Узнай по голосу»

5. « Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?» (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

1     Как называется наш город и жители этого города?

   Хабаровск         Хабаровчане

2      Назовите дату образования Хабаровска (1858)

         Кто основал наш город Хабаровск?

Основан в 1858 году как военный пост Хабаровка, назван в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Первыми жителями были, в основном, военные и их семьи. В 1880 году Хабаровка получила статус города и была назначена административным центром Приморской области, город стал активно развиваться. В 1893 году город был переименован в Хабаровск.

• Когда г. Хабаровск  празднует свой День рождения?

       31 мая

   Что в обозначает название нашего города?

3    Что изображено на гербе города и что этот символ означает? 

В цветовой палитре, в оформлении щита присутствуют червленый, серебряный, лазоревый. Они совпадают с цветами государственного флага Российской Федерации и имеют глубокое символическое значение. Для изображения главных героев символа использованы: золотой с черным – для уссурийского тигра; черный с серебряным – для грозного медведя. Малый щит, занимающий центральное место, увенчан башенной короной. Сам щит золотого цвета, он разделен вилообразным лазоревым крестом. В нижнем поле можно рассмотреть изображение рыбы, окрашенной в червленый цвет.

4    Какого цвета флаг нашего города?            

Белый зелёный голубой.

     Что символизируют  эти цвета?

Цвета флага Хабаровского края означают:

  • белый — символ чистоты, добра, скромности, безоблачного мирного неба и чистоты помыслов жителей Хабаровского края;
  • голубой — символ красоты, мягкости, величия, обширных водных ресурсов Хабаровского края;
  • зелёный — символ надежды, радости, изобилия, уникальной флоры и фауны Хабаровского края, «бескрайнего моря тайги».

Первоначально положение о флаге содержало следующие два пункта, удалённые в 1997 году:

1.4. Флаг Хабаровского края выполнен под девизом: «Раз где поднят русский флаг, он опускаться не должен». (Император Николай I).

  • 1.5. В целом флаг Хабаровского края символизирует:
    — мирные, доброжелательные, человеколюбивые устремления жителей края, их безграничное гостеприимство и милосердие; — безупречную верность друзьям и бескорыстную взаимопомощь;
    — пробуждение и обретение величия и красоты народами, проживающими в крае;
    — радостную, изобильную, экологически чистую жизнь.

5     Каких известных почётных горожан Хабаровска вы знаете?

Наволочкин Николай Дмитриевич (1923-2013)  Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны

Сысоев Всеволод Петрович (1911-2011)  Заслуженный работник культуры РСФСР,
учёный, краевед, писатель, участник Великой Отечественной войны

Травкин Сергей Степанович (1922-2006)  Заслуженный работник культуры Российской Федерации, участник Великой Отечественной войны, председатель Хабаровской секции Российского комитета ветеранов войны, ветеран труда

Ишаев Виктор Иванович  Полномочный представитель Президента Российскойт Федерации в Дальневосточном федеральном округе

Гнетнев Владимир Семенович (1924-1992)  Составитель поездов станции Хабаровск-2,
Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны

Жаров Василий Андреевич  Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны, заслуженный ветеран завода им. С. М. Кирова, ветеран труда

Киреева Мария Яковлевна  Отличник народного образования РСФСР, Отличник просвещения СССР, участник трудового фронта Великой Отечественной войны, ветеран труда

Панасенко Петр Евстафьевич (1915-2007)  Герой Социалистического Труда, участник трудового фронта Великой Отечественной войны, ветеран труда

И так далее.

6     Какие улицы города названы в честь героев России.

Улицы разведчицы  Зои Космодемьянской, партизанки Лизы Чайкиной, молодогвардейцев Сергея Тюленина и Олега Кошевого, летчика Николая Гастелло, первым совершившим таран..
Улицы Героев Советского Союза - Бондаря Георгия Герасимовича,  Голубкова Николая Николаевича,  Дончука Василия Ивановича, Кочнева. Владимира Георгиевича, Павловича Ивана Михайловича, Яшина Виктора Николаевича, Дикопольцева  Евгения Александровича, Рокоссовского Константина Константиновича, Малиновского Родиона Яковлевича,   Черняховского  Ивана Даниловича, Улица Панфиловцев,  Дмитрия Фоломеева и Василия Галактионовича Шелеста,  Дмитрия Леонтьевича Калараша, Грищенко Павла Яковлевича, Редько Филиппа Ефимовича, Езерского Бориса Григорьевича. Улица заслуженного архитектора РСФСР Мамешина Ефима Дмитриевича и другие.

7    Как называется река, на которой стоит город Хабаровск?

 Амур

    Как переводится название реки Амур?

- тунгусо-маньчжурский язык  «амар», «дамур» — «большая река».

- Китайцы называли Амур «Хэйхэ»  «чёрная река»,  затем «Хэйлунцзян» «Река чёрного дракона»).  Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.

8     Какой памятник стоит на привокзальной площади города? Кто этот человек?

Памятник Ерофею Павловичу Хабарову

Русский землепроходец.. (1603 - после 1671) Ерофей Павлович Хабаров-Святитский, крестьянин из-под Устюга Великого. В молодые годы Хабаров ходил на промысел пушного зверя на Таймырский полуостров; потом он занимался солеварением в Соли-Вычегодской. В 1632 году, бросив семью, он прибыл на Лену. Около семи лет он скитался по бассейну реки Лены, занимаясь пушным промыслом. В 1639 Хабаров – осел в устье Куты, засеял участок земли, стал торговать хлебом, солью и другими товарами, а весной 1641 перешел в устье Киренги, распахал 60 десятин земли и построил мельницу. Но главным его богатством была соляная варница. За солью добытчики охотились словно за золотом. Но процветал Хабаров недолго. Воевода Петр Головин забрал всю землю, весь хлеб и соляную варницу, а самого хозяина засадил в Якутском остроге в тюрьму, из которой Хабаров вышел в конце 1645 года гол как сокол . На смену Головину в 1648 году пришел воевода Дмитрий Андреевич Францбеков, Хабаров стал просить нового воеводу снарядить отряд в даурские земли. Воевода предоставил экспедиции суда  якутских промышленников. Хабаров набрал отряд

9   Какие улицы Хабаровска вы знаете?

10    Какие музеи есть в нашем городе?

  1. Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова 
  2. Музей Рыбы Амура 
  3. Музей истории Амурского моста 
  4. Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа
  5. Музей Археологии им. А. П. Окладникова 
  6. Музей истории г. Хабаровска 
  7. Дальневосточный художественный музей 
  8. Геологический музей 
  9. Картинная Галерея им. А. Федотова 
  10. Галерея 3D картин 

   11  СКВ-Галерея 

   12  Музей Тихоокеанского Государственного Университета 

   13  Музей энергетики 

   14  Музей управления министерства внутренних дел 

   15  Галерея современного искусства "Ризома" 

  1. Музей истории газификации Дальнего Востока 

11    Назовите архитектурные памятники, старейшие здания Хабаровска

12    Какие театры Хабаровска вы знаете?

  1. Театр кукол Хабаровск, ул. Ленина, д. 3
  2. Свободный театр Хабаровск, ул. Шевченко, д. 16
  3. Краевой театр драмы Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 44
  4. Белый театр Хабаровск, ул. Шеронова, д. 67
  5.   Краевой музыкальный театр  Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 64
  6. Театр пантомимы Хабаровск, ул. Ленина, 27 Триада 

  7. Театр теней Хабаровск, ул. Постышева, 16

  8. Театр Эпикур Хабаровск, ул. Дикопольцева, 26

  9. Хабаровский Краевой театр Юного Зрителя Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 10

• На стенде расположены фотографии с видами Хабаровска: назвать здания или место в городе, (игра «Угадай, где я нахожусь»)

14   Какие площади Хабаровска вы знаете?

Назовите достопримечательности города.

13. Музыкальная пауза.    Гимн города песня «Наш город». Слушание.

7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

Любовь к Родине сильнее смерти.

Человек без Родины - соловей без песни.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Дома стены помогают.

Без корня и полынь не растет.

Всякая сосна своему бору шумит.

8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

  1. Подведение итогов. Разное.

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?