Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!»
проект (подготовительная группа) на тему

Ленинг Ольга Анатольевна

Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_batyushka_altay-moy_folklornyy_kray.docx334.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\15437204.jpg

Актуальность:

Проект определяет   ориентиры в  духовно – нравственном и познавательно – речевом развитии  дошкольников, развитии мелкой моторики  основанные на их приобщении к  детскому фольклору. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания.  Она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. В связи с этим, поставлена  большая задача - не просто представить,  как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием    воспитания и развития дошкольников.

   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе  с детьми. Проектный метод – это наиболее эффективный метод, который можно использовать  при решении задач данного направления,  поэтому разработан данный проект.  Проект состоит из нескольких блоков:

- диагностико – аналитический: анализ программы, анализ отношения родителей к данной проблеме,  диагностирование детей;

- подготовительный: создание соответствующей    развивающей среды,  изучение соответствующей литературы, разработка планов по   реализации проекта;

- организационно – педагогический: организация работы с детьми по направлениям, взаимодействие с родителями и с социумом;   

- итоговый: анализ результативности реализации проекта, определение перспектив на будущее.

В организации работы с детьми мы выделили три основных  направления:

- использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности;

- применение фольклорных произведений в повседневной жизни;

- проведение народных праздников и развлечений в детском саду.

Цель проекта:

Освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи проекта:

  • Знакомить  детей с разнообразными формами детского  фольклора,  с традициями и образами русского народа.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
  • Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
  • Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Инновационная направленность:

формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

 

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: дети  старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение,  танцевальное и игровое  творчество.

Новизна проекта:

Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Постановка проблемы:

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта:

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно.   посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Данный проект является необходимым, т. к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Принципы реализации проекта:

- принцип активности к посильной самостоятельности;

-принцип познавательной активности;

- принцип наглядности;

- принцип поэтапности;

- принцип вариативности.

Сроки реализации проекта:

Проект долгосрочный: январь - сентябрь 2018 года.

Этапы реализации проекта:

  1. этап – “Аналитический”

Осуществление диагностической деятельности.

Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.

  1. этап – “Подготовительный”

Создание условий для реализации   проекта, изучение  соответствующей литературы. Разработка  плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве). Планирование работы по  организации работы с детьми для  реализации задач проекта.

  1. этап – “Основной”

Реализация  разработанных планов педагогической деятельности с детьми.

Проведение досуговых мероприятий с привлечением  детей,  не посещающих детский сад. Организация совместной деятельности педагогов детского сада,  семьи и  социума.

  1. этап - “Итоговый”

Обобщение,  презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов. Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ,   семьи и социума.

План мероприятий для  родителей  и педагогов

          Этап

                        Мероприятия

    Сроки

Ответственные

Аналитический

Анкетирование воспитателей  и родителей

Мониторинг творческих способностей

Наблюдения

Диагностика

Январь

Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Подготовительный

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста

Февраль

Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Февраль

Музыкальный

руководитель

Народная мозаика

Март

Музыкальный

руководитель

Практикум для педагогов

Март

Музыкальный

руководитель

Родительское собрание по теме  «Народное творчество в жизни ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития дошкольников»

Апрель

Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатель

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Июнь

Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Июль

Музыкальный

руководитель

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Яблочные посиделки»

Август

Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

 мероприятия

Форма

проведения

Предварительная

 работа

Материал

Направление

«Зимние святки»

Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками.

Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество»

Праздник

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя  о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением.

Иллюстрации с изображением ряженных

Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Развлечение

Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок колядования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

«Широкая

Масленица»

Русский  праздник.

Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Физическое развитие.

Знакомство детей с масленичными песнями.

«Посиделки»

Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры « Горелки»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

«Егорьев день»

Развлечение

Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые

Физическое развитие.

Вербное воскресенье.

Развлечение

Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен.

Веточки вербы

Народные костюмы.

Художественно-эстетическое развитие

Троицкие гуляния

Летний праздник.

Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обряде завивания берёзки,  Кумления .

Проведение русских народных игр «Венок» и

«Во поле берёзонька стояла»

Развлечение для детей «Как на Троицу, как на зеленую!»»

Демонстрационный материал.

Позновательно-речевое развитие.

«На Ивана, да на Купалу!»

Летний праздник.

Рассказ педагога о традициях и обрядах празднования старинного праздника. Знакомство с Русалками, Водяным, Кикиморой.

Игры «Горелки», песни «На святого Ивана», закличка «Купала, Купала».

Демонстрационный материал, наглядные пособия, просмотр презентации.

Позновательно-речевое развитие.

«Яблочные посиделки!»

Рассказ педагога о празднике, познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки!»

Игры «Коршень», «А некуда Заиньке выскочить».

Иллюстрации с изображением, демонстрационный материал, атрибуты.

Художественно-эстетическое развитие

Ожидаемые результаты:

- создать условия и сформировать  предметно- развивающую среду    для  внедрения  в жизнь своих воспитанников детского фольклора;

- воспитать у детей зачатки  нравственного самосознания и причастности к родным истокам;

- способствовать развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики ;

- научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям  своего народа;

- повысить профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.

 

Целевые группы проекта:

1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность музыкального руководителя  и ребёнка (подгруппы детей, индивидуальная работа, самостоятельная детская деятельность).

2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа, совместная работа с детьми и музыкальным руководителем.

3 целевая группа - родители: вовлечение родителей в мероприятия, совместная работа с детьми, оказание консультативной помощи.

Содержание работы с родителями реализовались через следующие разнообразные формы:

Наименование

Цель использования  формы

Формы проведения общения

Информационно- 

аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение анкетирования,  срезов и опросов.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.

Познавательные

Ознакомление родителей с русской народной культурой, обрядами русского народа. 
Формирование у родителей 
практических навыков.

Проведение родительского собрания по теме «Народное творчество в жизни ребенка», консультации в нетрадиционной форме, педагогическая 

гостиная, игры с фольклорным  содержанием, тематическая 

библиотека для родителей, папки-передвижки.

Наглядно - 
информационные:
информационно- 
ознакомительные; 
информационно- 
просветительские.

Ознакомление родителей с работой в 
группах, с преподнесением 
материала в зависимости от возраста детей.

Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности. 
Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание     альбома изобразительного творчества «Алтай –фольклорный  уголок России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Батюшка Покров"

Народные праздники в детском саду...

Творческий проект "Мой Алтай - заповедный край"

Представления дошкольников о родном крае формируются   на  основе знаний, которые они получают в детстве. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного раз...

Проект "Люби и знай свой край - Алтай"

Родина- это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриоти...

Проект «Мой Алтай - заповедный край» (старший дошкольный возраст)

Проект«Мой Алтай - заповедный край»(старший дошкольный возраст)...

Проект: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром»

Среднесрочный, познавательно-творческий  проект: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» с  участниками: дошкольниками 6 лет, педагогами, музыкальным руководителем...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"

Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"...