Проект «Край родной навек любимый…»
проект (подготовительная группа) на тему

Елдова Евгения Валерьевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств  «Путешествуя по карте Красноярского края» и приобщение к прошлому и настоящему своей Родины через совместную деятельность со старшим поколением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

 

Проект

«Край родной на век любимый…»

        

Автор-составитель:

Воспитатель высшей категории Елдова Евгения Валерьевна

Город Назарово

2016 год

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, работники музея, родственники, бабушки и дедушки.

Актуализация  проекта.

 Из собеседования с воспитанниками детского сада  были сделаны выводы, что дети затрудняются рассказать о настоящем, прошлом нашего города, края, Родины.  Беседуя с родителями, определили, что многие РОДИТЕЛИ затрудняются рассказать, какое детство было у их мам и пап, бабушек и дедушек,  как они  жили, о чем мечтали.

В тоже время государство на данном этапе обозначает перед ДОУ задачу – воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников.  Изменения в образовании, обусловленные новыми требованиями общества «вытеснили» из образовательных учреждений такую форму работы с детьми как «живой диалог с представителями эпохи». Поэтому считаю  необходимым воспитывать подрастающее поколение на лучших традициях отцов и дедов.

Таким образом, воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников в условиях ДОУ является актуальной и значимой проблемой.

  1. Основная проектная идея (цель).

Если организовать встречи с, людьми пожилого возраста, а также встречи в детском саду с членами семей разных поколений, то дети узнают историю своей страны, края, города, особенности жизни сверстников в прошлый период и в настоящее время. Продуктивное взаимодействие старших дошкольников и людей пожилого возраста Центра социального обеспечения, музея,  Дома ветеранов. 

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств  «Путешествуя по карте Красноярского края» и приобщение к прошлому и настоящему своей Родины через совместную деятельность со старшим поколением.

В результате реализации проекта дошкольники будут:

- знать о геройских подвигах воинов и детей  нашего города в годы Великой отечественной войны;

- узнавать символику родного города и края, других городов края;

- осознавать принадлежность к своему народу;

-  рассказывать о прошлом и настоящем нашего края;

- рассказывать о достопримечательностях своего города, края в целом, народных промыслах, национальной кухни народов заселяющих Красноярский край;

- гордиться успехам своих земляков, спортсменов, удачным выступлениям  певцов и музыкантов на международных конкурсах;

-участвовать в различных мероприятиях патриотической тематики,

- участвовать в сборе информации (через интернет, иллюстрации, книги, вопросы к взрослым) о войне,  героях труда и др.,

- иметь географические представления о Красноярском крае, о природно-климатических зонах с разными видами ландшафта, о народах  живущих в крае.

- понимать то, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить  растительному и живому миру.

Задачи:

  1. Познакомить дошкольников с историей нашей страны, города, края   через

цикл  встреч  со старшим поколением.

  1. Развивать у детей интерес к изучению  своей страны, города, края и семьи через познавательно-исследовательскую деятельность, путешествие по карте Красноярского края.
  2. Развивать коммуникативные умения  дошкольников посредством специально организованного диалога с людьми пожилого возраста.
  3. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, семью, сострадание к людям, пережившим войну посредством совместной продуктивной деятельности детей и пожилых людей.

  1. Новизна подхода к проблеме:

Организация встреч - воспоминаний с людьми старшего поколения, с одной стороны повысят интерес детей к историческим событиям своей Родины, города, края, дети познакомятся с памятниками, терминологией, игрушками и играми разных периодов времени. С другой стороны дети и люди пожилого возраста получат возможность общения и  через совместные встречи, изготовления поделок, оформления выставок и др.

  1. Гипотеза:

Если в ходе реализации проекта дети и старшее  поколение будут погружены в живое общение и взаимодействие, то у детей сформируется уважительное отношение к людям-представителям того времени, к истории Родины, края, города,  приобретут знания  об исторических событиях и жизни людей разного времени,  а путешествие по карте поможет выстроить алгоритм познавательно-исследовательской деятельности взрослого и ребёнка.

  1. Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (срок реализации: сентябрь-октябрь)

  1. Привлечение внимания родителей и специалистов музея города  к теме о истории  родного города и  края через родительское собрание, слайдовую презентацию и фотовыставку отображающую образ жизни людей разного поколения.

 

  1. Обсуждение и согласование плана совместных действий (воспитатели, родители, ведущие специалисты музея).

2 этап - поисково-исследовательская деятельность  (срок реализации: октябрь - апрель).

Педагоги организуют деятельность детей и родителей по  изучению темы «Край родной на век любимый…»  через: «Путешествие по карте Красноярского края»

- подбор информации в книгах, журналах, открытках, интернете;

- экскурсии по музеям, историческим местам, достопримечательностям города;

- создание картотеки с адресами людей которые принимали участие в становлении нашего города;

- встречи  - воспоминания старшего поколения;

-организацию образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей по темам «Путешествие по карте Красноярского края», «Игрушки пап, мам, дедушек и бабушек»;

  1. этап – обобщающий (срок реализации: май)
  1. Музыкально-литературный вечер - встреча трех поколений на тему: «Мы разные, но мы вместе!». В программе: стихи, песни, игры, фотовыставка и выставка совместных поделок.
  2. Оформление мини-музея с использованием фотографий, газетных вырезок, рисунков, плакатов, игрушек, поделок, макетов и др.
  3. Обобщение собранного текстового, аудио-, видео-, фотоматериала для дальнейшего использования в работе с детьми.
  4. Рефлексия деятельности участников проекта по достижению результата.

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме «Край родной навек любимый…»

Месяц

Тема мероприятия

Участники

Сентябрь

1.этап. Подготовительный.

- Сбор информации о Красноярском крае, городе Назарово, семье.

-Анкетирование родителей «Я знаю свою родословную».

- Встреча педагогов с руководством Музея города Назарово.

- Родительское собрание о значимости развития у детей гражданско-патриотических чувств, о воспитании у детей чувства гордости за свою Родину, семью.

Воспитатели, родители, воспитанники.

Октябрь

2.этап-поисково-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность:

-экскурсии к памятникам военного времени и другим достопримечательностям города: «Мемориал Победы», « Стелла Скорбящая мать», памятник Ладыниной,  в музей и т.д.

- изготовление  сюжетной картины «Пусть всегда будет мир».

- создание картотеки с адресами заслуженных людей города.

Воспитатели, дети родители, экскурсовод

Ноябрь

Познавательно-исследовательская деятельность:

-Путешествие по карте Красноярского края, создание в группе центра «Путешествий».

- рассказ воспитателя «Здесь горы достают до неба»,

- экскурсия в центральную библиотеку города,

- чтение художественной литературы: «Сибирская мозаика» А.Щербаков, «Сказки нашего края»  М.Красножёновой, «Енисей - река сибирская» Г.Кублицкий,

- заучивание стихотворений Назаровских поэтов:  А.Кошелькова,  В. Царегородцева;

- слушание песен: гимн города Назарово, гимн Красноярска;

- рисование: «Стоят великаны у реки Маны»,

- выставка фото в мини-музее по теме:  «Прогулка по заповеднику «Столбы».

 

Воспитатели, дети родители, экскурсовод

Декабрь

Познавательно-исследовательская деятельность:

- беседа с детьми «Это гордое звание - Красноярец» с использованием просмотра файлов «Город на Енисее»,

- чтение художественной литературы:

«Сказки Севера»  

- слушание песен народов Севера,

- рисование: Животные из «Красной книги Красноярского края»,

- Мини-музей. Макет «Северное сияние».

-Исследовательские проекты «Кто на севере живёт?», «Почему медведи белые?»

Книга своими руками о родном городе.

Воспитатели, дети родители

Январь

Познавательно-исследовательская деятельность:

- встреча детей и родителей с поколением детей войны, ветеранами войны и тружениками тыла: «Воспоминания о войне и детстве»,

- изготовление поделки из оригами: «Голубь мира»,

 - изучение песни времен ВОВ «На границе тучи ходят хмуро»,

- фотовыставка бабушек и дедушек пережившие военные годы.

Воспитатели, дети родители, ветераны войны, труженики тыла

Февраль

Познавательно-исследовательская деятельность:

- продолжение рассказов о детях войны,

- встреча детей и родителей с поколением детей войны и людьми  пожилого возраста центра социального обеспечения: «Воспоминания о детстве»,

- изучение песни времен ВОВ «Наша Армия родная»,

- концерт для пап и дедушек с привлечением ветеранов войны,

- изготовление поздравительных открыток и их вручение ветеранам и труженикам тыла на 23 февраля,

Воспитатели, дети родители, люди   пожилого возраста.

Март

Познавательно-исследовательская деятельность:

- беседа о детях-героях с просмотром слайдов,

- изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек и гостей,

- кружковая деятельность совместно с центром социального обеспечения по изготовлению кукол и игрушек военных лет «Бабушкин сундучок».

Воспитатели, дети родители, люди   пожилого возраста из МБУ ЦСО

Апрель

Познавательно-исследовательская деятельность:

- продолжение беседы «Город у Красного яра» с использованием просмотра слайдов.

- Рассматривание картин В.И. Сурикова  «Взятие зимнего городка».

- чтение художественной литературы: цикл рассказов В.Астафьева «Васюткино озеро»; «Капалуха».

- кружковая деятельность рисование «Центр – России»

Воспитатели, дети родители

Май

3.этап. Обобщающий:

- целевая прогулка по городу;

- музыкально-литературный вечер: «Встреча трех поколений»;

- оформление мини-музея «Живая память».

Воспитатели, дети родители, ветераны войн.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Конкурс 2013\коллаж\SAM_7832.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Конкурс 2013\коллаж\участие детей\SAM_1175.JPGОписание: F:\Катюша 18.02.12\IMG_7595.JPG

Содержание деятельности:

Данный проект организуется с детьми старшего дошкольного возраста в период с сентября по май в специально организованной деятельности и самостоятельной детской деятельности.

Реализация проекта предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе организуется собеседование с педагогами.

Для изучения темы педагогам будут предложены книги, иллюстрации. Полученные знания помогут в подборе материалов, которые на их взгляд, наиболее интересны детям. С целью проверки знаний воспитателей будет проведена деловая игра.

Для того чтобы родители заинтересовались и приняли активное участие в проекте, его обсуждение организуется  на родительском собрании с использованием презентации и выставки. Перед ними ставится задача: ознакомить детей с историей страны, края, города. Родители совместно с детьми  примут участие в сборе информации, посетят музей, достопримечательности, исторические места.

На втором этапе организуется поисково-исследовательская деятельность с дошкольниками о событиях и жизни людей в разные периоды  времени. Она строится по тематикам, которые раскрываются в совместной образовательной деятельности педагогов с детьми, экскурсиях, встречах, беседах, творческих работах детей, а также в ходе совместной работы с семьей в течение года в соответствии с календарно-тематическим планом. Поисково-исследовательская деятельность начинается с изучения музейных экспозиций. Для этого организуется посещение музея города. Так посетив музейно-выставочный Центр в городе,  дети узнали очень много о родном городе. После чего с детьми организовали экскурсию к памятникам, где дети узнали, кому посвящены памятники.

В группе организуется познавательно-исследовательская деятельность с учетом интеграции образовательных областей  и использованием презентаций и иллюстраций.

Поисково-исследовательская деятельность поможет детям понять,  увидеть разницу между прошлым и настоящим родного города и края.

Организуя деятельность художественного творчества, дети рисуют природу родного края, жителей населяющих его, военную тематику, готовят поделки, сувениры и подарки к праздникам. В заключение проекта педагогами детского сада будет оформлен мини-музей с использованием фотографий, газетных вырезок, рисунков, плакатов, игрушек, поделок, а также будет обобщен материал собранного текстового, аудио-, видео-, фотоматериала для дальнейшего использования в работе с детьми и родителями вновь поступающих в детский сад.

Кроме того будет проведен Музыкально-литературный вечер «Встреча трех поколений», с оформлением выставки поделок кружка, фотовыставки «Мы гордимся нашим городом».

Риски проекта:  

  1. Нежелание родителей принять и выполнять общие рекомендации в вопросах формирования патриотических чувств детей.

Пути преодоления: Использовать нетрадиционные формы работы с родителями в сочетании с рекламными акциями о реализации проекта. Проводить индивидуальные собеседования с «проблемными родителями».

  1. Недостаточное знание у педагогов об истории своей страны, об истории города, края, историческими событиями г.Назарово.
  1. Социальная значимость:
  1. Увеличится количество детей и родителей детского сада, желающих участвовать в различных конкурсах  и мероприятиях, посвященных городу и краю.
  2. Реализация проекта послужит основой к проведению совместных  акций с Центром социального обеспечения и Домом ветеранов, направленных на привлечению внимания населения г.Назарово к проблемам пожилых людей.
  3. Реализация проекта позволит на базе Музейно-Выставочного Центра г.Назарово силами родителей и пожилых людей Центра социального обеспечения и Дома ветеранов организовать выставку «Воспоминания детства наших дедушек и бабушек о родном городе».
  1. Практическая значимость:  
  1. Будет создан действующий мини-музей «Живая память» для воспитанников ДОУ и их родителей, где будет организована познавательная деятельность;
  2. На муниципальном уровне будет распространен педагогический опыт по воспитанию гражданско-патриотических качеств у дошкольников в условиях ДОУ через СМИ, различные мероприятия.

  1.  Дальнейшее развитие проекта:

Реализация проекта в дальнейшем позволит:

  1. появятся репортаж  и видеосюжеты в сотрудничестве со СМИ о выдающихся семьях воспитанников ДОУ, в которых проживают пожилые люди (участники ВОВ и труженики тыла);
  2. ежегодно будут организованы выставки рисунков на базе Музейно-Выставочного Центра г. Назарово с участием родителей и детей о родном крае;
  3. будет организован клуб «Живая память поколений» с целью общения людей разного поколения (дошкольники, их родители и представители старшего поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Край родной, навек любимый"

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаим...

Проект "Край родной, навек любимый"

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспиты...

Презентация к проекту "Край родной, навек любимый"

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного села и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

«Разработка плана детского проекта» «Край родной навек любимый!» В старшей группе»

«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему«Разработка плана детского проекта»«Край родной навек любимый!» В старшей группе»...

Проект "Край родной- навек любимый"

Иформационно- творческий проект о историческом и культурном наследии  Карелии....

Презентация-отчёт по проекту "Край родной,навек любимый!".

В презентации представлен отчёт по проекту по нравственно-патриотическому воспитанию "Край родной,навек любимый!"...