Проект «Край родной навек любимый…»
проект (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств «Путешествуя по карте Красноярского края» и приобщение к прошлому и настоящему своей Родины через совместную деятельность со старшим поколением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Край родной навек любимый…» | 296.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
Проект
«Край родной на век любимый…»
Автор-составитель:
Воспитатель высшей категории Елдова Евгения Валерьевна
Город Назарово
2016 год
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, работники музея, родственники, бабушки и дедушки.
Актуализация проекта.
Из собеседования с воспитанниками детского сада были сделаны выводы, что дети затрудняются рассказать о настоящем, прошлом нашего города, края, Родины. Беседуя с родителями, определили, что многие РОДИТЕЛИ затрудняются рассказать, какое детство было у их мам и пап, бабушек и дедушек, как они жили, о чем мечтали.
В тоже время государство на данном этапе обозначает перед ДОУ задачу – воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников. Изменения в образовании, обусловленные новыми требованиями общества «вытеснили» из образовательных учреждений такую форму работы с детьми как «живой диалог с представителями эпохи». Поэтому считаю необходимым воспитывать подрастающее поколение на лучших традициях отцов и дедов.
Таким образом, воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников в условиях ДОУ является актуальной и значимой проблемой.
- Основная проектная идея (цель).
Если организовать встречи с, людьми пожилого возраста, а также встречи в детском саду с членами семей разных поколений, то дети узнают историю своей страны, края, города, особенности жизни сверстников в прошлый период и в настоящее время. Продуктивное взаимодействие старших дошкольников и людей пожилого возраста Центра социального обеспечения, музея, Дома ветеранов.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств «Путешествуя по карте Красноярского края» и приобщение к прошлому и настоящему своей Родины через совместную деятельность со старшим поколением.
В результате реализации проекта дошкольники будут:
- знать о геройских подвигах воинов и детей нашего города в годы Великой отечественной войны;
- узнавать символику родного города и края, других городов края;
- осознавать принадлежность к своему народу;
- рассказывать о прошлом и настоящем нашего края;
- рассказывать о достопримечательностях своего города, края в целом, народных промыслах, национальной кухни народов заселяющих Красноярский край;
- гордиться успехам своих земляков, спортсменов, удачным выступлениям певцов и музыкантов на международных конкурсах;
-участвовать в различных мероприятиях патриотической тематики,
- участвовать в сборе информации (через интернет, иллюстрации, книги, вопросы к взрослым) о войне, героях труда и др.,
- иметь географические представления о Красноярском крае, о природно-климатических зонах с разными видами ландшафта, о народах живущих в крае.
- понимать то, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить растительному и живому миру.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с историей нашей страны, города, края через
цикл встреч со старшим поколением.
- Развивать у детей интерес к изучению своей страны, города, края и семьи через познавательно-исследовательскую деятельность, путешествие по карте Красноярского края.
- Развивать коммуникативные умения дошкольников посредством специально организованного диалога с людьми пожилого возраста.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, семью, сострадание к людям, пережившим войну посредством совместной продуктивной деятельности детей и пожилых людей.
- Новизна подхода к проблеме:
Организация встреч - воспоминаний с людьми старшего поколения, с одной стороны повысят интерес детей к историческим событиям своей Родины, города, края, дети познакомятся с памятниками, терминологией, игрушками и играми разных периодов времени. С другой стороны дети и люди пожилого возраста получат возможность общения и через совместные встречи, изготовления поделок, оформления выставок и др.
- Гипотеза:
Если в ходе реализации проекта дети и старшее поколение будут погружены в живое общение и взаимодействие, то у детей сформируется уважительное отношение к людям-представителям того времени, к истории Родины, края, города, приобретут знания об исторических событиях и жизни людей разного времени, а путешествие по карте поможет выстроить алгоритм познавательно-исследовательской деятельности взрослого и ребёнка.
- Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (срок реализации: сентябрь-октябрь)
- Привлечение внимания родителей и специалистов музея города к теме о истории родного города и края через родительское собрание, слайдовую презентацию и фотовыставку отображающую образ жизни людей разного поколения.
- Обсуждение и согласование плана совместных действий (воспитатели, родители, ведущие специалисты музея).
2 этап - поисково-исследовательская деятельность (срок реализации: октябрь - апрель).
Педагоги организуют деятельность детей и родителей по изучению темы «Край родной на век любимый…» через: «Путешествие по карте Красноярского края»
- подбор информации в книгах, журналах, открытках, интернете;
- экскурсии по музеям, историческим местам, достопримечательностям города;
- создание картотеки с адресами людей которые принимали участие в становлении нашего города;
- встречи - воспоминания старшего поколения;
-организацию образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей по темам «Путешествие по карте Красноярского края», «Игрушки пап, мам, дедушек и бабушек»;
- этап – обобщающий (срок реализации: май)
- Музыкально-литературный вечер - встреча трех поколений на тему: «Мы разные, но мы вместе!». В программе: стихи, песни, игры, фотовыставка и выставка совместных поделок.
- Оформление мини-музея с использованием фотографий, газетных вырезок, рисунков, плакатов, игрушек, поделок, макетов и др.
- Обобщение собранного текстового, аудио-, видео-, фотоматериала для дальнейшего использования в работе с детьми.
- Рефлексия деятельности участников проекта по достижению результата.
Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме «Край родной навек любимый…»
Месяц | Тема мероприятия | Участники |
Сентябрь | 1.этап. Подготовительный. - Сбор информации о Красноярском крае, городе Назарово, семье. -Анкетирование родителей «Я знаю свою родословную». - Встреча педагогов с руководством Музея города Назарово. - Родительское собрание о значимости развития у детей гражданско-патриотических чувств, о воспитании у детей чувства гордости за свою Родину, семью. | Воспитатели, родители, воспитанники. |
Октябрь | 2.этап-поисково-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность: -экскурсии к памятникам военного времени и другим достопримечательностям города: «Мемориал Победы», « Стелла Скорбящая мать», памятник Ладыниной, в музей и т.д. - изготовление сюжетной картины «Пусть всегда будет мир». - создание картотеки с адресами заслуженных людей города. | Воспитатели, дети родители, экскурсовод |
Ноябрь | Познавательно-исследовательская деятельность: -Путешествие по карте Красноярского края, создание в группе центра «Путешествий». - рассказ воспитателя «Здесь горы достают до неба», - экскурсия в центральную библиотеку города, - чтение художественной литературы: «Сибирская мозаика» А.Щербаков, «Сказки нашего края» М.Красножёновой, «Енисей - река сибирская» Г.Кублицкий, - заучивание стихотворений Назаровских поэтов: А.Кошелькова, В. Царегородцева; - слушание песен: гимн города Назарово, гимн Красноярска; - рисование: «Стоят великаны у реки Маны», - выставка фото в мини-музее по теме: «Прогулка по заповеднику «Столбы».
| Воспитатели, дети родители, экскурсовод |
Декабрь | Познавательно-исследовательская деятельность: - беседа с детьми «Это гордое звание - Красноярец» с использованием просмотра файлов «Город на Енисее», - чтение художественной литературы: «Сказки Севера» - слушание песен народов Севера, - рисование: Животные из «Красной книги Красноярского края», - Мини-музей. Макет «Северное сияние». -Исследовательские проекты «Кто на севере живёт?», «Почему медведи белые?» Книга своими руками о родном городе. | Воспитатели, дети родители |
Январь | Познавательно-исследовательская деятельность: - встреча детей и родителей с поколением детей войны, ветеранами войны и тружениками тыла: «Воспоминания о войне и детстве», - изготовление поделки из оригами: «Голубь мира», - изучение песни времен ВОВ «На границе тучи ходят хмуро», - фотовыставка бабушек и дедушек пережившие военные годы. | Воспитатели, дети родители, ветераны войны, труженики тыла |
Февраль | Познавательно-исследовательская деятельность: - продолжение рассказов о детях войны, - встреча детей и родителей с поколением детей войны и людьми пожилого возраста центра социального обеспечения: «Воспоминания о детстве», - изучение песни времен ВОВ «Наша Армия родная», - концерт для пап и дедушек с привлечением ветеранов войны, - изготовление поздравительных открыток и их вручение ветеранам и труженикам тыла на 23 февраля, | Воспитатели, дети родители, люди пожилого возраста. |
Март | Познавательно-исследовательская деятельность: - беседа о детях-героях с просмотром слайдов, - изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек и гостей, - кружковая деятельность совместно с центром социального обеспечения по изготовлению кукол и игрушек военных лет «Бабушкин сундучок». | Воспитатели, дети родители, люди пожилого возраста из МБУ ЦСО |
Апрель | Познавательно-исследовательская деятельность: - продолжение беседы «Город у Красного яра» с использованием просмотра слайдов. - Рассматривание картин В.И. Сурикова «Взятие зимнего городка». - чтение художественной литературы: цикл рассказов В.Астафьева «Васюткино озеро»; «Капалуха». - кружковая деятельность рисование «Центр – России» | Воспитатели, дети родители |
Май | 3.этап. Обобщающий: - целевая прогулка по городу; - музыкально-литературный вечер: «Встреча трех поколений»; - оформление мини-музея «Живая память». | Воспитатели, дети родители, ветераны войн. |
Содержание деятельности:
Данный проект организуется с детьми старшего дошкольного возраста в период с сентября по май в специально организованной деятельности и самостоятельной детской деятельности.
Реализация проекта предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе организуется собеседование с педагогами.
Для изучения темы педагогам будут предложены книги, иллюстрации. Полученные знания помогут в подборе материалов, которые на их взгляд, наиболее интересны детям. С целью проверки знаний воспитателей будет проведена деловая игра.
Для того чтобы родители заинтересовались и приняли активное участие в проекте, его обсуждение организуется на родительском собрании с использованием презентации и выставки. Перед ними ставится задача: ознакомить детей с историей страны, края, города. Родители совместно с детьми примут участие в сборе информации, посетят музей, достопримечательности, исторические места.
На втором этапе организуется поисково-исследовательская деятельность с дошкольниками о событиях и жизни людей в разные периоды времени. Она строится по тематикам, которые раскрываются в совместной образовательной деятельности педагогов с детьми, экскурсиях, встречах, беседах, творческих работах детей, а также в ходе совместной работы с семьей в течение года в соответствии с календарно-тематическим планом. Поисково-исследовательская деятельность начинается с изучения музейных экспозиций. Для этого организуется посещение музея города. Так посетив музейно-выставочный Центр в городе, дети узнали очень много о родном городе. После чего с детьми организовали экскурсию к памятникам, где дети узнали, кому посвящены памятники.
В группе организуется познавательно-исследовательская деятельность с учетом интеграции образовательных областей и использованием презентаций и иллюстраций.
Поисково-исследовательская деятельность поможет детям понять, увидеть разницу между прошлым и настоящим родного города и края.
Организуя деятельность художественного творчества, дети рисуют природу родного края, жителей населяющих его, военную тематику, готовят поделки, сувениры и подарки к праздникам. В заключение проекта педагогами детского сада будет оформлен мини-музей с использованием фотографий, газетных вырезок, рисунков, плакатов, игрушек, поделок, а также будет обобщен материал собранного текстового, аудио-, видео-, фотоматериала для дальнейшего использования в работе с детьми и родителями вновь поступающих в детский сад.
Кроме того будет проведен Музыкально-литературный вечер «Встреча трех поколений», с оформлением выставки поделок кружка, фотовыставки «Мы гордимся нашим городом».
Риски проекта:
- Нежелание родителей принять и выполнять общие рекомендации в вопросах формирования патриотических чувств детей.
Пути преодоления: Использовать нетрадиционные формы работы с родителями в сочетании с рекламными акциями о реализации проекта. Проводить индивидуальные собеседования с «проблемными родителями».
- Недостаточное знание у педагогов об истории своей страны, об истории города, края, историческими событиями г.Назарово.
- Социальная значимость:
- Увеличится количество детей и родителей детского сада, желающих участвовать в различных конкурсах и мероприятиях, посвященных городу и краю.
- Реализация проекта послужит основой к проведению совместных акций с Центром социального обеспечения и Домом ветеранов, направленных на привлечению внимания населения г.Назарово к проблемам пожилых людей.
- Реализация проекта позволит на базе Музейно-Выставочного Центра г.Назарово силами родителей и пожилых людей Центра социального обеспечения и Дома ветеранов организовать выставку «Воспоминания детства наших дедушек и бабушек о родном городе».
- Практическая значимость:
- Будет создан действующий мини-музей «Живая память» для воспитанников ДОУ и их родителей, где будет организована познавательная деятельность;
- На муниципальном уровне будет распространен педагогический опыт по воспитанию гражданско-патриотических качеств у дошкольников в условиях ДОУ через СМИ, различные мероприятия.
Дальнейшее развитие проекта:
Реализация проекта в дальнейшем позволит:
- появятся репортаж и видеосюжеты в сотрудничестве со СМИ о выдающихся семьях воспитанников ДОУ, в которых проживают пожилые люди (участники ВОВ и труженики тыла);
- ежегодно будут организованы выставки рисунков на базе Музейно-Выставочного Центра г. Назарово с участием родителей и детей о родном крае;
- будет организован клуб «Живая память поколений» с целью общения людей разного поколения (дошкольники, их родители и представители старшего поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Край родной, навек любимый"
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаим...
Проект "Край родной, навек любимый"
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспиты...
Презентация к проекту "Край родной, навек любимый"
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
«Разработка плана детского проекта» «Край родной навек любимый!» В старшей группе»
«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему«Разработка плана детского проекта»«Край родной навек любимый!» В старшей группе»...
Проект "Край родной- навек любимый"
Иформационно- творческий проект о историческом и культурном наследии Карелии....
Презентация-отчёт по проекту "Край родной,навек любимый!".
В презентации представлен отчёт по проекту по нравственно-патриотическому воспитанию "Край родной,навек любимый!"...