«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (Материалы по самообразованию)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Смирнова Алёна Леонидовна

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов как субъективных, так и объективных.

Какую же роль играет музей в детском саду? 

Н.А. Рыжова раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного».

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2018 – 2019 учебный год.

Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, высшая квалификационная категория.

Тема: «Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: изучение проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

Актуальность. Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов как субъективных, так и объективных.

Какую же роль играет музей в детском саду? 

Н.А. Рыжова раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного».

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Форма самообразования: индивидуальная.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь

-  Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

Интернет-ресурсы.

- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008 г.

- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007 г. - N 10. - С. 44-50.

- Интернет-ресурсы.

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования мини – музея в работе с детьми 6 – 7 лет.

- Разработка проектов мини - музеев(в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы по использованию мини – музея в повседневном взаимодействии с детьми.

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь

Октябрь - май

Декабрь - январь

Февраль - март

Апрель - май

- Организация родительского собрания: «Мини-музей как новая форма работы с детьми дошкольного возраста».

- Помощь родителей в создании и оснащении мини – музея в группе (согласно годовому плану).

- Консультация «Коллекционирование как средство познавательного  развития дошкольников».

- Участие родителей в реализации совместного проекта: «История ёлочной игрушки».

- Наглядная агитация «Я познаю мир» (активные формы работы с детьми в познавательном развитии дошкольников».

- Участие родителей в реализации проекта «Мудрые сказы П. П. Бажова».

-День открытых дверей. Просмотр СОД с использованием мини - музея.

- Участие родителей в реализации проекта «Водная стихия».

-Организовать мастер-класс  по организации творческой  мастерской дома.

- Наглядная агитация «Мини – музей дома».

Презентация «Я поведу тебя в музей!».

Экспонаты, коллекции, макеты и др.

Коллекция ёлочных игрушек в мини – музее группы.

Папка – передвижка

«Я познаю мир».

 СОД «Тайна малахитовой шкатулки».

Коллекция полезных ископаемых для мини-музея.

Фотоколлаж для мини – музея «Моя семья на море»

Мастер-класс «Познание мира через творчество».

Памятка «Создадим свой мини – музей».

Работа с детьми

Октябрь – ноябрь

Декабрь-январь

Февраль – март

Апрель - май

- Реализация проекта: «Русские народные промыслы».

- Организация работы творческой мастерской  «Кладовая ремесел» (рисование).

- Реализация проекта: «История ёлочной игрушки».

- Организация работы творческой мастерской  «Новогодние украшения» (декоративно – прикладное искусство).

- Экскурсия в городской краеведческий музей. Выставка детского творчества: «Наряд для елки».

- Реализация проекта «Мудрые сказы П. П. Бажова».

- Виртуальное путешествие «Уральские горы».

- Организация работы творческой мастерской «По страницам сказов Бажова».

- Реализация проекта «Водная стихия».

- Виртуальное путешествие «Водные просторы планеты Земля».

- Организация работы творческой мастерской «По морям, по волнам».

Оснащение мини – музея (согласно теме проекта).

Создание альбома «Золотая хохлома» и коллажа «Гжель» (чайный сервиз).

Коллекция ёлочных игрушек в мини – музее.

Выставка новогодних атрибутов (выполненных в  разных техниках)

Участие детей в городском конкурсе поделок «Наряд для ёлки».

Книжная выставка по произведениям писателя.

Выставка поделок и макетов по прочитанным сказам.

Фотогалерея «На воде и под водой».

Творческие работы детей по теме проекта.

Макеты водного транспорта.

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

Открытость образовательному сообществу.

- Педагогическая гостиная для воспитателей «Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

- Мастер - класс на тему: «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство».

- Организовать открытый просмотр совместной образовательной деятельности с использованием мини – музея «По морям, по волнам».

- Систематизировать методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по использованию музейной педагогики в ДОУ. Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оснащение РППС.

Тематический план мероприятий.

Памятка «Как организовать мини – музей в группе».

Презентация опыта работы.

СОД «По морям, по волнам».

Комплект проектов (согласно годовому плану).

Оформление выставки «Наш мини - музей» (фотоотчет).

Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.

«Музей-это смесь искусства и истории,  филологии и басни,

документа и романа, котораяпосылает нам через многие годы луч света и доносит  уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери



Предварительный просмотр:

Музейная педагогика ДО в контексте ФГОС.

  Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Я очень надеюсь , что и в нашем детском саду будут успешно внедряться и использоваться различные образовательные технологии, в частности методы проектирования, один из которых - "Мини-музей в детском саду"

   В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.

Что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

   В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей хлеба, в другой, это - мини-музей Кошек . В третьей группе - мини-музей Сказки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память и т.д.), так и познается много нового и интересного.

   В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями. И никто не отменял в этом случае исследовательскую и игровую деятельность.

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ

   Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию «музейная педагогика». Ведь именно она становится средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.

   Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований.

   Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15-20 лет назад.

   Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

При использовании музейной педагогики

учитываются принципы:

  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность
  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
  • Гуманизм
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии

Условия:

  • Интегративность знаний
  • Удовлетворение потребностей в познании
  • Диалогичность
  • Развитие ребенка в деятельности.
  • Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы:

  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские
  • Игровые
  • Словесные

   Музейный экспонат способен воздействовать на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка. Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть , а главное - потрогать или подержать в руках . Эстетическое оформление экспозиций и креативность наверняка привлечет детей, а уж если выставка или мини-музей интерактивны, то это поистине детский праздник..

Чем же музей может помочь педагогам, что мы сможем использовать в образовательном процессе?

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Занятия-экускурсии
  • Занятия с элементами игры и творческими заданиями
  • Исследовательская деятельность
  • Игры-развлечения
  • Игры-путешествия
  • Игры-графические упражнения
  • Интеллектуально-творческие игры
  • Игры по сюжету литературных произведений
  • Продуктивная деятельность
  • Возможность смены экспозиции

Ну, а для этого экспозиция музея должна соответствовать

следующим принципам:

Научности

Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;

Предметности

Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют либо эпоху, если это музей исторический, либо природную зону - если экологический, либо процесс производства чего-либо, либо продукцию и т.д.

Коммуникативно – информационный

Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

  • Комплексности музейного подхода и комплексности как включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического, психомоторного);
  • Непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
  • Многообразия и вариативности форм подачи информации;
  • Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
  • Программности, обеспечивающей усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ;
  • Действенности и результативности музейно-педагогической образовательной деятельности.

Задачи, которые стоят перед музейной педагогикой в контексте ФГОС:

  • Реализовать направления музейной педагогики.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Обогатить познавательный процесс новыми формами.
  • Формировать у дошкольников представление о музее.
  • Расширить кругозор.
  • Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
  • Развить творческое и логическое мышление, воображение.
  • Формировать активную жизненную позицию.
  • Навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;

Как организовать мини-музей в группе:

   Музей можно создать в группе (хотя, можно и в специально отведенном месте, куда дети могут приходить на экскурсию).

   В музее просматривается три жанра: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека. А профиль музея - какой захотите.

   Экспонаты располагаются подгруппами или разделами. Среди них находятся как предметы, так и их изображения (иллюстрации). Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

   Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Оптимальным явился вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.

   В группах у детей игрушки, а в музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. По существу это означает, что ребенок – активный участник данного процесса. Чтобы он открылся для получения информации, как сосуд, должны появиться радость, заинтересованность. А до тех пор, пока нужный канал не откроется, пытаться «вталкивать» туда сведения – дело совершенно бесполезное.

   Дети в музее путешествуют во времени, действуют с музейными экспонатами. Во время музейных игр дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

   Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея можно предложить самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

   В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми.

И нельзя забывать о правилах поведения в музее:

  • В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Можно придумать и знаки для мини-музея.

   Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Данная работа позволит вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса. При создании мини – музея главное не забывать и о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в мини-музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подсказывает, какими должны быть игры.

   Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ, создает хороший фундамент для познавательного развития дошкольников, на основе которого будет осуществляться подготовка к усвоению школьной программы.

Список литературы:

  1. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском саду. М.:Линко-пресс,2008.
  2. Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду. Воспитатель. – 2012.



Предварительный просмотр:

Как организовать мини – музей?

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в любой возрастной группе.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:

1.     Подготовительный этап

2.     Этап реализации проекта

3.     Обобщающий этап

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.

Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.

1.     В начале работы необходимо  определить тему мини-музея, например,  «Музей елочной игрушки», «Музей полезных ископаемых».

2.     Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3.     Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

4.     Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.

5.     Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.

6.     Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Следующий этап - этап реализации проекта.

При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини-музей «Моя любимая книжка». Далее определяем цель создания мини-музея: это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.

Что мы можем сделать на первом этапе? Можем ли мы быстро организовать музей? Конечно, можем. Надо предложить детям принести свои любимые книги, обратиться за помощью к родителям.

Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить  разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и самой письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня.

А также в музее можно организовать «Библиотеку», «Книжкину больницу» и уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам».

Ведущей формой работы музея является экскурсия.

Экскурсии могут быть:

  • Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов
  • Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
  • Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

 

Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:

·         Что было сделано?

·         Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

·         Что нового узнали?

·         Что хотели бы еще узнать?

·         С кем можем поделиться полученными знаниями?

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

   И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Слайд 2

В волшебный мир детей мы приглашаем И мира красоту мы открываем!

Слайд 3

Приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности Цель музейной педагогики:

Слайд 4

Этапы создания мини-музеев: 1. Подготовительный этап 2. Этап реализации проекта 3. Обобщающий этап

Слайд 5

Подготовительный этап Определение темы мини-музея; Разработка модели или схемы будущего музея; Выбор места; Определение содержания экспозиции; Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей; 6.Определение перспектив развития.

Слайд 6

Этап реализации проекта: Отражение специфики возраста детей ; Создание экспозиции.

Слайд 7

Экскурсии в мини-музее Обзорные экскурсии Тематические экскурсии Научно-просветительские экскурсии

Слайд 8

Подведение итогов: Что было сделано? Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка) Что нового узнали? Что хотели бы еще узнать? С кем можем поделиться полученными знаниями?

Слайд 9

Ожидаемые результаты: Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда .

Слайд 10

«Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш мини – музей Воспитатель МДОУ « Деский сад « Чебурашка » № 25 Смирнова Алёна Леонидовна

Слайд 2

Мини-музей – особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка; повышению образованности, воспитанности; приобщению к культурным ценностям.

Слайд 3

Оформление мини-музея требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. На первый план выдвигаются задачи: Раскрыть перед ребенком историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни; научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Создание условий для творческого общения и сотрудничества; самовыражения ребенка.

Слайд 4

ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОСТУПНАЯ БЕЗОПАСНАЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ



Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Смирнова А. Л.

   В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема: «Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

    Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. В нашем детском саду педагогами успешно внедряются и используются различные образовательные технологии, в частности методы проектирования, один из которых - "Мини-музей в детском саду".

   Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

Задачи, которые стоят перед музейной педагогикой в контексте ФГОС:

  • Реализовать направления музейной педагогики.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Обогатить познавательный процесс новыми формами.
  • Формировать у дошкольников представление о музее.
  • Расширить кругозор.
  • Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
  • Развить творческое и логическое мышление, воображение.
  • Формировать активную жизненную позицию.
  • Навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее

В процессе изучения данной темы, мне удалось найти ответ на главный вопрос: чем же мини - музей может помочь педагогам, что мы сможем использовать в воспитательно-образовательном процессе?

   Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом,  мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку.

Использование различных форм работы с экспозициями мини-музея:

  • Занятия-экускурсии
  • Занятия с элементами игры и творческими заданиями
  • Исследовательская деятельность
  • Игры-развлечения
  • Игры-путешествия
  • Интеллектуально-творческие игры
  • Игры по сюжету литературных произведений
  • Продуктивная деятельность
  • Возможность смены экспозиции

Созданные мною условия при организации мини-музея в группе: 

  • Удовлетворение потребностей детей в познании
  • Интегративность знаний
  • Диалогичность
  • Развитие ребенка в деятельности
  • Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ создает хороший фундамент для познавательного развития дошкольников, на основе которого будет осуществляться подготовка к усвоению школьной программы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2018-2019 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель: изучение проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

Основная идея работы: воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

Задачи:

- формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию;

- воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма;

- развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

- обогащение РППС ДОУ (создание мини-музея).

- развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

-  Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

Интернет-ресурсы.

- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008 г.

- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007 г. - N 10. - С. 44-50.

- Интернет-ресурсы.

4. Практическая деятельность.

- Разработан и реализован план работы по использованию музейной педагогики (в соответствии с возрастом) в образовательной деятельности и повседневном взаимодействии с детьми в направлении «Познавательное развитие».

- С помощью родителей созданы и оснащены мини-музеи в рамках проектов:

  • «Русские народные промыслы»
  •  «История елочной игрушки»
  • «Урал – жемчужина России»
  • « Боевая техника» (Оружие победы)

- В совместном творчестве с детьми изготовлены правила поведения в музее.

- Воспитанники приняли участие в городском педагогическом форуме «Региональный компонент в познавательном развитии дошкольников» (В проекте «Край синих гор – седой Урал»)

- Организованы тематические экскурсии в городской историко-краеведческий музей.

- Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования.

- Материал по теме самообразования опубликован на сайте педагога в группе (сообществе) «Самообразование педагога ДОУ».

- Опыт работы представлен педагогическому сообществу на ГМО воспитателей подготовительных групп.

- Подобран материал для наглядной агитации родителей на тему «Я поведу тебя в музей».

- Создана картотека игр и творческих заданий для детей, согласно темам мини – музеев.

- Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования:

- дети с интересом удовлетворяют присущую им любознательность, умеют обобщать и делать выводы, охотно делятся своими открытиями;

- применяют имеющиеся знания в решении новых задач; сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- проявляют чувство ответственности и причастности к своей Родине и окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...