Сообщение на тему: «Особенности декоративно – прикладного искусства Урала»
учебно-методический материал на тему

Глинина Ольга Николаевна

                                                  Могут руки людей сделать чудо любое:

                                                      И по белому полю можно выткать цветы,

                                                     И по синему небу вышить солнце златое,

                                                             Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

                                                                                                                                                                                                                                                         Лариса Рубальская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_dek.-prik._iskusstva_urala.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Особенности декоративно – прикладного искусства Урала»

                                                  Могут руки людей сделать чудо любое:

                                                      И по белому полю можно выткать цветы,

                                                     И по синему небу вышить солнце златое,

     Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

Лариса Рубальская

Декоративное искусство – один из видов пластических искусств и формирует окружающую человека материальную предметно – пространственную среду, внося в нее эстетическое начало.

Прикладное искусство – это различные виды художественной деятельности, это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой художественный образ.

Доктор филологических наук, президент независимой академии эстетики и свободных искусств, Юрий Борисович Борев, отмечает, что умение человека выявить внутреннюю меру предмета и творить в соответствии с ней, придает всем вещам, созданным человеком, не только утилитарную, но и эстетическую ценность. Вместе с тем, прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, производственной деятельности и быта.

Декоративно – прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и многое другое.

  В народном декоративно – прикладном искусстве проявляется родовая сущность человека, которая рассматривается как опыт народа: бытовой, нравственный, духовный.

Региональное декоративно – прикладное искусство вбирает в себя специфику местных условий, социально – исторические, национальные особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края.

Структура культурной жизни уральского региона представляет собой своеобразную триаду: во – первых, это отечественная общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во – вторых, смешанная культура различных наций и народностей России, и в – третьих: собственно, национальная культура наций, живущих на Урале.

Декоративно – прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе.

Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского искусства заключается в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства - одно из главных условий художественно – эстетического развития личности ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала содействует расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.      

Декоративно – прикладное искусство Урала представляет собой:

камнерезное искусство, художественную обработка металла (Златоустовская гравюра на стали, Кусинское и Каслинское чугунное литье),     бурачный промысел, искусство домовой росписи, лаковая роспись (подносный промысел, шкатулки, сундуки) и многое другое.

    Познакомимся поближе с некоторыми видами декоративно – прикладного

искусства Урала.

Искусство домовой росписи на Урале было ярким и разнообразным. Уральский расписной дом – самобытное художественное явление. На Урале расписные дома называли «крашенными со цветочками», а мастеров – красильщиками.

На занятиях по изо деятельности мы с детьми познакомились с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.). Выполнили узорные наличники из соленого теста, раскрасили их гуашью и поместили на макет избы.

Познакомились с юртой - жилищем башкирского и татарского народов.

Рисовали национальные (праздничные и свадебные) костюмы народов, живущих на Южном Урале.

Изготавливали тюбетейки и праздничные узорные ленты с татарским и башкирским орнаментом.

В 2016 году был реализован краткосрочный коллективный проект «Мы живем на Южном Урале!», в котором принимали участие четыре педагога детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и два воспитателя) и дети подготовительной к школе группы. Этот проект был представлен на Муниципальный заочный конкурс проектов для педагогов ДОО и занял первое место.                                          

В ходе реализации проекта были расширены знания детей о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, народных играх, музыкальным творчестве, фольклоре.

Согласно региональной программе «Наш дом – Южный Урал», дошкольники  знакомились с Урало–Сибирской росписью. Этой росписи свойственна особая техника – мазок. На один край ворса набирается краска основного цвета, а на другой край краска другого цвета и делается несколько мазков на одном месте. Детям понравилось необычное нанесение узора, особенно когда мы делали узор пальцами, вместо кисточки.

Расписывали уральскими узорами матрешек и русские сарафаны, уральские пасхальные «писанки» (искусство миниатюры на яйце), колокола (символ Руси) и украшали уральские валенки.

Изготавливали с детьми различные поделки, изображающие обычаи и праздники народов Урала. Эти поделки неоднократно занимали призовые места в муниципальных конкурсах детского творчества «Урал – батюшка, Россия – матушка» и  «Мозаика детства».

В нашем детском саду создан мини-музей «Уральские промыслы», где собраны разные виды камней, литья, росписи по дереву и по камню.

В уголке «Русская изба» - расположены атрибуты быта русского народа, собранные со всех уголков Южного Урала. На первый взгляд незатейливые вещи, а сколько всего потаенного на самом деле хранят в себе эти предметы старины.

   Я считаю, что реализация в детском саду региональной парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Елены Семеновны Бабуновой, поможет эффективно сохранить и развить у ребенка светлый и добрый взгляд на историю, культуру, труд людей южно-уральского региона, сформирует умение жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.                                                                            

Свое выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии и творчества!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....

Доклад "Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Доклад на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования...

Тематическо-корректурные таблицы по теме недели «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края» ХВЗ. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»

Хочу все знать. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»Возраст: старшая группаЦель: закрепить представление о декоративно-прикладном искусстве родного края и его видах; формировать эмоци...

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр...

Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"

Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...