МНОГОВЕКОВОЙ ОПЫТ НАРОДА
консультация на тему

Многовековый опыт народа - это сокровищница народной мудрости и культуры.

Дошкольный возраст -это время становления личности ребенка, формирование основ его мировозрения и индивидуальности, его духовности.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклер. Произведение фольклера тесно связаны с народным бытом и обрядами.  Устное народное творчество мордовского народа включает в себя: былины, пословици, поговорки, загадки и, конечно,  сказки. В детском саду принцип деятельного подхода осуществляется в различных видах деятельности: продуктивной, театролизованной деятельности в музыкально-литературных праздниках и развлечениях.

Освоение народной культуры-  это даже не сотрудничество педагога и ребенка, это жизнь вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogovekovyy_opyt_naroda.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Многовековой опыт народа – это сокровищница народной мудрости и культуры. Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его мировоззрения и индивидуальности его духовности.

Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, не теряя духовности и культуры. О воспитании детей дошкольного возраста через этнокультурное наследие мордовского народа и пойдет речь. Какие же общечеловеческие ценности включает в себя этнокультура Мордвы? Это Человек, Семья, Отечество, Труд, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную систему воспитания.

Мы считаем, что начинать готовить детей к пониманию своей культуры надо с 4 – 5 летнего возраста. Научить народной духовности нельзя, ее можно лишь впитать, пережить чувством, опытом своей собственной деятельности. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные традиции обычаи, социально – этические нормы. Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.

        Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор.

        Фольклор -  бесценное национальное богатство. Это огромный пласт нравственных традиций  народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. Фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры,  народного творчества, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

        Перевод жанров мордовского детского фольклора дан в интерпритации авторов - составителей, для лучшего восприятия детьми на слух. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание его отдельных произведений составляют жизнь народа,  его миропонимание, нравственно – этические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познание объективного мира. Произведения фольклора тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории. Устное народное творчество мордовсгого народа включает в себя большое количество жанров: предания, легенды, былины, пословицы, поговорки, частушки, приметы, загадки и, конечно, сказки.

 Велика педагогическая ценность сказок. Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, или бытового характера. Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было. Сказки знакомят с жизнью народа, национальными обычаями. Сказки осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики. Тем же целям нравственного воспитания служат и легенды и сказания мордовского народа.

         К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. в область народного духа.

Национальное содержание мордовского фольклора выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, композиции.

Педагогическая ценность мордовского народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию, стремление к творчеству.

Пословицы – это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанная многими поколениями. К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление. Поговорки, в отличие от пословиц, употребляются только в связи с поступками определенных лиц, имеют свое конкретное содержание и представляют собой образно – эмоциональную характеристику людей. Например: Над старым человеком не смейся, сам старым будешь. «Сире ломань лангса тят пееде тонцьке сире улят» (мокшанский язык). Эта же пословица на эрзянском языке: «Сыре ломань лангсо иля лейде, тонсь как сыредят».

        Народные пословицы, поговорки, песни. танцы пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине, объединялись в народных праздниках. Праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Ни одно народное гулянье не проходило без игр.

       Народные игры являются традиционным средством педагогики.  Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, красиво двигаться,  отличаться смекалкой, творческой выдумкой, волей.  Игра  всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим  воспитательной силой. Благодаря ей  дети учатся самостоятельно находить выход из критического положения, принимать решения, осуществлять их, проявлять инициативу, тем самым приобретая  важные качества, необходимые в будущей жизни.

Рассматривая этнокультурные традиции, как систему духовно – нравственного развития личности, надо стремиться к их восприятию на опыте своей собственной деятельности.

В детском саду принцип деятельного подхода осуществляется в различных видах продуктивной деятельности. В силу специфики возраста и использования принципа от простого к сложному многократное повторение с усложнением делает знакомство с народными ремеслами более приемлемым для детского восприятия.

Уважение к труду, трудолюбию, как этнокультурной ценности обеспечивается знакомством с народными ремеслами и промыслами. Вот примерный перечень мордовских народных ремесел: художественная обработка дерева и резьба по дереву, вышивка, плетение, керамика и др.  Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно - прикладного искусства, учатся изготовлению народных игрушек и других предметов, в ходе чего, дети приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Для того, чтобы не утратить в современном социуме традиции этнопедагогики, мы используем широкий спектр взаимодействия педагога с детьми: театрализацию, музыкально – литературные праздники и развлечения, обыгрывание и импровизацию народных традиций и обычаев; мордовские народные игры, выставки работ «Бабань ларь», конкурсы, соцпроекты «Свой край люби и знай», "С чего начинается Родина", экскурсии в мордовский краеведческий музей, в мини музей детского сада «Комната национального быта». Национальный музей вносит свою лепту в дело воспитания детей на народных традициях. Дети знакомятся в музее с историей своего народа, проникаются глубоким уважением ко всему тому, что сохранили и передали нам предки.

Освоение народной культуры это даже не сотрудничество педагога и ребенка. Это жизнь вместе. Это переживание вместе. Это делание вместе добрых дел. Народная педагогика – это школа добра. Недаром Л.Н.Толстой говорил, что если хочешь узнать добро, начинай его делать. Это направление в этнокультурном духовном воспитании мы считаем ведущим в воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»...

Опыт работы "Приобщение детей и их родителей к культуре народа"

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Рождественские колядки – народные гуляния с многовековой историей !

Нашим детям необходимо прививать интерес к истории родной страны, воспитывать уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности. Важно расширять представления о народных и православн...

Народная игра – как многовековая традиция воспитания детей.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эсте...

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Применение этнокультурного компонента позволяет знакомить детей с национальной культурой, способствует мотивации к изучению народных традиций, формирует интерес к национальным играм , традиционным тех...