«Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях с детьми 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Бранчугова Галина Васильевна

Народные традиции стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современный ребенок живет в динамичном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Государственное  бюджетное дошкольное   образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида

Петроградского  района  Санкт- Петербурга

Тема исследовательского проекта

«Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях  с детьми 4-5 лет»

Выполнила:

Бранчугова Галина Васильевна

2018г


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа по теме «Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях  с детьми 4-5 лет» посвящена следующей проблеме: воспитатели дошкольного учреждения сегодня сталкиваются с все более возрастающей неоднородностью своих воспитанников. Мне в своей педагогической работе пришлось столкнуться с такой же проблемой-  в одной группе соседствуют дети с различным уровнем владения речью и воспитанности и разных национальностей. Я задумывалась, как мне построить свою работу, ведь от воспитателя дошкольного учреждения зависит начальная стадия знакомства с  традициями, передача духовных ценностей, характера взаимоотношений между детьми, от которых будут зависеть их дальнейшие установки. заключается  в  воспитании   культурной , творческой личности, умеющей  найти свое  место   в  сложной , постоянно  меняющейся действительности. Санкт-Петербург – развивающийся город с особой историей и традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий. Детский сад №70 находится в историческом центре города, что дает огромную возможность для приобщения детей к культурному наследию и нравственно-патриотическому воспитанию.


Актуальность

Народные традиции стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современный ребенок живет в динамичном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

«Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности»[1]

«Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И очень важно всегда помнить о начале. Нужно помнить о своих родителях, которые дали нам жизнь, нужно помнить о своем собственном начале, о своем детстве, возрастании, нужно помнить и знать историю своей страны и культуры, которая определяет нашу самоидентификацию. Мы сознаем себя народом, единым целым, тогда, когда мы скреплены в первую очередь общностью языка, культуры, общими нравственными и духовными ценностями. Вот это и есть базис, это и есть фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. Все остальное вторично. И наука, и искусство — все происходит от этого фундамента».[2]

Детский фольклор — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Духовно-нравственное воспитание особенно важно для дошкольников. Именно в этом возрасте закладываются важнейшие понятия о принадлежности ребенка к своему народу, прививается любовь к Родине. Одно из самых важных личностных качеств, которые следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух.  Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

 

Новизна

Детский фольклор очень вариативен. Пожалуй, нет такой области детского развития, в которой использование фольклора было бы неуместно. Развитие речи, формирование целостности картины мира, музыкальное воспитание, физическое воспитание — использование детского фольклора в образовательном процессе помогает детям легче усваивать материал, одновременно выполняя важнейшую задачу по формированию полноценной личности ребенка.

Цель работы:

Основная цель работы — доказать, что использование этнографических материалов родного края способствует формированию народных традиций, с детьми 4-5 лет.

Задачи:

  1. Изучить понятие о формирование знаний  о народных традициях  у детей 4-5 лет.
  2. Дать понятие об этнографическом  материале  родного края
  3. Определить условие формирования  знаний народных традиций у детей 4-5 лет.

4.         Выявить знания о народных традициях.

5.Разработать систему занятий этнографического материала родного края.

6.Вывод.

7. Список использованной литературы


1.        Изучить понятие о формирование знаний  о народных традициях  у детей 4-5 лет

Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности» гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям» творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный.

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Стимулирование творческой активности каждого ребенка. Активное практическое освоение главных форм фольклора ( игры, декламации, пения, движения, моделирование сказок ), стремление к максимальному раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности ребенка в условиях коллективной работы. Развитие и активизация речи детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, песен,  сказок) .

Мы уделяем много времени в группе-  работе с книгой. Трудно представить детство без сказок. Сначала «Репка» и «Курочка ряба», потом «Колобок», «Теремок», «Гуси лебеди»…Целый сказочный мир! Сказки рассказывают о добре и зле, учат любить и сочувствовать героям, изживать страхи . Поэтому так важно не только читать их детям, но и проживать вмести с ними сказочные сюжеты, обсуждать поступки героев. Вот и мы в группе рассматриваем книжки- самоделки по любимым сказкам детей, которые смастерили мама и папа вместе с ребенком. Дети с радостью рассказывали, как они раскрашивали и дорисовывали, клеили картинки вместе с родителями, придумывали свои сюжеты, фантазировали, находили сходства и различия. А главное, проигрывая сюжеты известных  сказок, дети учатся жить и строить отношения с окружающим миро,  у детей развивается речь, воображение,  внимание и творческие способности. Книга – источник формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.Учимся составлять свои истории  Придумываем сказки из геометрических фигур Придумываем сказки  из природного и бросового материала , используем знания из фольклора ,народных песен…,берем знания из окружающего природного мира. Забавная идея может превратиться в озорную игру, во время обычной прогулки. Собираем камешки, листики веточки, всё ,что попадётся под руку и творим! Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В народных русских сказках и былинах недаром упоминался   дуб-богатырь, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Положительных сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека- кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилось вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе. В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Хороши  берёзовые рощи. Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России. В своей педагогической работе, я уделяю особое внимание ознакомлению детей с народной игрушкой. Народная игрушка – своеобразный эталон русского искусства, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Русская матрешка - наиболее известная народная игрушка. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

Посиделки у самовара являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения. Во время общения с детьми и родителями мы узнали, что у многих на даче есть самовар, были рассмотрены семейные фотографии с посиделками у самовара разных видов, форм, объемов, росписей.  Для того чтобы накипятить воду в самоваре, её брали из ключа и вместе с родителями устраивали семейное чаепитие с пирогами и сладостями.

. Самовар – это доброе русское гостеприимство, теплое и сердечное чаепитие в кругу друзей и родных. А пироги на русском столе всегда занимали почетное место это поистине национальное хлебное изделие, которое дошло до нас из глубокой древности. «Не красна изба углами, а красна пирогами» -так говорит русская пословица.

Пословицы – жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания.


2.        Дать понятие об этнографическом  материале  родного края

Ключевые понятия для нашего исследования – это этнография.

На официальном сайте Выкидалка.Ру[3] мы нашли следующее определение термина        «Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт.

 Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта; т.е. все  что сделано руками людей. В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей. Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей. Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.[4]

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.[5]


3.        Определить условие формирования  знаний народных традиций у детей 4-5 лет.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В нашей группе огромное место отводится этой проблеме. Для эффективной работы по формированию этнокультурного сознания и поведения у детей необходимо расширять знания, связанные с историей, традициями и обычаями разных народов мира и России. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений. В рамках проекта был создан уголок русской старины. Воссозданные реальные предметы народного быта и интерьера (лавки, печь, кровать, сундук, самовары, прялка, игровые персонажи из фольклорных произведений и др.)  Декоративно-прикладное творчество и народные игрушки. Собрана коллекция матрешек, дымковской игрушки, хохломской посуды. Русские народные костюмы: сарафаны, рубахи, кокошники, веночки. Традиционные русские инструменты: балалайка, бубен, бубенец, гусли, колотушка, свирель, свистулька, трещотка. Произведения устного народного творчества (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок ).


4.        Выявить знания о народных традициях.

№ п/п

 Использование в активной речи потешки, считалки, загадки

 Умение играть в русские народные игры, используя считалки

Имеют запас знаний русских народных сказок и сказочных героев

  Знание   русского костюма

 Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности

  Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества

 Знание названий и назначений предметов быта

Анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, лепка).

ИТОГО

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

3

1

3

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

3

1

3

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

3

1

3

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – соответствует возрасту;

3 балла – высокий


Результат проведенной работы за 2017 – 2018 учебный год.

Результат проведенной работы за 2017 – 2018 учебный год. Был проведен мониторинг на основе метода наблюдения. Замечены положительные тенденции в воспитании познавательного интереса к культуре русского народа, активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках. Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества. Дети овладели знаниями о предметах народного быта. Стали употреблять в общении со сверстниками  заклички, считалочки, потешеки, пословицы. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность используемых форм, методов, и приемов в воспитании дошкольников  в национальных традициях. В результате детскими работами оформляются  выставки, украшается музыкальный зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий. Совместно с родителями проводятся выставки работ декоративно-прикладного искусства: игрушек, вязания, поделок из природного материала.


5.Разработать систему занятий этнографического материала родного края

Тема

Содержание

Сентябрь

«Самовар — воды кипящей волшебство»

Знакомство с традициями чаепитие. Познакомить детей с самоваром, его внешним видом.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе Использование:

чтение стихов: Д. Хармс – «Иван Иваныч самовар», С. Козлов «Чаёк», С. Есенин «Вот уж вечер», «Роса», стихи о березе авторов: Надежды Субботиной М. М, сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Беседа о природных явлениях и объектах автора Шорыгиной Т. А. «Луг». Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций картин художников: Калинина М. А. - «Натюрморт с самоваром и цветами», Жданова В. Ю. - «Утро в июле», картинок полевых цветов. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «Посудная лавка». Умение использовать в работе следующую технику: бросовый материал, аппликация из рваной бумаги, постройки из геометрических фигур.

 «Во саду ли, в огороде» 

Дидактическая игра « Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел»

Октябрь

«Русская красавица Матрёшка»

Знакомить детей с русским народным костюмом, через куклу Дуняшу. Развивать сенсорную моторику. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке- матрёшке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Закреплять названия частей одежды (рукава, воротник, низ изделия) и деталей (пуговицы, застёжка, знакомство с новыми словами (сарафан, тесьма,). закрепить количественный и порядковый счет в пределах 4. Формировать умение различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, основные цвета. Познакомить с геометрической фигурой – прямоугольник.

« У бабушке в деревне»

Знакомство детей с домашними животными коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

« Бычок -черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок черный бочок, белые копытца»

Ноябрь

Спортивный досуг ко Дню матери

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок . Самостоятельный рассказ  «Какая моя мама». Пение песенок омаме.

 «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Знакомство с предметами обихода, посуда с хохломской росписью

Декабрь

«Серебряное копытце»

Знакомство со сказкой «Серебряное копытце»

«Новогоднее приглашение»

Познакомить с традициями праздника Новый год

Январь

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра « Кто спрятался?» ( отгадывание загадок о домашних животных) Повторение потешек о домашних животных

 «Чудесный  сундучок

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представление о народной игрушке- матрёшке. Воспитывать любовь и бережное отношение к природ

Февраль

А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане...». 

Знакомство со сказкой Драматизация отрывков  сказки А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане...». 

Спортивный праздник «Мы богатыри Земли Русской»

Рассказ о воинах- защитниках Отечества.

«Масленица дорогая -наша гостьюшка годовая»

Рассказ о Масленице Игра-забава «Валенок», «Катание на санках», Песня хоровод «Кострома моя костромушка», Хороводная игра «Блинок» Эстафета «Перенеси блины» Хороводная игра «Я по улице хожу и в окошечко гляжу», «Золотые ворота»,  

« Ручеек» 

Март

«ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА»

Знакомство с традициями народных гуляний. Хороводные игры. Пение частушек

«Весна, весна пойди сюда»

Пение закличек о весне, пословиц о весне

Апрель

Русская свистулька

Рассказ о глиняной свистульке. лепка свистулек

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах посев с детьми семян.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками  дается»

Рассказ о воинах- защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

«Гуси -лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси лебеди» драматизация по сказке


6.        Вывод

Наша Родина – это наша страна, наша земля, наша Россия, в которой мы живем. Это ее поля и леса, горы и реки, ее города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли.

В народных изречениях показано, что сплочённая нация – сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: «Когда народ един, он непобедим»

Фольклор необходим в моей работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

А это и играет значительную роль в получении новых знаний и развитию познавательной потребности у детей. Помогает понять быт и традиции других национальностей, что укрепляет дружбу всех народов нашей многонациональной Родины.


7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Паритет 2011- 152с.

Алексеева О. Н. Детям о народных промыслах России Паритет 2017.- 96 с.

Астахова Н.В. Во поле береза стояла. Русские народные песни         Белый город 2009.- 48с.

Астахова Н.В. Ехал Грека через реку Белый город 2009 .- 48с

Астахова Н.В. Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры         Белый город 2010.- 48 с.

Астахова Н.В. Солнышко-колоколнышко. Потешки, песенки, стихи Белый город 2010.- 48 с.

Астахова Н.В. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки Белый город 2013.- 48 с.

Астахова Н.В. У медведя во бору. Потешки, игры, песенки о животных Белый город 2010.- 48с

Бажов П.П. Серебряное копытце         Книжная лаборатория, Акварель, Дом печати издательства Книготорговли "Капитал"         2017.- 56 с.

Бойчук И.А.,  Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.         Детство-Пресс 2013.- 352 с.

Ботякова О.А. Картотека предметных картинок. Традиционный костюм в культуре народов России. Ч. 2. Вып. 20. 2014

Горожанина С.В. Русская матрешка Интербук-бизнес 2012.- 208 с.

Козлов С.Г. Я построил дом с трубою Азбука-Аттикус, Machaon 2012.- 34с.

Куприна А.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством.         Детство-Пресс 2015.- 304 с.

Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа.         Детство-Пресс 2017- 304с.

Науменко Г.М. Казаки –разбойники и палочка-выручалочка. Печатная слобода, Воскресный день, Белый город 2016.- 144с.

Пугачова Н.В., Есаулова Н.А.,Потапова Н.Н. Календарно обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Педагогическое общество России 2007-144 с.

Пузыренко М.А. ФесюковаЛ.Б. В мире мудрых пословиц         Ранок 2007- 28 с.

Хармс Д.И. Иван Иваныч Самовар         Стрекоза 2016.- 16 с.

Хорошая Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду Букинистическое издание 1984.- 112с.

Шайдурова Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 12. Народные промыслы         Детство-Пресс 2011.- 26с.

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие Детство-Пресс 2015.- 184 с.


Приложение I.              

Конспект занятия для детей 4–5 лет

 «Новогоднее приглашение»

Цели: познакомить с традициями праздника Новый год, учить описывать елочные игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине; развивать внимание и мышление.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение сказки «Маша и медведь». Умение использовать в работе следующую технику: бросовый материал, постройки из геометрических фигур, работа с схемами танграма

Оборудование:  музыка Франц Шуберт – «Serenade»,   песенка про варенье из мультфильма «Маша и Медведь», Иван Дорн – «Песня про Ёлочку», березка из бисера, заготовки билетов, вязаная елочка с игрушками, бросовый материал,  ширма, кукла медведя, кукла Маши, загадки про театр, пять листов из фетра, геометрические фигуры «Танграм».

Ход занятия:

Звучит музыка: Франц Шуберт –« Serenade»

Воспитатель

- Здравствуйте, мои дорогие любители сказок- Я знаю, что вы очень любите сказки смотреть и слушать, играете с театральными куклами . Это правда? (ответы детей). Какие вы молодцы! Воспитатель раздаёт билеты детям и просит занять  свои места

Воспитатель ставит на стол ширму и декорации  к сказке

Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие декорации!

Около большой березы стоит домик Маши, а если посмотреть в окошко, то мы увидим…

Открывается занавес, появляется кукла Маша.

Звучит музыка, Маша поет!

-«Тут у нас столпотворенье.

Это я столпотворю.

Это варится варенье,

То есть я его варю.

Что на грядке уродится,

Что на дереве растёт -

Всё для дела пригодится

И в варенье попадёт

Наберу-ка кореньев,

Сыроежек натащу,

Даже шишечным вареньем

Я медведя угощу.

Ох, сегодня настроение

У меня варенное.

Ты варись мое варенье

Необыкновенное.»

Маша еще летом готовилась к встрече Нового года. Ведь в Новый год Маше исполнится пять лет. Маша варила варенья для своего дня рожденья. Она взяла четыре больших кастрюли в одну она положила корешки, в другую шишки, в третью фрукты, в четвертую грибы. Положила сахар, добавила ключевую воду.

 Сколько банок варенья получится?

 Какие  фрукты вы знаете?

 Где растут овощи?

– Что можно из овощей приготовить?

 Что можно из фруктов приготовить? 

(ответы детей)

Маша пригласила  в гости медведя. А, что такое Новый год? Это веселье, вкусный мёд, радость.

Все лето до поздней осени медведь ел ягоды: чернику, голубику, малину, землянику и конечно он ел много дикого меда. Маша с Мишкой любили кататься на роликах, купаться в озере, плавать на лодке.

Маша сделала подарок, она  сшила рубаху и разукрасила узорами, ведь на Новый год всегда принято дарить подарки. Настала холодная зима, солнце светит, но не греет, вода в озере превратилась в лед

Праздников у нас в стране много. Близится конец декабря. Какой у нас праздник в декабре? На Новый год елку украшают разными игрушками. Посмотрите на елку, которую украсила Маша. Какие игрушки есть на елке? Какой формы эти игрушки? В какую сторону «летит » самолет? Кто стоит за елочкой? Кто стоит перед елкой? Кто слева от елки? Где сидит синичка?

Воспитатель показывает елочные игрушки различной формы и из разного материала. Дети описывают игрушки, затем называют, какие елочные игрушки у них есть дома.

Побежала Маша за гостем,  но медведь лег в спячку до весны, берлогу засыпало снегом, из берлоги идет пар. Теперь Маша грустит без своего друга.   Кто же придет на Новый год к Маше?

Дети говорят Маше, что они бы хотели прийти на Новый год.

Воспитатель говорит нужно сделать подарок книгу спеть новогоднюю песню, но сначала поиграем

Проводится пальчиковая игра: Круглый год (Е. Борисова).

Круглый год, круглый год!

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого ни спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

(Сжать в кулачок пальцы правой руки и вращать большим пальцем.)

(Поочередно соединять большой палец с остальными (на каждое время года). Повторить другой рукой.)

Беседа по  вопросам:

– Кого пригласила Маша на свой день рождения?

– С каким праздником совпал день рождения Маши?

 Какой приближался праздник?

 Вам нравится праздник Новый год? Почему?

 Чем наряжала Маша елку?

– Почему Маша была расстроена?

А теперь задание!

Воспитанникам  раздается материал: лист фетра и заготовки геометрических фигур. На каждой странице есть подсказка образец танграм -заготовка фигурки из фетра, дети продолжают выкладывать из геометрических фигур свою историю сказки. По окончанию работы дети описывают свои подарки .

Теперь пойдёмте скорей  одевайтесь потеплей встаем на лыжи и отправляемся к Маше.

Звучит музыка: Иван Дорн – «Песня про Ёлочку»

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…

Ответ: Аплодисменты


Приложение II.    

ЯРМАРКА

Подготовка: подбор записей русских народных мелодий: «Коробейники» «Кадриль», «Барыня», музыку м/ф «Буренка из Масленкина», песня про Матрёшечек” Детская вокальная группа Теремок (сл и муз. Ирины Конвенан, Танец ГОЛОДНЫЕ МЫШКИ – Мятное королевство, Русские народные танцы – "Барыня сбор иллюстрированного материала: (разнообразные матрёшки, фотографии, репродукции).

Костюмы: (Петрушки, гусаров, коровы, поваров, кота, 2-х мышек, сарафаны кокошники)

Оформление Зал украшен в русском стиле, в центре зала стоят ярмарочные лавки.

Под аудиозапись. Коробейники (пляска)

Г. Бабынин, Ф. Щербина, Ф. Грязное, П. Делибоженко

входят ребята парами: девочка –мальчик, идут по кругу зала, музыка заканчивается дети садятся на стульчики.

Ведущий. Гости дорогие! Товар готов! Ярмарка ждет вас!

Петрушка. Подходи посмотрите, что у нас есть на ярмарке, сколько товара разного Дымковская игрушка:, Богородска игрушка, Павлопосадские платки Тульский пряник

А вот лавка веселая буренка

.Ведущая Здесь и молоко, сметана, творог, простокваша, кефир и йогурт.

Буренка танцует под музыку м/ф «Буренка из Масленкина» – Песня Буренки

Дети читаю потешки

1.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сем.

2.

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрешка вышла в юбочке.

3.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

-Выходи, Буренушка!

-Выхожу, Матрёнушка!

4.

Ходят куры в стороне,

Позабыли ли обо мне.

Вынесла горошку,-

Вспомнили Матрёшку!

5.

Пряники печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедаем,

А сначала поглядаем.

6.

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щёчкою катает.

7.

Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчелка на цветок,

Мастерица- наутек.

8.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядем,

Сами в гости к вам придём.

9

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

10

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Матрешки танцуют

Танец: «Мы матрешки раз два три»

11.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

12.

Шла по ягоду Матрёшка,

Позабыла взять лукошко.

-И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружка, класть?

Танцует одна матрешка: «Калинка малинка»

13.

Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Гусары играют на ложках матрешки танцуют

Русская плясовая – Кадриль

14.

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам свои не верили.

15.

Пыль клубится по дорожке-

Едут с ярмарки матрёшки,

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

16

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Танец ГОЛОДНЫЕ МЫШКИ – Мятное королевство

Выходит кот Васька, разбивает хоровод мышей

КОТ ВАСЬКА: А теперь займемся делом.

Испечем пирог мы сами.

17.

Фартуки скорей оденем,

Принимаемся за дело

Все продукты есть у нас,

Печь пирог начнем сейчас

18.

Нам нужны для пирога

Соль, сметана и мука

Сахар, дрожжи и яйцо

И, конечно, молоко.

ПЕСНЯ-ИГРА «ВАСЬКА-КОТ ПЕЧЕТ ПИРОГ» муз. Машечковой, ДОУ № 37 г. Электросталь Московская область

КОТ-ВАСЬКА в центре зала.

1. Раз на праздник Васька-кот

сам решил испечь пирог Пружинка

Он позвал к себе ребят:

Шустрых маленьких котят

Кис-кис-кис, кис-кис-кис,

все сюда спешите.

Манит прав. лев. рукой, обеими

Кис-кис-кис, кис-кис-кис,

Ваське помогите. Дети рассыпаются.

2. Дружно тесто замесили,

соль и сахар не забыли, «Месят кулачками» тесто

Яйца, масло, молоко –

делать тесто нелегко.

Охо-хо, охо-хо, Руками за голову, качают головой

Делать тесто нелегко. Вытирают пот со лба

3. Поварята – малыши

потрудились от души. «Тарелочки»

А теперь – тесто в печь,

нам пора пирог испечь. Показывают пирог

Ля-ля-ля, тесто -в печь,

нам пора пирог испечь Хлопают

Кот – Васька возвращается с пирогом

КОТ ВАСЬКА: Вот готов и наш пирог,

с ребятишками пек Кот.

18.

Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили,

Оставляют ночевать.

Завтра снова чаевать!.

Под Русские народные танцы – "Барыня"

Дети идут по кругу, с подарками возвращаются в группу


Приложение III.

 Сценарий для постановки русской народной сказки Гуси-лебеди

Действующие лица:

Отец  (Кирилл).
Мать (Эмилия).
Маша (Вераника).
Ванечка (Богдан).
Первый гусь-лебедь (Василиса).
Ежик (Максим).
Второй гусь-лебедь (Яромир).
Речка (Юля).
Баба-Яга (Дарина).
Печка (Василиса)
Яблоня (Василиса).

На переднем плане несколько деревьев слева и справа. Перед деревьями слева стоит изба. На втором плане луг и лес.

Гуси-лебеди. Вид сцены в начале спектакля.

Из избы выходят мать и отец. В окошко выглядывает Маша.

Отец

Мы на ярмарку пойдем,
К вечеру нас ждите.
Остаетесь вы вдвоем,
Сильно не шалите!

Мать (Маше)

За Ванечкой присмотри,
Ты уже большая.

Отец

За ворота не ходи.
Слышишь, запрещаю!

Мать

У купцов из дальних стран
Купим вам обновы.
Маше – шелк на сарафан,
Ване – пояс новый!

Отец

Умницею, дочка, будь,
Береги Ванюшу.
Отправляемся мы в путь.

Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове.

Мать

Ваня, Машу слушай!

Мать с отцом идут к лесу и скрываются за деревьями. Ванечка садится у дома.

Маша (зевая)

Ох, и скучно у ворот
Мне сидеть без дела.
Как бы к девочкам в хоровод
Я пойти хотела!
Отлучусь-ка на часок,
Мама не узнает.

Маша выходит из избы и дает брату петушка на палочке.

Маша

Посмотри-ка, петушок
Над тобой летает!
Я пошла, а ты сиди
Смирно под окошком.
Никуда не уходи
И не мучай кошку.

Ваня берет петушка, а Маша идет к опушке леса.

Маша (поет)

За рекою круглый год
Водят девки хоровод.
А как песню запоют,
Ноги сами в пляс идут!

Маша скрывается в лесу, через некоторое время из-за деревьев выглядывает Баба-Яга.

Баба-Яга

А мальчишка – ничего!
Эй, вы где, хватай его
И ко мне в избушку!

Баба-Яга прячется, из-за деревьев выходят два гуся-лебедя и идут к Ванечке.

Гуси-лебеди (поют хором)

Жили у бабуси
Два веселых гуся.

Гуси останавливаются недалеко от избы.

Первый гусь-лебедь

Здравствуй, Ванечка-дружок!
Хочешь прокатиться?
Выходи к нам на лужок,
Будем веселиться!

Гуси-лебеди начинают плясать.

Гуси-лебеди (поют хором)

Второй гусь-лебедь (Ванечке)

Эй, чего ты там сидишь,
Выходи скорее!
Ну, иди же к нам, малыш,
Вместе веселее!

Ванечка бросает петушка и подходит к гусям-лебедям. Они тут же хватают его и тащат в лес. Ванечка смеется.

Гуси-лебеди (поют хором)

Два веселых гуся
Ваню не укусят!
Отнесут к бабусе!

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Вскоре оттуда же появляется Маша и идет к дому.

Маша

Надо мне домой спешить,
Чтоб не заругали.
Братец милый, отзовись,
Не пугай сестрицу.
Вправду нет его, кажись.
Что могло случиться?

Маша поднимает перо гуся-лебедя.

Маша (в ужасе)

Ой беда-то!

Из-за деревьев выглядывает первый гусь-лебедь.

Первый гусь-лебедь (злорадно)

                        Га-га-га!

Маша

Ванечку украли!

Первый гусь-лебедь прячется, выглядывает второй.

Второй гусь-лебедь

Съест его Баба-Яга!
Все! Мы убежали!

Гусь-лебедь исчезает, Маша идет к лесу.

Маша

Что же делать мне теперь,
Что скажу я маме?
Только вышла я за дверь,
Утащили Ваню!
Как теперь его сыскать
Мне на свете белом?
Не простят отец и мать,
Что недоглядела!
Коли братика найду,
То ругать не будут!

Маша скрывается за деревьями. Дом исчезает. Справа появляется печка.

Гуси-лебеди. Вид сцены с печкой.

Маша выходит из-за деревьев слева и идет к печке.

Маша

Целый день я шла сюда –
Сосны все, да ели.
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели?

Печка

Пирожков моих ржаных
Ты сперва попробуй.

Маша

Не хочу  есть ржаной, когда у нас
Пышки не едятся?
Отвечай же прям сейчас –
Где искать мне братца?

Печка и не сказала.

Маша скрывается за печкой. Печка исчезает. Вместо нее появляется яблоня.

Гуси-лебеди. Вид сцены с яблоней.

Маша появляется из-за деревьев слева.

Маша

Вот напасть-то, вот беда!
Комары заели!
Яблоня, скажи куда
Гуси полетели?

Яблоня

Я скажу, но ты сперва
Яблочко попробуй!

Маша (возмущенно)

Да оно травой трава!

«О, я у батюшки садовые не ем»
Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?

Яблоня

Коль не съешь, я не скажу!

Маша

Ах, ты вот какая!
Вот тебе я покажу –
Ветки обломаю!
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит –
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!

Маша скрывается за яблоней. Яблоня исчезает. Вместо нее появляется речка.

Гуси-лебеди. Вид сцены с речкой.

Маша выходит из-за деревьев слева.

Маша

Эй, кисельные берега,
Реченька молочная,
Ты скажи мне, где Яга?
Есть к ней дело срочное!

Речка

Я скажу, а ты пока
Киселька попробуй,
Выпей, Маша, молочка…

Маша

«У моего батюшки и сливочки не едятся…»

Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?

Речка

Я скажу, а ты кисель
С молочком покушай!

Маша

Что ж вы, сговорились все?
Пироги да яблоки,
А теперь и молоко!
Не хочу, не буду!
Ты скажи мне, далеко
Ванечка отсюда?
Ладно, некогда с тобой
Мне сейчас возиться!
Солнце в небе высоко,
Надо торопиться!

Маша скрывается за речкой. Речка исчезает. Маша опять появляется из-за деревьев слева.

Гуси-лебеди. Вид сцены в лесу.

Маша

Здесь совсем нет никого!

Справа выходит ежик.

Маша

Ежик, где Ванюша?
Но учти, что ничего
Я не буду кушать!

Ежик

Прямо, Машенька, иди
Вон по той дорожке.
Скоро встретишь на пути
Дом на курьих ножках.

Ежик проходит мимо Маши, а Маша идет дальше и исчезает за деревьями справа, а Ежик за деревьями слева. Справа появляется дом Бабы-Яги.

Гуси-лебеди. Вид сцены с избушкой на курьих ножках.

Из избушки выходит Баба-Яга с Ванечкой.

Баба-Яга

Гуси-лебеди, ко мне!
Гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев слева.

Второй гусь-лебедь (первому)

Ой, гореть нам всем в огне!
Ой, в котел нас бросит!

Баба-Яга

По делам мне надо.
Глаз с мальчишки не спускать!

Первый гусь-лебедь подходит к Бабе-Яге и ласкается.

Первый гусь-лебедь

Услужить мы рады!

Баба-Яга дает Ванечке печатный пряник. Слева из-за деревьев выглядывает Маша.

Баба-Яга

Скушай, Ванечка-сынок,
Пряничков печатных.
Нагуляй скорей жирок,
Будешь – ужин знатный!

Маша (в сторону)

Что удумала Яга,
Съесть братишку хочет!

Баба-Яга (избушке)

Эй, куриная нога,
Жди хозяйку к ночи!

Маша прячется за деревьями, а Баба-Яга направляется в ее сторону.

Баба-Яга (поет)

Всех, кто матушку с отцом
Не послушает,
Я поймаю за крыльцом,
Да и скушаю!

Баба-Яга скрывается за деревьями слева. Через некоторое время из-за деревьев выглядывает Маша.

Ванечка (смеется)

Гуси-гуси!

Гуси-лебеди (хором)

                        Га-га-га!

Второй гусь-лебедь (первому)

Ваньку погоняем?

Первый гусь-лебедь

Лучше полетим в луга,
Девочек попугаем!

Второй гусь-лебедь

Не ровен час, убежит,
Как бы нас не съели.

Первый гусь-лебедь

Что, боишься? Хвост дрожит?

Второй гусь-лебедь

Ладно, полетели!

Машенька прячется, гуси-лебеди идут к лесу.

Гуси-лебеди (хором поют)

Жили у бабуси
Два веселых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать. Из леса выбегает Маша, хватает братца и бежит назад.

Маша

Маленький, не плачь,
Мы домой вернемся.
Мамка испечет калач,
Сливочек напьемся!
Папка с ярмарки несет
Для тебя сапожки,
И с тобою нас спасет
Он от Бабки-Ешки!

Маша с Ванечкой скрываются в лесу. Через некоторое время из него выходит Баба-Яга и идет к своей избушке.

Баба-Яга

Растоплю сейчас я печь,
Будет ужин знатный!
Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.

Баба-Яга (грозно)

Гуси-лебеди, сюда!
Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.

Второй гусь-лебедь

Ой! Беда, беда, беда!
Баба-Яга

Всем в погоню! Разыскать
И вернуть обратно!
А не то вас ощипать
Я велю! Понятно?
Далеко им не уйти,
Солнышко садится!
Коль не сможете найти,
В супе вам вариться!

Баба-Яга уходит в дом. Гуси-лебеди идут к лесу и скрываются за деревьями слева. Избушка Бабы-Яги исчезает. Слева появляется речка.

Гуси-лебеди. Вид сцены с речкой на обратном пути.

Из-за деревьев справа выходит Маша с Ванечкой и спешит к речке, все время оглядываясь.

Маша

Речка-матушка, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Речка

Я давно простила.
Спрячу вас, а ты кисель
С молочком покушай!

Маша ест кисель. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Первый гусь-лебедь

Вон они! Хватай их всех
И тащи на сушу!

Маша с Ванечкой прячутся за речкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь

Только что же были здесь
И куда девались?

Первый гусь-лебедь

Видно, побежали в лес,
Значит, испугались!

Гуси-лебеди исчезают за речкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном)

Речка-матушка, тебе
От души спасибо!

Ванечка

Гуси-гуси! Бе-бе-бе!
Там такие рыбы!

Маша с Ванечкой скрываются за речкой. Речка исчезает. На ее месте появляется яблоня.

Гуси-лебеди. Вид сцены с яблоней на обратном пути.

Маша с Ванечкой снова выбегают из-за деревьев справа и бегут к яблоне.

Маша

Ты уж, яблонька, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Яблоня

Я давно простила.
Спрячу вас, но ты моих
Яблочек откушай!

Маша ест яблочко. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Первый гусь-лебедь

Вон они! Хватайте их
И к Яге на ужин!

Маша с Ванечкой прячутся за яблоней. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Второй гусь-лебедь

Только что же были здесь
И куда девались?

Первый гусь-лебедь

Видно, убежали в лес!
Плохо мы подкрались!

Гуси-лебеди исчезают за яблоней. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном)

Свет мой яблонька, тебе
До земли поклон мой!

Ванечка

Гуси-гуси! Бе-бе-бе!
Мы почти что дома!

Маша с Ванечкой скрываются за яблоней. Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка.

Гуси-лебеди. Вид сцены с печкой на обратном пути.

Маша с Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.

Маша

Печка милая, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Печка

Я давно простила.
Спрячу, только пирожок
Мой ржаной откушай!

Маша берет пирожок и дает его Ванечке.

Маша

Кушай, Ванечка, дружок,
И сестрицу слушай!

Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Первый гусь-лебедь (шепотом второму)

Тихо ты, а то спугнешь,
Да пригнись пониже.

Второй гусь-лебедь бросается вперед.

Второй гусь-лебедь (громко)

Врешь, девчонка, не уйдешь!
Вижу я вас! Вижу!

Маша с Ванечкой прячутся за печкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.

Первый гусь-лебедь

Это все из-за тебя!
Что ты клюв разинул?

Второй гусь-лебедь (плача)

Ах, как жалко мне себя!

Гуси-лебеди исчезают за печкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.

Маша (с поклоном)

Печенька, вовек тебе
Буду благодарна!

Ванечка

Гуси-гуси! Бе-бе-бе!

Маша с Ванечкой скрываются за печкой. Из-за деревьев справа снова появляются гуси-лебеди.

Второй гусь-лебедь (плача)

Нас зажарят и съедят,
А тебе все шутки!

Первый гусь-лебедь

Нас в деревне приютят!

Гуси-лебеди идут к печке.

Гуси-лебеди (хором)

Не пойдут к Ягусе
Два веселых гуся!
Один серый, другой белый
Два веселых гуся!

Гуси-лебеди скрываются за печкой. Печка исчезает. На ее месте появляется дом Маши и Ванечки.

Вид сцены в конце спектакля.

Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.

Маша

Ох, успели дотемна!
Мама не узнает.
Точно уж теперь она
Нас не заругает!

Из-за деревьев появляются отец и мать. Маша и Ванечка бросаются им на шею. Затем все уходят в дом. Из окна выглядывает отец. Из-за деревьев справа появляются гуси-лебеди и идут к дому.

Гуси-лебеди (хором)

Нас к себе возьмите жить.
Нет у нас бабуси!
Будут дом ваш сторожить
Два веселых гуся!

Отец

Оставайтесь, так и быть!
Из дома выходит Ванечка. Отец исчезает, в окно выглядывает Маша.

Ванечка

Гуси-гуси!

Гуси-лебеди (хором)

                        Га-га-га!

Маша

Есть хотите?

Гуси-лебеди (хором)

                        Да-да-да!

Маша

Ну, тогда во двор идите,
Там найдется вам еда!

Конец.

Автор. Олеся Емельянова. 2001 г.


[1] Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" http://ivo.garant.ru 

[2] Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://www.patriarchia.ru/db/print/5209368.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С СИБИРСКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ (ХАЙТИНСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА)

ВВоспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. А для ...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».

Создание условий для развития  познавательного  интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного  края....